Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 г. N 495 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы" стр. 6

Правовой статус территорий нежилых зон города закреплен Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99, и Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными Законом Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N 29-10.
В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 50 крупных территорий нежилых зон. Около 9 тыс. га в границах территорий нежилых зон города относятся к специализированным зонам "ТП-1 - ТП-9", которые, по сути, являются зонами отраслевой специализации.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14.12.2004 N 1961 "О развитии территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения" определен перечень территорий, на которых расположены объекты производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения, подлежащих градостроительному преобразованию и перечень территорий нежилых зон предполагаемых для реконструкции и размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения.
В период с 2004 по 2013 год разработана и утверждена Правительством Санкт-Петербурга градостроительная документация на территорию свыше 3,6 тыс. га в 11 промышленных зонах.
Наличие утвержденной Правительством Санкт-Петербурга градостроительной документации на территории производственных зон позволило городу обеспечивать комплексный подход в развитии территорий и приступить к проектированию и строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
В 2004 - 2013 годах на данные территории было привлечено свыше 60 крупных инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности, в том числе в автомобилестроении, фармацевтической промышленности, металлургии и машиностроении, что позволило обеспечить доход бюджета Санкт-Петербурга в виде обязательных платежей инвесторов за предоставленную землю на сумму более 2,5 млрд. рублей.

2.1.9. Налоговые поступления от промышленности в бюджетную систему

Объем налоговых поступлений от промышленности Санкт-Петербурга в бюджетную систему Российской Федерации в 2013 году по сравнению с докризисным 2007 годом увеличился в 2,8 раза и составил 226,2 млрд. рублей.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в доходную часть бюджета. Доля промышленности в общем объеме налоговых поступлений по городу в консолидированный бюджет Российской Федерации по итогам 2013 года составила 40 процентов, в бюджет Санкт-Петербурга - более 19 процентов (по оценке Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга на основе данных Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу).
Таблица 5

Динамика доли налоговых платежей от промышленности в бюджетную систему Российской Федерации и в бюджет Санкт-Петербурга в 2007 - 2013 годах, в процентах

2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Доля налоговых платежей от промышленности в бюджетную систему Российской Федерации
26,8
26,7
27,9
36,2
36,3
40,6
40,1
Доля налоговых платежей от промышленности в бюджет Санкт-Петербурга
20,2
19,2
17,2
20,8
20,3
19,6
19,4
Более 65 процентов от общего объема налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от промышленности обеспечивают предприятия, осуществляющие деятельность в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (32,6 процента) и предприятия машиностроительного комплекса (32,5 процента).
Таблица 6

Динамика доли основных отраслей в общем объеме платежей промышленных предприятий в бюджет Санкт-Петербурга в 2010 - 2013 годах, в процентах

N
п/п
Виды деятельности
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
1.
Машиностроительный комплекс в целом, в том числе:
24,9
28,2
36,5
32,5
Производство машин и оборудования
9,7
11,1
12,3
11,7
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
9,3
9,8
11,3
12,0
Производство транспортных средств и оборудования
5,9
7,3
12,9
8,8
2.
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
30,9
29,8
33,4
32,6
По итогам 2013 года доля обрабатывающих производств в общем объеме налоговых платежей промышленных предприятий Санкт-Петербурга в консолидированный бюджет Российской Федерации составила 93 процента.

Выводы

Необходимость обеспечения стратегической конкурентоспособности и устойчивого развития промышленности в среднесрочной и долгосрочной перспективе обусловлена ролью этого сектора экономики в процессе социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Мировой экономический кризис существенно повлиял на показатели деятельности обрабатывающих отраслей промышленности Санкт-Петербурга.
Динамика финансово-экономических показателей по разным видам экономической деятельности в последние годы (2008 - 2013) является разнонаправленной. В целом достаточно устойчиво развиваются отрасли, входящие в группу высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности.
Несмотря на положительную динамику показателей по ряду отраслей большинство экономических параметров свидетельствуют о сохранении проблем, сдерживающих развитие промышленности в условиях открытого рынка.
Основными объективными причинами сравнительно низкого уровня конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга являются:
концентрация в Санкт-Петербурге, преимущественно исторически сложившихся производственных комплексов с устаревшей материально-технической и технологической базой;
сокращение внутреннего платежеспособного спроса под воздействием последствий мирового финансового кризиса;
снижение конкурентоспособности продукции за счет инфляции издержек;
неприемлемые условия предоставления кредитов в банковской системе, не позволяющие предприятиям достаточно широко привлекать заемные средства;
несовершенство системы подготовки кадров для промышленных предприятий, в первую очередь, рабочих специальностей;
возможное снижение конкурентоспособности по ряду видов продукции, в том числе на внутреннем рынке, в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации.
С учетом этих факторов главными проблемами, препятствующими развитию промышленного производства, являются:
технологическое отставание в ряде секторов промышленного комплекса;
дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих специальностей;
территориальные ограничения в пределах города для размещения промышленных объектов;
относительно низкая производительность труда, необходимость повышения эффективности производства;
недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынках сбыта.
Несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, Санкт-Петербург имеет значительный стартовый потенциал, позволяющий при эффективном его использовании, рассчитывать на успешную модернизацию и дальнейшее развитие производства.
К положительным факторам относятся:
удобное географическое и благоприятное транспортное положение Санкт-Петербурга;
значительный конкурентный потенциал ряда предприятий обрабатывающих отраслей промышленности;
наличие основных предпосылок функционирования рыночных механизмов (конкурентная среда, развитый сектор малого бизнеса, наличие элементов рыночной инфраструктуры, развитая банковская система и т.д.);
высококвалифицированные кадры - ученые, конструкторы, проектировщики, технологи, рабочие;
высокий инвестиционный и научно-технический потенциал;
мощный комплекс инфраструктурного обеспечения промышленных предприятий Санкт-Петербурга (энергетическая, транспортная, информационная, финансовая инфраструктура);
наличие значительного количества высокотехнологичных производств;
наличие предпосылок формирования кластеров как основы развития экономики Санкт-Петербурга.
В составе промышленного комплекса Санкт-Петербурга наибольшим потенциалом развития обладают:
отрасли, производящие конкурентоспособную продукцию для регионального, российского и зарубежного рынка;
отрасли, связанные с производством продукции и оказанием услуг производственного характера для оборонно-промышленного комплекса России;
отрасли, ориентированные на местный рынок;
отрасли, по которым приняты федеральные программы поддержки развития.