В соответствии с действующим законодательством налоговыми органами осуществляются функции по государственной регистрации юридических лиц (с июля 2002 года) и индивидуальных предпринимателей (с 2004 года).
Комментарий
Проводимая реформа гражданского законодательства затрагивает различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и направлена на совершенствование процедур государственной регистрации, а также сокращение административных барьеров.
Стремление законодателя максимально обезопасить участников гражданского оборота привело к замене уведомительного порядка регистрации организаций на разрешительный.
В текущем году произошли существенные изменения на законодательном уровне: сокращен срок регистрации страхователя в государственных внебюджетных фондах (до трех рабочих дней), ускорен обмен информацией между регистрирующим органом и государственными внебюджетными фондами, отменена обязанность юридических лиц и ИП уведомлять налоговые и государственные внебюджетные фонды об открытии банковского счёта, упразднена обязанность для учредителей ООО по оплате не менее чем наполовину уставного капитала на момент создания, исключена необходимость нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя при личной подаче документов для государственной регистрации юридического лица при его создании.
Часть нововведений направлена на защиту, как заявителей, так и иных участников гражданского оборота:
1. Закреплена обязанность регистрирующего органа про водить проверку достоверности данных, изменений в его уставе или иных изменений, включаемых в ЕГРЮЛ, до регистрации юридического лица (ч. 3 ст. 51 ГК РФ). Таким образом, при наличии подтвержденной информации о предоставлении заявителем недостоверных сведений для включения в государственный реестр (например, об адресе места нахождения юридического лица, сведений об участниках и руководителе юридического лица, видах экономической деятельности и т.д.) налоговые органы вправе отказать в государственной регистрации.
2. Введена презумпция полноты и достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) для использования их третьими лицами на основании информации и документов, представленных заявителем (ч. 2 ст. 51 ГК РФ).
Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Причем юридическое лицо во взаимоотношениях с контрагентами не вправе ссылаться на данные, не включенные в ЕГРЮЛ, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем.
Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота, если в отношении него в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные или неактуальные данные.
3. Заинтересованное лицо вправе представить в налоговую инспекцию возражения в отношении предстоящей государственной регистрации изменений устава или включения данных о нем в ЕГРЮЛ (абз. 2 ч. 4 ст. 51 ГК РФ), а регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации таких изменений (ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Эта мера позволяет регистрирующему органу получить информацию, способную повлиять на вынесение решения о государственной регистрации.
Изменения, касающиеся уведомления заинтересованных лиц о предстоящей регистрации и возможности подачи ими возражений, направлены, прежде всего, на предотвращение рейдерских захватов.
4. Согласно вступившим в силу с июля прошлого года требованиям к оформлению документов для регистрации юридических лиц (приказ ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@) заявителями при создании юридического лица должны выступать все учредители. При этом, подпись каждого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, исключение составляет представление документов непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем.
Представитель заявителя при сдаче или получении документов, связанных с государственной регистрацией, может действовать только на основании нотариальной доверенности.
5. В связи с тем, что не каждый заявитель, получая государственную услугу по государственной регистрации юридических лиц, выполняет возложенные на него обязанности (несвоевременное и (или) недостоверное предоставление сведений для внесения в ЕГРЮЛ), статьей 14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (в виде предупреждения, штрафа в размере 5 000 рублей или дисквалификации).
Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, стали открытыми и доступными.
Правовое регулирование порядка регистрации развивается по пути упрощения процедуры регистрации юридического лица с одновременным повышением ответственности его учредителей за соблюдением всех норм действующего законодательства.
Подсказка 1
Воспользовавшись сервисом "Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации" на сайте ФНС России можно узнать: какие документы и когда были поданы для регистрации изменений в отношении юридического лица, в какой налоговый орган, лично или в иной форме, входящий номер заявления, дату готовности документов и вид решения, если оно было принято.
Подсказка 2
Сервис "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" на сайте ФНС России содержит информацию о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Главный государственный налоговый инспектор отдела регистрации и учета налогоплательщиков | Е.М. Квинт |