Ассортимент продукции, выпускаемой предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в Санкт-Петербурге, включает в себя все необходимые для жизнедеятельности населения продукты питания (хлеб, молочную, мясную, рыбную, кондитерскую и другие виды продукции), что обеспечивает потребительский рынок Санкт-Петербурга более чем на 60 процентов и является важнейшим фактором его продовольственной безопасности.
В 2013 году объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций, занятых в сфере производства пищевых продуктов, вырос на 5,4 процента по сравнению с 2012 годом и составил 10,7 млрд. рублей.
Сумма налогов и сборов, уплаченных организациями пищевой и перерабатывающей промышленности Санкт-Петербурга в 2013 году в бюджеты всех уровней, составила 147,5 млрд. рублей (26,1 процента) от перечислений всей экономики Санкт-Петербурга.
При этом в бюджет Санкт-Петербурга пищевыми и перерабатывающими предприятиями перечислено более 20,4 млрд. рублей, что составило 32,6 процента общей суммы налоговых поступлений всех промышленных предприятий в бюджет Санкт-Петербурга.
Девять предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2013 году вошли в состав 100 крупнейших налогоплательщиков в бюджет Санкт-Петербурга.
В связи с тем, что Санкт-Петербург не относится к сельскохозяйственным регионам, пищевая и перерабатывающая промышленность Санкт-Петербурга полностью зависит от ввоза основного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, в том числе зерна, мяса и молока.
На территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность семь крупных производителей мясной продукции (колбасных изделий, мясных полуфабрикатов), три крупных предприятия по производству замороженных полуфабрикатов и три крупных предприятия молочной промышленности.
В 2013 году мясоперерабатывающими предприятиями в Санкт-Петербурге было произведено 44,5 тыс. тонн колбасных изделий (104,7 процента к 2012 году) и 88,1 тыс. тонн мясных (мясосодержащих) полуфабрикатов (129,6 процента к 2012 году). Предприятиями молочной промышленности выпущено 481,8 тыс. тонн цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), что на 2,2 процента больше, чем в 2012 году.
В Санкт-Петербурге расположены три мельничных комбината общей мощностью 768,6 тыс. тонн муки в год и элеваторные емкости для хранения зерна на 276,5 тыс. тонн. Производство муки на территории Санкт-Петербурга стабильно растет. Всего в 2013 году произведено 397,3 тыс. тонн муки из зерновых, овощных и других растительных культур.
Годовая потребность Санкт-Петербурга в продовольственном зерне составляет 450 - 480 тыс. тонн в год или 37,5 - 40 тыс. тонн в месяц. Все зерно, перерабатываемое мукомольными предприятиями Санкт-Петербурга, поставляется из других регионов Российской Федерации. Более половины объемов обеспечивает Центральный федеральный округ.
Хлебопекарная отрасль в Санкт-Петербурге представлена четырьмя группами компаний, в составе которых на территории Санкт-Петербурга работают 10 крупных и средних организаций. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2013 году вырос на 2,1 процента по отношению к показателям 2012 года и составил 291,9 тыс. тонн. По оценке индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака в 2014 году составит 101 процент к уровню 2013 года.
В рыбохозяйственном комплексе Санкт-Петербурга функционирует 27 рыбодобывающих организаций и индивидуальных предпринимателей, более 60 рыбоперерабатывающих организаций.
Рыбодобывающие организации Санкт-Петербурга осуществляют промысел в северо-восточной и центрально-восточной частях Атлантического океана (3 организации), в Балтийском море, Финском заливе, р. Неве (11 организаций и 13 индивидуальных предпринимателей).
Уловы рыбодобывающих организаций в Санкт-Петербурге - пользователей водных биоресурсов за 2013 год составили по всем районам промысла 59,3 тыс. тонн, из них в Балтийском море - 3,9 тыс. тонн, в районах действия международных договоров Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации - 55,4 тыс. тонн.
Объем производства рыбы, переработанных и консервированных рыбных продуктов в 2013 году составил 58,1 тыс. тонн, отгрузка продукции в денежном выражении - на сумму 8,0 млрд. рублей.
Существующая структура производства, поставок и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге в последние годы устойчиво обеспечивает потребности населения города в важнейших видах продовольствия. Вместе с тем, в Санкт-Петербурге в этой сфере имеется немало проблем:
зависимость рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге от поставок сельскохозяйственной продукции из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран;
высокая доля транспортной составляющей в стоимости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в связи с большой удаленностью Санкт-Петербурга от основных сельскохозяйственных регионов Российской Федерации и зарубежных стран;
высокий физический и моральный износ оборудования части предприятий Санкт-Петербурга, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания;
низкие темпы технологической модернизации и обновления основных производственных фондов пищевых и перерабатывающих предприятий Санкт-Петербурга;
высокая степень монополизации в ряде секторов рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге.
Одним из важнейших направлений при реализации задачи по снабжению населения Санкт-Петербурга безопасными продуктами питания является обеспечение эпизоотического благополучия Санкт-Петербурга.
Проведенный анализ материально-технического оснащения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных", находящегося в ведении Управления ветеринарии Санкт-Петербурга, показал высокую степень износа лабораторного оборудования (90 - 100 процентов).
Данное положение дел не позволяет в полном объеме в установленные сроки выполнять поставленные задачи по выявлению инфекционных, инвазионных, а также особо опасных и карантинных заболеваний. Материально-техническое состояние учреждения требует переоснащения. Особое внимание следует уделить состоянию и оснащенности приборами, оборудованием для проведения своевременной диагностики заразных болезней животных.
Оснащение материально-технической базы новым оборудованием, предназначенным для проведения лабораторно-диагностических исследований, позволит не только увеличить количество проводимых испытаний, направленных на выявление животных больных хроническими инфекционными болезнями, расширить спектр видов исследований на различные инфекционные заболевания общие для человека и животных, но и повысит выявляемость особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, в продуктах животного происхождения и кормах.
По оценке количество лабораторно-диагностических исследований в 2014 году составит 543582 исследований (101,3 процента к уровню 2013 года), количество направлений проводимых исследований - 90 (104,7 процента к уровню 2013 года).
4.2. Описание целей и задач подпрограммы
Целью подпрограммы является создание благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга в целях обеспечения населения Санкт-Петербурга качественными и безопасными продуктами питания.
Для достижения постановленной цели подпрограммой предусмотрены мероприятия, направлены на решения следующих задач:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
повышение финансовой устойчивости, стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, поддержка технической и технологической модернизации товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
содействие развитию рыбохозяйственного комплекса Санкт-Петербурга.
4.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы: 2015 - 2020 годы.
Этапы реализации подпрограммы не предусмотрены.
4.4. Индикаторы подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге"
N п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | Значение индикатора по годам | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака | в процентах к предыдущему году | 102,0 | 101,8 | 101,8 | 101,8 | 101,5 | 101,5 | |
2 | Средняя номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) | рублей | 30500 | 31367 | 33092 | 34912 | 38436 | 45585 | |
3 | Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций | л.с. на 100 га | 415 | 415 | 415 | 415 | 415 | 415 | |
4 | Удельный вес племенного скота в общем поголовье | проценты | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
5 | Урожайность картофеля | ц/га | 242,0 | 244,4 | 246,9 | 249,3 | 251,8 | 254,3 | |
6 | Урожайность овощей открытого грунта | ц/га | 473,0 | 477,7 | 482,5 | 487,3 | 492,2 | 497,1 | |
7 | Надой молока в расчете на одну корову молочного стада (без учета продукции субъектов малого предпринимательства) | кг | 7528 | 7547 | 7586 | 7625 | 7665 | 7705 | |
8 | Объем субсидируемых краткосрочных и инвестиционных кредитов | млн. рублей | 466,7 | 492,4 | 498,3 | 525,7 | 553,6 | 581,8 | |
9 | Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Западном рыбохозяйственном бассейне | тонн | 3078 | 3109 | 3140 | 3172 | 3203 | 3235 | |
10 | Темп роста выполнения объемов лабораторно-диагностических исследований | в процентах к предыдущему году | 103,4 | 102,0 | 101,2 | 101,5 | 101,5 | 101,9 | |
11 | Темп роста количества направлений исследований | в процентах к предыдущему году | 106,7 | 107,3 | 106,7 | 105,5 | 105,2 | 104,1 |
4.5. Риски реализации подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге"
Риски, связанные с реализацией мероприятий подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге", связанных с текущими расходами, относятся к группе экологических рисков и разделены на две группы.
Первая группа рисков - природно-климатические риски.
Ведение сельского хозяйства в Санкт-Петербурге характерно для регионов с рискованным земледелием, расположенных на Северо-Западе России. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, в том числе кормовых (риск потери урожая, сокращение кормовой базы, удорожание кормов).
Основными рисками в рыбохозяйственном комплексе в Санкт-Петербурге также являются природно-климатические, оказывающие влияние на погрешность прогнозов общих допустимых уловов, неравномерность объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, природные аномалии.
Ко второй группе рисков относятся техногенные, фитосанитарные, эпизоотические риски.
Техногенные риски, связанные с хозяйственной деятельностью в прибрежной полосе акватории города или непосредственно на акватории (строительство гидротехнических сооружений, дноуглубительные работы) либо возникшие вследствие аварийных ситуаций при осуществлении судоходства на акватории города оказывают существенное влияние на состояние запасов промысловых видов рыб, потерю естественных нерестилищ, сокращение кормовой базы для водных биологических ресурсов.
Возникновение эпидемий, распространение заразных болезней животных на территории Санкт-Петербурга могут вызвать сокращение или полную ликвидацию поголовья племенных животных и птицы, в том числе редких уникальных пород.
4.6. Перечень мероприятий подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге", связанных с текущими расходами
N | Наименование программы, подпрограммы, отдельного мероприятия | Исполнитель | Источник финансирования | Срок реализации и объем финансирования по годам, тыс. рублей | Итого | |||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов | ||||||||||
1.1 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, повышение плодородия и качества почв в связи с производством (реализацией) продукции растениеводства в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 2232,4 | 2259,2 | 2383,4 | 2509,8 | 2637,8 | 12022,6 |
1.2 | Предоставление юридическим и физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, а также на содержание племенных быков-производителей, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества в связи с производством (реализацией) продукции животноводства в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 13412,5 | 14150,2 | 14320,0 | 15107,6 | 15908,3 | 16719,6 | 89618,2 |
1.2 | Предоставление юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на содержание племенных быков-производителей старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества, а также на закупку племенных быков-производителей и племенного молодняка крупного рогатого скота, в том числе по импорту, в связи с производством (реализацией) продукции животноводства в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 17781,3 | 15650,2 | 15820,0 | 16607,6 | 17408,3 | 18219,6 | 101487,0 |
Федеральный бюджет | 13951,8 | 12667,8 | 13988,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 40608,5 | |||
1.3 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на закупку и заготовку кормов на содержание сельскохозяйственной птицы и крупного рогатого скота, в том числе племенного маточного поголовья, в связи с производством (реализацией) продукции животноводства в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | - | 18234,9 | 18453,7 | 19468,7 | 20500,5 | 21546,0 | 98203,8 |
1.4 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 35000,0 | 14812,2 | 14989,9 | 15814,4 | 16652,6 | 17501,8 | 114770,9 |
Федеральный бюджет | 7701,7 | 222,5 | 3780,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 11705,1 | |||
1.5 | Предоставление субсидий Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" для оснащения материально-технической базы, в связи с реализацией противоэпизоотических мероприятий на территории Санкт-Петербурга | Управление ветеринарии | Бюджет Санкт-Петербурга | - | 1750,0 | 1770,7 | 1868,1 | 1967,1 | 2067,4 | 9423,3 |
1.6 | Предоставление юридическим лицам субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение отечественного сырого молока для производства жидких молочных и пастообразных продуктов питания для детей в возрасте до одного года | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 5275,0 | 5338,3 | 5631,9 | 5930,4 | 6232,8 | 28408,4 |
2. Повышение финансовой устойчивости, стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе, поддержка технической и технологической модернизации товаропроизводителей агропромышленного комплекса | ||||||||||
2.1 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 191116,4 | 10492,2 | 10618,1 | 11202,1 | 11795,8 | 12397,4 | 247622,0 |
Федеральный бюджет | 3317,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3317,9 | |||
2.2 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до пятнадцати лет, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 1102,3 | 1162,9 | 1165,7 | 1229,8 | 1294,9 | 1361,0 | 7316,6 |
Федеральный бюджет | 631,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 631,6 | |||
2.3 | Предоставление юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг субсидий в целях возмещения части затрат на приобретение оборудования, техники в лизинг в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 500,0 | 524,0 | 635,3 | 748,5 | 863,2 | 3271,0 |
3. Содействие развитию рыбохозяйственного комплекса | ||||||||||
3.1 | Предоставление юридическим лицам субсидий в целях возмещения части затрат на добычу (вылов) водных биоресурсов в Западном рыбохозяйственном бассейне в границах Санкт-Петербурга | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 1582,5 | 1601,5 | 1689,6 | 1779,1 | 1869,9 | 8522,6 |
3.2 | Взаимодействие с научно-исследовательскими, научно-промысловыми, общественными организациями и объединениями по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Санкт-Петербурга | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
4. Содействие кадровому обеспечению агропромышленного комплекса | ||||||||||
4.1 | Проведение торжественных мероприятий в связи с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 646,0 | 600,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1246,0 |
4.2 | Обеспечение проверки и согласования документов на награждение работников агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга ведомственными наградами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
4.3 | Организация и проведение мониторинга кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Санкт-Петербурга | КППИ | Бюджет Санкт-Петербурга | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Всего | х | Бюджет Санкт-Петербурга | 245646,0 | 72292,3 | 72541,1 | 76530,9 | 80587,0 | 84696,9 | 632294,2 | |
Федеральный бюджет | 25603,0 | 12890,3 | 17769,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 56263,1 |
Примечание:
КППИ - Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга