Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 августа 2015 г. N 726 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490" стр. 3

опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;
социальная занятость инвалидов.
Опережающее обучение и стажировка работников организуются в целях расширения возможностей трудоустройства граждан в случае риска массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), а также граждан, ищущих работу.
Одно из основных стратегических направлений повышения инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга связано с развитием трудовых ресурсов, организацией подготовки высококвалифицированных кадров, ориентированных на потребности инновационных отраслей экономики и модернизацию рабочих мест, которая значительно повысит производительность труда и эффективность использования трудовых ресурсов, снизит потребность Санкт-Петербурга в рабочей силе. Ограничить процесс высвобождения кадров в условиях массовой реструктуризации и системной модернизации предприятий возможно за счет организации масштабной превентивной переподготовки работников в целях приобретения ими новых компетенций для замещения инновационных рабочих мест на своем предприятии или возможности трудоустройства на предприятиях Санкт-Петербурга, вкладывающих инвестиции в создание новых рабочих мест. В рамках подпрограммы 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" настоящей Программы реализуется мероприятие по организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, а также работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию, модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, и организации стажировок граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Однако, в изменившейся ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга в конце 2014 - начале 2015 годов (рост числа средних и крупных предприятий, заявляющих о предстоящих высвобождениях и массовых увольнениях работников, рост численности работников, находящихся в простое, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя) средств, выделенных из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию данного мероприятия, недостаточно для изменения условий на рынке труда, повышения его инвестиционной привлекательности, развития трудовых ресурсов.
Опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, позволит работодателям при реорганизации, реструктуризации предприятия, снижении объемов производства, оказания услуг или приостановке деятельности предприятия осуществить переобучение работников новым видам деятельности, избежав их увольнения или обеспечив трудоустройство на предприятие, реализующее программы развития, а работникам повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями (специальностями), повысить конкурентоспособность на рынке труда, избежав потери работы (заработка). Обучение граждан, ищущих работу, позволит повысить их профессиональную мобильность и одновременно минимизировать сроки вынужденной безработицы, тем самым обеспечить непрерывные поступления в бюджет Санкт-Петербурга финансовых средств в виде налоговых отчислений. Таким образом, мероприятие, указанное в пункте 1 таблицы 14-3 подпрограммы, (далее - мероприятия) поможет создать условия для оптимизации деятельности предприятий и, одновременно,
ограничить рост социальной напряженности в Санкт-Петербурге.
В мероприятии примут участие работники предприятий (организаций), находящиеся в простое, работающие в режиме неполного рабочего времени, заявленные к высвобождению, и граждане, обратившиеся в службу занятости населения в целях поиска подходящей работы.
Субсидии на организацию опережающего обучения и стажировки предоставляются предприятиям (организациям), работники которых находятся в простое, работают в режиме неполного рабочего времени, заявлены к высвобождению, и (или) предприятиям (организациям), реализующим программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала, модернизации, реструктуризации и (или) реализующим проекты, направленные на импортозамещение.
Опережающее профессиональное обучение может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, или в образовательных подразделениях предприятий (организаций), имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности.
Стажировка работников и граждан, ищущих работу в целях приобретения опыта работы, в том числе после прохождения опережающего обучения, организуется на специально созданных или выделенных работодателем рабочих местах на основании срочных трудовых договоров.
Предприятия (организации), получившие субсидию на организацию опережающего обучения (стажировки), должны обеспечить стабильную занятость работников и граждан, ищущих работу, после завершения обучения и (или) прохождения стажировки.
В приоритетном порядке предусматривается реализация опережающего профессионального обучения и стажировки работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, из числа родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, для занятости на предприятиях, осуществляющих инвестиционную деятельность, проводящих модернизацию и реструктуризацию, в том числе создающих в процессе данной деятельности новые рабочие места.
Планируется, что опережающее профессиональное обучение и стажировку пройдут не менее 639 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
В рамках реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга, планируется трудоустроить на временную работу не менее 1646 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.
Участниками мероприятия могут стать работники организаций, находящиеся в простое, работающие в режиме неполного рабочего времени, заявленные к высвобождению, а также граждане, ищущие работу, в том числе уволенные из организаций.
Организация временной занятости ориентирована на создание рабочих мест временного характера в организациях, испытывающих временные трудности в связи с финансовым кризисом, трудоустройство на временные и постоянные рабочие места в организациях, реализующих программы модернизации, импортозамещения, планы замещения иностранной рабочей силы, а также выполнение работ, имеющих социальную значимость для Санкт-Петербурга.
Реализация мероприятий по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, может осуществляться организациями, испытывающими трудности в связи с финансовым кризисом. Временные рабочие места создаются в той же организации в рамках создания ее дочерних организаций или в иной организации.
Временные рабочие места предполагается создать в различных сферах экономической деятельности, в том числе:
в жилищно-коммунальном хозяйстве;
при ремонте, строительстве и реконструкции автомобильных дорог;
в строительстве и реконструкции жилья;
в строительстве объектов социально-культурного назначения;
в обеспечении оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживания санаторно-курортных зон;
в уходе за престарелыми, инвалидами и больными;
в переводе баз данных в электронные формы.
Организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, позволит решить задачу стимулирования сохранения и создания рабочих мест, в том числе путем реструктуризации занятости, и будет способствовать обеспечению трудовой занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Эффект от принятых мер также может проявиться в изменении качественного состава персонала и, как следствие, повышении производительности труда.
Планируется, что в рамках реализации подпрограммы осуществлять трудовую деятельность на условиях социальной занятости будут не менее 480 инвалидов.
В Санкт-Петербурге проживают 41700 инвалидов трудоспособного возраста, имеющих рекомендации по трудоустройству, из них официально трудоустроены 29870 человек.
В службу занятости ежегодно обращаются около 5000 инвалидов. В стационарных учреждениях социальной защиты населения проживает 1100 инвалидов, имеющих рекомендации к труду, из них работают только 5%. Учреждения социальной сферы имеют хорошо оснащенные мастерские и возможность сопровождать трудовую деятельность инвалидов со стороны трудотерапевтов.
Анализ показал, что 30% инвалидов, трудоустроенных в открытом рынке труда, в течение года увольняются и вновь обращаются в службу занятости, что подтверждает необходимость развития новых услуг, способствующих закреплению их на рабочих местах - социальная занятость.
15% инвалидов, обращающихся в службу занятости, не имеют профессионального образования и опыта работы. Социальная занятость в сети сувенирных мастерских Санкт-Петербурга предполагает обучение ремеслу на рабочем месте. При этом экономятся бюджетные средства на профессиональное образование тех инвалидов, которые заведомо знают, что работать по полученной профессии (специальности) не будут. Родители молодых инвалидов избегают болезненного перехода из образовательной организации в сферу трудовых отношений. Часто в службу занятости обращаются инвалиды старше 30 лет, которые имеют по 3-4 профессии (в разных сферах) и не разу не работали.
Для работодателей, трудоустраивающих инвалидов, самым сложным является период адаптации нового работника на рабочем месте (период выполнения инвалидом несложных видов работ может длиться до нескольких месяцев).
Реализация социальной занятости инвалидов в Санкт-Петербурге послужит дополнительным стимулом для работодателей, планирующих трудоустроить инвалидов, что позволит избежать социальной напряженности среди граждан с инвалидностью, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства.
Социальная занятость расширяет возможности инвалидов по реализации своего права на труд.
Мероприятия социальной занятости инвалидов предполагают комплексный подход в нескольких направлениях:
работа в региональных отделениях всероссийских общественных организаций (Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых). Предполагается работа по формированию архивов, баз данных организаций, по формированию праздничных наборов, выполнение функций социальных работников;
работа в "защищенных мастерских", функционирующих в структуре общественных организаций Санкт-Петербурга. Деятельность таких мастерских строится на обучении инвалидов по выполнению простых операций с обязательным сопровождением специалистов, посещающих данные мастерские, в зависимости от патологии инвалидов (с нарушением интеллекта, с синдромом Дауна, сочетанные патологии и другие);
работа в структурных подразделениях Санкт-Петербургской Епархии (благоустройство территории, работа в реставрационных мастерских, упаковка и другие);
работа на предприятиях, где созданы рабочие места за счет субсидий бюджета Санкт-Петербурга в 2015 году, на период адаптации на рабочем месте;
работа в общественных организациях, реализующих пилотные проекты, направленные на содействие трудоустройству инвалидов (проект "Бригада" для выпускников детских домов, имеющих инвалидность);
работа инвалидов-колясочников, производящих оценку объектов городской инфраструктуры на доступность для маломобильных групп населения;
работа для инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы;
работа в специализированных мастерских, расположенных в Домах-интернатах, Центрах реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, находящихся в ведении органов социальной защиты Санкт-Петербурга;
работа на предприятиях, выполняющих квоту по трудоустройству инвалидов (сохранение квотируемых рабочих мест).
В целях повышения эффективности реализации мероприятия по социальной занятости инвалидов планируется обеспечить информационное и юридическое сопровождение, проведение профессиональных проб.

12-1.4. Сроки реализации подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"

Подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга" реализуется в 2015 году.

12-1.5. Индикаторы подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"