1.8. В подразделе 10.7 слова "Петербургский социальный центр "Мегаполис" заменить словами "Петербургский социологический центр "Мегаполис".
1.9. Приложение к постановлению дополнить разделом 12-1 следующего содержания:
"12-1. Подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"
12-1.1. Паспорт подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"
1 | Соисполнители подпрограммы | - |
2 | Участники подпрограммы | - |
3 | Цели подпрограммы | Предупреждение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга |
4 | Задачи подпрограммы | 1. Предупреждение роста регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге. |
2. Поддержка эффективной занятости населения. | ||
5 | Индикаторы подпрограммы | Уровень регистрируемой безработицы. |
Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, трудоустроенных на временную работу. | ||
Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку. | ||
Численность инвалидов, трудоустроенных на рабочие места на условиях социальной занятости. | ||
Доля работников, находившихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку. | ||
Доля работников организаций, находившихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости. | ||
Доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, в общей численности участников мероприятий региональной программы. | ||
6 | Сроки реализации подпрограммы | 2015 год |
7 | Общий объем финансирования подпрограммы по источникам финансирования, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 году составляет 158589,6 тыс.руб.,в том числеиз бюджета Санкт-Петербурга - 23786,3 тыс.руб.,из федерального бюджета - 134803,3 тыс.руб. |
8 | Общий объем финансирования подпрограммы по исполнителям и участникам государственной программы, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы в 2015 году составляет 158589,6 тыс.руб.,в том числеКТЗН - 158589,6 тыс.руб. |
9 | Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | Сдерживание уровня регистрируемой безработицы (не выше 0,6% от численности экономически активного населения Санкт-Петербурга на конец периода);трудоустройство на временную работу не менее 1646 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;обеспечение опережающего профессионального обучения и стажировки не менее 639 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;трудоустройство на рабочие места на условиях социальной занятости не менее 480 инвалидов; |
обеспечение сохранения занятости или трудоустройства на новые рабочие места не менее 85% работников организаций, завершивших опережающее профессиональное обучение и стажировку, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку;обеспечение сохранения занятости или трудоустройства на новые рабочие места не менее 85% работников организаций в общей численности работников, участвовавших во временной занятости;обеспечение доли родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, в общей численности участников мероприятий региональной программы не менее 50%. |
12-1.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"
В течение 2014 года на рынке труда Санкт-Петербурга сохранялась позитивная ситуация. По данным Росстата, уровень занятости населения характеризуется высокими значениями, в среднем за IV квартал 2014 года уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в Санкт-Петербурге составил 1,3% от экономически активного населения (ЭАН), уровень занятости населения в экономике - 72,3% от населения в возрасте 15-72 года.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2013 год) на конец декабря 2014 года составил 0,36% от ЭАН.
Количество вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Служба занятости) в январе-декабре 2014 года, составило 250,4 тыс. единиц, что в 2,7 раза превысило численность населения, обратившегося за тот же период за содействием в поиске подходящей работы.
За январь-декабрь 2014 года наибольшая потребность в работниках была заявлена предприятиями и организациями в таких видах экономической деятельности, как "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 25,7% от всех заявленных вакансий; "оптовая и розничная торговля" - 20,85%; "строительство" - 17,9%; "обрабатывающие производства" - 10,7%.
Согласно данным обследования населения по вопросам занятости Росстата численность занятого населения в IV квартале 2014 года составила 2862,9 тыс. человек, что на 3,8% выше, чем в аналогичном периоде 2013 года.
Уровень жизни, сформированный в Санкт-Петербурге, и ситуация на рынке труда содействовали притоку населения как из регионов Российской Федерации, так и из-за рубежа.
Ведущую роль в миграционных процессах обеспечивает приток населения из регионов Российской Федерации. В 2013 году межрегиональная миграция составила 63,0 тыс. человек, что на 13,0 тыс. человек больше, чем в 2012 году. Несколько меньшее значение имеет международная миграция, однако с 2011 года наблюдается ее заметный рост. В 2011 году международная миграция обеспечила прирост населения Санкт-Петербурга на 12,6 тыс. человек, в 2013 году - на 37,0 тыс. человек.
Ожидается, что развитие приоритетных сфер экономики Санкт-Петербурга одновременно с повышением производительности труда вследствие оптимизации производственных процессов и внедрения новых технологий приведет к перераспределению трудовых ресурсов. Снижение численности занятых ожидается в таких видах экономической деятельности, как "государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование", "образование", "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг". Некоторое увеличение численности работников можно ожидать в обрабатывающих производствах, гостиничном и ресторанном бизнесе, финансовой сфере, операциях с недвижимым имуществом, аренде и представлении услуг, транспорте и связи.
Таблица 14-1
Прогноз среднегодовой численности занятых в экономике в Санкт-Петербурге
тыс.чел. | ||||
N | Наименование показателя | Отчет | Прогноз | |
п/п | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 2565,30 | 2589,80 | 2618,60 |
1.1 | Обрабатывающие производства | 364,00 | 367,50 | 371,5 |
1.2 | Производство и распределение электроэнергии, газа, воды | 45,40 | 45,60 | 45,7 |
1.3 | Строительство | 261,40 | 263,50 | 265,5 |
1.4 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 557,40 | 560,90 | 565,9 |
1.5 | Гостиницы и рестораны | 66,50 | 69,80 | 73,4 |
1.6 | Транспорт и связь | 233,60 | 234,20 | 235,6 |
1.7 | Финансовая деятельность | 63,40 | 67,30 | 71,8 |
1.8 | Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг | 379,60 | 391,80 | 405,2 |
1.9 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование | 88,30 | 85,50 | 82,6 |
1.10 | Образование | 228,30 | 224,80 | 221,1 |
1.11 | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 146,20 | 149,10 | 150,6 |
1.12 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 116,30 | 114,60 | 114,3 |
1.13 | Прочие виды деятельности | 14,90 | 15,20 | 15,4 |
Вместе с тем ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга начала ухудшаться в конце 2014 года: нарастала численность безработных (с 8583 человек регистрируемых безработных на 30.10.2014 до 10337 человек на 31.12.2014, рост на 20,4%); росло число средних и крупных предприятий, заявляющих о предстоящих высвобождениях и массовых увольнениях работников (численность работающих, выбывающих по причинам сокращения, ликвидации предприятий, реструктуризации и оптимизации составила 2,8 тыс. человек по итогам III квартала 2014 года и 1,6 тыс. человек в IV квартале 2014 года). Выросла численность работников, находящихся в простое по вине работодателя (с 4332 человек в III квартале до 5935 человек в IV квартале 2014 года). До 7,7% от списочной численности составила доля работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по заявлению работника или инициативе работодателя в IV квартале 2014 года.
В целом по экономике Санкт-Петербурга численность работающих в декабре 2014 года к декабрю 2013 года выросла на 2,9 тыс. человек (0,7%), но при этом в организациях семи видов экономической деятельности (из 14) она уменьшилась, а в двух рост был ниже среднего по экономике.
Мониторинг и анализ показывают, что негативные явления на рынке труда Санкт-Петербурга продолжаются и будут нарастать в 2015 году. Стремительно набирает темпы регистрируемая безработица. Уже в феврале 2015 года численность безработных граждан возросла до 12380 человек или на 19,7% по сравнению с их числом на 31.12.2014.
С начала 2015 года 372 работодателя предоставили сведения об увольнении работников, в том числе о массовых высвобождениях сообщил 41 работодатель. При этом численность намеченных к увольнению работников составляет 4829 человек.
Для оказания содействия занятости высвобождаемых работников и снижения напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга службой занятости проводится следующая работа:
информируются работодатели о сроках, порядке и формах направления уведомлений о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также о неполной занятости работников;
открыта телефонная "горячая линия" для работников и работодателей: тел. 320-06-52;
размещена информация о сокращении численности или штата работников на предприятии и формах предоставления сведений в органы службы занятости населения на официальном сайте Комитета: www.rspb.ru и сайте ГАУ ЦЗН: www.r21.spb.ru;
подготовлена памятка для работодателей и высвобождаемых работников;
во всех АЗН ГАУ ЦЗН созданы рабочие группы по оперативному взаимодействию с предприятиями, в том числе по координации планов предприятий, набирающих персонал, и предприятий, высвобождающих работников, а также по организации опережающего обучения;
сформирован список работодателей, предоставляющих в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, которых планируется привлечь к получению государственных услуг (с последующим регулярным ежемесячным обновлением);
осуществляется еженедельный сбор информации от работодателей о предстоящих массовых высвобождениях работников, длительном простое и неполной занятости;
проводится опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, а также работников предприятий, осуществляющих реструктуризацию, модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами.
По опыту прошлых лет АЗН ГАУ ЦЗН создают группы оперативного реагирования из специалистов АЗН ГАУ ЦЗН, представителей администрации района Санкт-Петербурга, профсоюзной организации и работодателя для ускоренного решения всех возникающих социальных и трудовых проблем в ходе высвобождения.
Накопленный в последнее время опыт работы АЗН ГАУ ЦЗН в стенах торгово-развлекательного комплекса "Радуга" в форме временного дополнительного пункта приема и регистрации ищущих работу граждан показывает, что широкое использование этой наработанной практики позволит, при необходимости, охватить государственными услугами значительный дополнительный круг регистрируемых лиц, ищущих работу и нуждающихся в содействии занятости.
За первые два с половиной месяца 2015 года число вакансий, находящихся в банке данных ГАУ ЦЗН, уменьшилось с 82,8 тыс. единиц до 53,8 тыс. единиц или на 35%. При этом на проведенной 5 марта 2015 года общегородской Ярмарке вакансий и учебных рабочих мест побывало рекордное за последние годы число посетителей и работодателей.
Настоящая Программа в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 предусматривала на 2015 год реализацию мероприятий, которые позволят сдержать безработицу (учтенную по методологии МОТ) в пределах до 2,0% от ЭАН. Но в прогнозе развития рынка труда на 2015 год, разработанном в 2014 году, не в полной мере могли быть предусмотрены форс-мажорные обстоятельства, возникшие в новом году, и, соответственно, оценены масштабы безработицы, неполной занятости, высвобождения работников с предприятий, находящихся в кризисной ситуации.
Динамика ситуации на рынке труда в первые месяцы 2015 года показывает, что настоящая Программа должна быть дополнена мероприятиями в области занятости населения, направленными на снижение напряженности на рынке труда, которые позволили бы путем принятия превентивных мер оказать содействие занятости работников предприятий и ищущих работу граждан, с одной стороны, и снизить численность зарегистрированных в государственной службе занятости населения безработных граждан, с другой стороны.
Государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298 установлены следующие значения показателя "уровень регистрируемой безработицы" для Санкт-Петербурга: в 2015 году - 0,6% от ЭАН; в 2016 году - 0,7% от ЭАН; в 2017 году - 0,7% от ЭАН; в 2018 году - 0,7% от ЭАН; в 2019 году - 0,6% от ЭАН; в 2020 году - 0,6% от ЭАН.
Таким образом, при установленной Рострудом численности экономически активного населения для расчета уровня регистрируемой безработицы в 2015 году в Санкт-Петербурге в 2885096 человек численность зарегистрированных безработных не должна превысить в 2015 году порогового значения в 17,3 тыс. человек.
Расчеты показывают, что при численности безработных граждан 10337 человек на начало 2015 года и среднем приросте численности зарегистрированных безработных около 800 человек в месяц к концу 2015 года численность безработных граждан в Санкт-Петербурге может составить более 19,9 тыс. человек.
Ожидается, что в рамках реализации дополнительных мер, требования к разработке которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", будут получены следующие результаты:
опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, пройдут не менее 639 человек;
временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, будет обеспечена для 1646 человек;
социальная занятость будет организована для 480 инвалидов.
Таким образом, дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда, позволят обеспечить снижение прироста численности зарегистрированных безработных не менее чем на 2700 человек в 2015 году и удержать уровень регистрируемой безработицы в заданных пределах.
Кроме того, мероприятия подпрограммы позволят повысить уровень квалификации сотрудников предприятий (организаций) Санкт-Петербурга или переподготовить их в целях выполнения новых трудовых функций, тем самым повысить конкурентоспособность предприятий, сохранить высококвалифицированные кадры и рабочие места.
12-1.3. Цели и задачи подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга"
Целью подпрограммы "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга" является предупреждение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
предупреждение роста регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге;
поддержка эффективной занятости населения Санкт-Петербурга.
На решение поставленных задач направлены следующие мероприятия подпрограммы: