Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г.) стр. 7

Согласно данным перечням, населенные пункты были дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Статья 1 названного Федерального закона содержит положение и о том, что порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 года N 30 утверждено "Положение о порядке отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи им удостоверений единого образца".
Согласно п. 1 Положения отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождения военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
Определение указанных населенных пунктов осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.
В п. 2 этого же Положения указано о том, какие документы, подтверждающие факт проживания либо прохождения военной службы в населенном пункте, включенном в перечни, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания, должны предоставить граждане для решения вопроса об отнесении их к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Исходя из вышеизложенного, при решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949-1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 с3в (бэр).
Что касается граждан, прибывших для проживания или прохождения службы в населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне после 1963 года, то они не могут быть отнесены к лицам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку Федеральный закон от 10 января 2002 года распространялся лишь на граждан, проживавших в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 с3в (бэр).
Вместе с тем, если вышеназванные граждане заявляют требование о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, то при решении данного вопроса следует руководствоваться правилами возмещения вреда (ГК РФ).
Вопрос 53: Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы. Льгота предоставляется вне зависимости от занимаемой инвалидом жилой площади и вне зависимости от количества затраченных коммунальных услуг.
Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901) определяют, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
В то же время статьи 14, 15, 18, 21, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года) предоставляют 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам войны, в том числе Великой Отечественной войны: инвалидам боевых действий; жителям блокадного Ленинграда; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лицам, имеющим звание "Ветеран труда"; членам семей ветеранов труда, совместно с ними проживающим лицам. При этом в этих статьях указано, что льгота по оплате жилья предоставляется в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, а льгота по оплате коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
В каком размере должны быть предоставлены эти льготы инвалидам, на которых распространяется Федеральный закон от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года с последующими изменениями и дополнениями): в пределах социальной нормы жилья или в полном объеме?
Ответ: Поскольку рассматриваемая льгота предусмотрена и Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при решении вопроса о порядке ее применения должен применяться специальный закон, регулирующий порядок предоставления льгот инвалидам. Таким законом является Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, инвалиды, которые являются еще и ветеранами, членами семьи ветеранов или лицами, которые проживают с ветеранами, не могут быть поставлены в худшие условия при решении вопроса о предоставлении им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, чем просто инвалиды, на которых Федеральный закон "О ветеранах" не распространяется.
Поэтому 50-процентная скидка на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться инвалидам, на которых распространяется Федеральный закон от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 2 января 2000 года с последующими изменениями и дополнениями), на всю жилую площадь, занимаемую ими.
Вопрос 54: Подлежит ли рассмотрению в суде жалоба гражданина на действия квалификационной коллегии судей, отказавшей в даче согласия на привлечение судьи к ответственности на основании заявления гражданина?
Ответ: Пункт 12 ст. 16 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря 2001 года) устанавливает принцип неприкосновенности судей, а ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года "Об органах судейского сообщества" (в редакции от 4 июля 2003 года) закрепляет правило о том, что решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке лицом, в отношении которого оно принято.
По смыслу этих норм в судебном порядке может быть обжаловано только решение квалификационной коллегии и лишь лицом, в отношении которого оно принято, чьи права оно затрагивает.
В большинстве случаев, когда с заявлением в квалификационную коллегию судей обращаются граждане с жалобой на судью, решением которого они недовольны, решение квалификационной коллегией судей не выносится. На заявление гражданина отвечает председатель квалификационной коллегии.
В таком случае нет объекта обжалования - решения квалификационной коллегии судей и нет субъекта, полномочного обжаловать решение, - лица, в отношении которого квалификационной коллегией судей принято решение. В связи с вышеизложенным в принятии к производству суда такой жалобы, как не подлежащей рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, должно быть отказано на основании ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В том случае, если по заявлению гражданина о привлечении судьи к ответственности квалификационной коллегией судей будет вынесено решение и гражданин будет с ним не согласен и обжалует его в суд, в принятии такой жалобы должно быть отказано на основании ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, так как такое решение может быть обжаловано только лицом, в отношении которого оно принято.