Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)" стр. 4

Запланированные мероприятия позволят повысить качество управления внутриведомственными учетно-регистрационными процедурами, комплексно развивать систему информационно-справочной поддержки заявителей путем разработки и систематического распространения информационных материалов, а также осуществить внедрение единых стандартов взаимодействия с потребителями.
В рамках указанного направления предполагается выполнить комплекс мероприятий с целью интеграции информационных ресурсов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с информационными ресурсами Федеральной налоговой службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, что позволит решить межведомственную задачу взаимного обеспечения актуальными и достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества и о зарегистрированных правах и сделках с ними. При этом за счет приобретения и внедрения современных программно-аппаратных комплексов планируется решить задачи повышения уровня автоматизации оказания услуг, а также обеспечить качественную и надежную информационно-аналитическую поддержку деятельности всех государственных заказчиков.
Одновременно в целях оптимизации хранения налоговых документов предусматривается создание технологических комплексов архивного хранения, а также организация централизованных архивов на территории 66 субъектов Российской Федерации, что позволит повысить эффективность работы налоговых органов с архивными фондами и обеспечить основу для поэтапного перехода от хранения документов на бумажных носителях и в виде их электронных образов (копий) к хранению в электронном виде.
В рамках направления, касающегося создания условий для ведения государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в электронном виде, планируется проведение следующих мероприятий:
объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости;
создание программно-аппаратной платформы хранения электронных документов;
строительство архивохранилищ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, включая проектные и изыскательские работы, и их материально-техническое оснащение;
проведение работ по перекомплектованию и переводу в электронную форму дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел.
перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в государственный кадастр недвижимости;
инвентаризация земель.
В результате проведения работ по объединению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости будет создан достоверный (полный и качественный) источник информации о недвижимом имуществе, разработана единая учетная система (в том числе с дополнительными функциями, обеспечивающими прием всех типов электронных документов), что позволит не только снизить удельную ресурсоемкость предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета, но и повысить налогооблагаемую базу налогов на недвижимость.
Кроме того, в целях организации централизованного управления ИТ-инфраструктурой, обеспечения надежности хранения данных и функционирования Единого государственного реестра недвижимости и других информационных систем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо создание отказоустойчивой централизованной вычислительной инфраструктуры и инфраструктуры хранения данных с использованием инфраструктуры, создаваемой при реализации Концепции перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 1995-р (далее - централизованная ИТ-инфраструктура).
Создание централизованной ИТ-инфраструктуры направлено на обеспечение доступности единой учетно-регистрационной процедуры по экстерриториальному принципу (возможности подачи заявления на регистрацию прав и постановку на кадастровый учет объектов недвижимости в любом офисе приема заявителей на территории Российской Федерации).
Создание централизованной ИТ-инфраструктуры позволит:
существенно сократить объем вычислительной инфраструктуры в территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и соответственно затраты на ее обновление и обслуживание;
обеспечить надежность хранения и регламентированного доступа к данным, в том числе защиту хранимой информации от постороннего вмешательства;
обеспечить возможность резервного хранения и гарантированного восстановления данных с минимальным временем простоя;
сократить расходование средств федерального бюджета на сопровождение информационных ресурсов Росреестра в рамках текущего финансирования;
повысить скорость обработки данных путем разделения вычислительных мощностей учетных процедур и автоматизированных сервисов предоставления сведений.
Кроме того, в целях организации ведомственных электронных архивов, а также в связи с актуальностью задач по переводу значительного объема бумажных документов в электронный вид и общностью используемых государственными заказчиками документов запланировано создание аппаратно-программной инфраструктуры хранения электронных документов.
С учетом перехода на предоставление государственных учетно-регистрационных услуг в электронном виде предполагается существенное сокращение поступающих документов на бумажном носителе.
Однако в настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено постоянное хранение документов государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на бумажных носителях.
Так, на хранении в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органах находится около 116 млн. дел, в том числе 78 млн. дел правоустанавливающих документов (при среднем объеме дела, составляющем примерно 30 листов) и около 38 млн. единиц хранения в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и его филиалах (при среднем объеме единицы хранения, составляющем примерно 40 листов).
В связи с необходимостью сокращения объемов хранения ранее накопленных документов на бумажных носителях и оптимизации системы хранения, а также в связи с планируемым переходом на экстерриториальную регистрацию прав остро стоит вопрос о необходимости проведения мероприятий по переводу накопленных документов на бумажных носителях в электронный вид с последующим перекомплектованием дел и уничтожением части документов на бумажных носителях.
Указанные мероприятия требуют обязательного внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что ряд документов, переведенных в электронный вид, в силу тех или иных их особенностей будут храниться в обязательном порядке как на электронных, так и на бумажных носителях.
За период реализации Программы бумажные архивы планируется перевести в электронный вид, что, в частности, позволит сократить расходы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на обеспечение хранения документации и решить проблему нехватки архивных площадей.
Кроме того, проведение мероприятий по перекомплектованию и переводу документов в электронный вид, а также введение возможности подачи документов в электронном виде позволит значительно сократить сроки оказания государственных услуг (в том числе за счет минимизации бумажного документооборота и автоматизации технологических процессов обработки сведений в ходе оказания услуг), повысить их качество и доступность.
В рамках указанного направления за весь период реализации Программы планируется создать и оснастить специализированным стеллажным, сканирующим и телекоммуникационным оборудованием 7 централизованных архивохранилищ общей площадью около 170 тыс. кв. метров в таких субъектах Российской Федерации, как Республика Татарстан, Краснодарский край, Хабаровский край, Калужская область, Новосибирская область, Свердловская область, а также город федерального значения Санкт-Петербург. Заказчиками работ по строительству и оснащению централизованных архивохранилищ будут выступать территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В рамках указанного направления в целях наполнения государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предусмотрены работы по оцифровке документов, подтверждающих государственный учет земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, квартир), государственную регистрацию прав на земельные участки, иные объекты недвижимости, устанавливающих или подтверждающих права на объекты недвижимости, переводу документов (подлежащих включению в кадастровые дела), составленных на языке, отличном от русского, на русский язык, включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества.
В рамках направления также предусмотрено проведение мероприятий по инвентаризации земель, в ходе которых будут определены и внесены в государственный кадастр недвижимости описание местоположения объектов недвижимости (без определения на местности координат характерных точек границ объектов недвижимости), нахождение этих объектов в определенном кадастровом квартале (кварталах), определена площадь земельных участков. Инвентаризацию земель предусматривается проводить путем анализа данных дистанционного зондирования Земли, сведений государственного кадастра недвижимости с проведением полевых выездов, что позволит обеспечить наполнение государственного кадастра недвижимости актуальными сведениями.
В целях реализации мероприятий на территории Крымского федерального округа по переводу документов в электронный вид и переносу сведений об объектах недвижимости, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в государственный кадастр недвижимости необходимо обеспечить создание электронной базы хранения оцифрованных документов, содержащихся в кадастровых и регистрационных делах и в документах государственного учета объектов недвижимости и государственной регистрации земельных участков, и перевод части документов на русский язык.
В рамках направления, касающегося развития системы повышения качества сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, планируется проведение следующих мероприятий:
обеспечение перехода к государственной системе координат для ведения государственного кадастра недвижимости путем определения параметров связи местных систем координат с государственной геодезической системой координат ГСК-2011;
образование земельных участков, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, проведение землеустроительных работ в отношении границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов, внесение сведений по итогам проведения кадастровых и землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости, разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
проведение комплексных кадастровых работ;
оснащение территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии комплектами высокоточного геодезического оборудования и программным обеспечением для создания системы контроля соответствия данных, содержащихся в информационных ресурсах, в целях обеспечения государственных гарантий прав на недвижимое имущество и вовлечения в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства;
постановка на государственный кадастровый учет и уточнение границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности, за исключением земель лесного, водного фондов, земельных участков объектов культурного наследия, земель обороны и безопасности.
проведение землеустроительных работ на территории Крымского федерального округа;
организация и проведение работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории Крымского федерального округа;
геодезическое и картографическое обеспечение территорий субъектов Российской Федерации.
В результате реализации мероприятия по обеспечению перехода к государственной системе координат для ведения государственного кадастра недвижимости будут уточнены местные системы координат и установлены параметры связи местных систем координат с государственной геодезической системой координат ГСК-2011, а также создан механизм пересчета пространственных данных государственного кадастра недвижимости в ГСК-2011.
Кроме того, будет осуществлено совершенствование системы геодезического обеспечения в интересах деятельности кадастровых инженеров, в результате которого будут уточнены геодезические сети для обеспечения кадастровой деятельности.
В целях обеспечения полноты сведений государственного кадастра недвижимости, повышения уровня юридической защиты прав законных интересов правообладателей земельных участков, устранения кадастровых ошибок, допущенных при определении местоположения границ земельных участков, а также снижения количества земельных споров планируется проведение комплексных кадастровых работ, в результате которых в государственный кадастр недвижимости будут внесены точные сведения о местоположении границ земельных участков, местоположении границ зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках.
В рамках указанного направления предусмотрено также проведение кадастровых работ для целей постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и уточнение границ земельных участков, относящихся к федеральной собственности.
С учетом ограниченности средств федерального бюджета Программой предусматривается проведение кадастровых работ на территории субъектов Российской Федерации, имеющих высокий налоговый и инвестиционный потенциал, общей площадью более 4 млн. га (Республика Алтай и Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Волгоградская, Вологодская, Ленинградская, Московская, Новгородская, Свердловская области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).
В результате проведения работ в рамках указанного мероприятия в государственный кадастр недвижимости предусматривается внести сведения о границах субъектов Российской Федерации (Республики Крым и города федерального значения Севастополя), муниципальных образований, береговых полос и водоохранных зон, расположенных на территории Крымского федерального округа.
Также необходимо провести государственную кадастровую оценку земель на территории Крымского федерального округа, что является одним из необходимых мероприятий для обеспечения введения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя земельного налога, предусмотренного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, одной из важнейших целей является создание условий для введения местного налога на недвижимость в Российской Федерации. В целях реализации указанной задачи в 2010 - 2012 годах на территории Российской Федерации проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства. Проведение аналогичных мероприятий на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя позволит обеспечить единые условия на всей территории Российской Федерации для формирования налоговой базы по планируемому к введению местному налогу на недвижимость.
Также в рамках направления будут проведены работы в 2015 - 2016 годах по геодезическому и картографическому обеспечению территорий Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предусматривающие создание цифровых топографических карт и планов (от 1:2000 до 1:100000 масштабов), в том числе создание по имеющимся ортофотопланам цифровых топографических карт открытого пользования в масштабе 1:10000 для территориального планирования и градостроительного зонирования до 1 июля 2015 г., государственной геодезической основы с обеспечением определения параметров перехода из государственной системы координат (ГСК-2011) в систему координат ведения государственного кадастра недвижимости для обеспечения кадастровых работ, землеустройства, и разработке документов территориального планирования.