21. Мероприятие 5.2 "Обеспечение проведения мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" реализуется путем осуществления закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Указанные мероприятия осуществляются в том числе посредством:
размещения публикаций в средствах массовой информации о мерах, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, популяризацию предпринимательства, положительных примерах создания собственного бизнеса;
проведения мастер-классов, олимпиад среди студентов высших учебных заведений в целях популяризации предпринимательства;
выпуска брошюр и рекламных материалов о специальных программах Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга;
проведения круглых столов, семинаров по обсуждению вопросов развития организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, в том числе по вопросам создания саморегулируемых организаций;
организации создания и продвижения выставочного пространства в целях популяризации предпринимательства, а также иных мероприятий, направленных на пропаганду и популяризацию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Перечень мероприятий утверждается Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга оказывает информационно-справочное сопровождение мероприятия в целях популяризации предпринимательства среди населения Санкт-Петербурга для расширения возможности трудоустройства.
22. Мероприятие 6.1 "Обеспечение проведения комплексного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" реализуется путем осуществления закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга на оказание услуг, выполнение работ по проведению комплексного мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
В целях получения информации о состоянии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и эффективности реализуемых мер их государственной поддержки для осуществления анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге планируется ежегодное проведение мониторинга деятельности не менее 2500 субъектов малого и среднего предпринимательства и в первую очередь получателей государственной поддержки.
23. Мероприятие 7.1 "Обеспечение проведения мониторинга состояния конкурентной среды в Санкт-Петербурге" реализуется путем осуществления закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Созданию благоприятной предпринимательской среды будет способствовать реализация мероприятий по внедрению в Санкт-Петербурге стандарта развития конкуренции, разработанного во исполнение пункта 2 плана мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2579-р (далее - Стандарт).
В целях внедрения Стандарта необходимо провести ряд комплексных исследований, которые позволят определить проблемные места предпринимательского климата в Санкт-Петербурге и выработать меры по оздоровлению конкурентной среды.
24. Мероприятие 7.2 "Повышение финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга" реализуется путем предоставления субсидии некоммерческим организациям в целях возмещения затрат при осуществлении мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, в том числе проведение конференций, выставок и семинаров по развитию финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга и (или) издание и распространение печатной продукции по повышению финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга.
Предоставление субсидий производится на основании постановлений Правительства Санкт-Петербурга об утверждении порядка предоставления субсидий, в которых устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидий, и распоряжений Комитета финансов Санкт-Петербурга, в которых определяются требования к тематике мероприятий, порядок проведения конкурса, критерии отбора победителей.
25. Мероприятие 8.1 "Предоставление субсидии АО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" на возмещение затрат, связанных с сопровождением продажи государственного имущества при реализации арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2008 N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" функции по подготовке недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в том числе функции по заключению от имени Санкт-Петербурга договоров купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге при реализации преимущественного права на его приобретение, договоров залога указанного имущества при его приобретении в рассрочку, а также по осуществлению контроля за приватизацией недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляются специализированной организацией, которой на основании специального поручения Правительства Санкт-Петербурга переданы данные функции.
Порядок оплаты и размер вознаграждения специализированной организации за осуществление действий по организации и проведению приватизации недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, определяются в соответствии с договором, заключаемым со специализированной организацией в установленном действующим законодательством порядке.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 N 1002 "О создании открытого акционерного общества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" такой специализированной организацией определено ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга".
Во исполнение указанных правовых актов между Комитетом по управлению городским имуществом и ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" заключен договор от 20.04.2010 N Фао-238/2010. Согласно пункту 3.8 указанного договора за осуществление действий, связанных с сопровождением продажи объектов при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в соответствии с Федеральным законом ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" возмещаются затраты путем предоставления субсидии из бюджета Санкт-Петербурга.
26. Мероприятие, указанное в пункте 2 подраздела 10.6.2 государственной программы, осуществляется в соответствии с порядком формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, а также решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга, решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы" путем осуществления закупок для обеспечения нужд Санкт-Петербурга.
Мероприятие, указанное в пункте 2 подраздела 10.6.2 государственной программы, реализуется путем выделения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга.
11. Подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг"
11.1. Паспорт подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг"
1 | Соисполнители подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Комитет по социальной политике Санкт-ПетербургаКомитет имущественных отношений Санкт-ПетербургаКомитет по градостроительству и архитектуреКомитет по строительствуАдминистрации районов Санкт-Петербурга |
2 | Участники подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба по вопросам похоронного дела"Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг"Государственное казенное учреждение "Пискаревское мемориальное кладбище"Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Продовольственный фонд" |
3 | Цели подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Создание благоприятных условий для роста предпринимательской активности, конкуренции и сбалансированного развития различных форматов торговли, общественного питания бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг, обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга |
4 | Задачи подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | 1. Обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг в Санкт-Петербурге;2. Повышение экономической доступности товаров и услуг для населения Санкт-Петербурга;3. Создание условий для обеспечения защиты прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге. |
5 | Индикаторы подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | 1. Оборот розничной торговли (млрд руб.).2. Индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах (в процентах).3. Оборот общественного питания в расчете на одного жителя (тыс. руб.).4. Объем бытовых услуг на душу населения (тыс. руб.).5. Индекс потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю предыдущего года) (в процентах).6. Удовлетворенность требований потребителей по качеству и безопасности продукции для жизни и населения (в процентах).7. Прирост просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей (в процентах).8. Количество кладбищ Санкт-Петербурга, на которых выполнены ремонтные работы (в единицах).9. Пропуск посетителей (количество помывок) (тыс. помывок).10. Объем регионального продовольственного фонда Санкт-Петербурга (в тыс.т.). |
6 | Сроки реализации подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | Подпрограмма "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" реализуется с 2015 по 2020 годы |
7 | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" по источникам финансирования, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" составляет 6 489 658,2 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 1 233 854,7 тыс. руб.;2016 г. - 1 076 460,2 тыс. руб.;2017 г. - 1 104 755,5 тыс. руб.;2018 г. - 974 739,0 тыс. руб.;2019 г. - 1 025 238,6 тыс. руб.;2020 г. - 1 074 610,2 тыс. руб. |
8 | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" по исполнителям и участникам государственной программы, в том числе по годам реализации | Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" составляет 6 489 658,2 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 1 233 854,7 тыс. руб.;2016 г. - 1 076 460,2 тыс. руб.;2017 г. - 1 104 755,5 тыс. руб.;2018 г. - 974 739,0 тыс. руб.;2019 г. - 1 025 238,6 тыс. руб.;2020 г. - 1 074 610,2 тыс. руб.;в том числе по исполнителям, соисполнителям и участникам: Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга - 4 953 425,5 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 692 491,1 тыс. руб.;2016 г.-793 491,5 тыс. руб.;2017 г. - 818 132,0 тыс. руб.;2018 г. - 841 094,5 тыс. руб.;2019 г. - 881 510,9 тыс. руб.;2020 г. - 926 705,5 тыс. руб.;Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга - 372 866,0 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 54 017,8 тыс. руб.;2016 г. - 57 269,6 тыс. руб.;2017 г. - 60 362,2 тыс. руб.;2018 г. - 63 682,1 тыс. руб.;2019 г. - 67 057,2 тыс. руб.;2020 г. - 70 477,1 тыс. руб.;администрация Красносельского района Санкт-Петербурга - 8 427,9 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 1 276,9 тыс. руб.;2016 г. - 1 328,0 тыс. руб.;2017 г. - 1 343,7 тыс. руб.;2018 г. - 1 417,6 тыс. руб.;2019 г. - 1 492,8 тыс. руб.;2020 г. - 1 568,9 тыс. руб.;администрация Колпинского района Санкт-Петербурга - 123 094,6 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 16 779,3 тыс. руб.;2016 г. - 19 186,5 тыс. руб.;2017 г. - 19 413,7 тыс. руб.;2018 г. -20 481,4 тыс. руб.;2019 г. - 24 566,9 тыс. руб.;2020 г. - 22 666,8 тыс. руб.;администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга - 144 714,3 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 21 232,8 тыс. руб.;2016 г. -22 93 1,5 тыс. руб.;2017 г. - 23 203,0 тыс. руб.;2018 г. - 24 479,2 тыс. руб.;2019 г. - 25 776,6 тыс. руб.;2020 г. -27 091,2 тыс. руб.;администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга - 137 423,5 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 18 456,6 тыс. руб.;2016 г. - 22 093,1 тыс. руб.;2017 г. - 22 354,7 тыс. руб.;2018 г. - 23 584,2 тыс. руб.;2019 г. -24 834,2 тыс. руб.;2020 г. - 26 100,7 тыс. руб.;Комитет по строительству - 749 706,4 тыс. руб., в том числе:2015 г. - 429 600,2 тыс. руб.;2016 г. - 160 160,0 тыс. руб.;2017 г. - 159 946,2 тыс. руб. |
9 | Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" | В количественном выражении:увеличение оборота розничной торговли с 1074,3 млрд. руб. в 2015 году до 1677,5 млрд. руб. в 2020 году; стабилизация индекса физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах на уровне 105 процентов; увеличение оборота общественного питания в расчете на одного жителя с 10,5 тыс. руб. в 2015 году до 14,9 тыс. руб. в 2020 году; увеличение объема бытовых услуг на душу населения с 5,0 тыс. руб. в 2015 году до 5,7 тыс. руб. в 2020 году; снижение индекса потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю предыдущего года) с 113,8 процента в 2015 году до 104,8 процента в 2020 году;повышение удовлетворенности требований потребителей по качеству и безопасности продукции для жизни и населения до 48 процентов в 2020 году;прирост просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей достигнет к 2020 году 10 процентов.В качественном выражении:улучшение условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге; создание условий максимально полного удовлетворения спроса населения на товары и услуги первой необходимости; повышение эффективности работы в сферах продовольственной безопасности, качества и безопасности пищевых продуктов на территории Санкт-Петербурга;создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей;решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами;повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);создание запасов продовольственных ресурсов для обеспечения срочных потребностей Санкт-Петербурга |
11.2. Характеристика текущего состояния подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг" с указанием проблем и прогноз ее развития
Сфера торговли и услуг обеспечивает потребности населения Санкт-Петербурга общей численностью 5,1 млн. человек.
Торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Российской Федерации, опережающая по темпам роста многие другие отрасли и формирующая пятую часть валового регионального продукта (20,9 процента). Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции.
Торговая отрасль - лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли Санкт-Петербурга более 500 тысяч человек (21,6 процентов от всего занятого населения Санкт-Петербурга).
Состояние, структура, тенденции, динамика развития торговли отражают социально-экономическое положение в регионе и напрямую влияют на благосостояние и качество жизни населения Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге сформирована одна из крупнейших в Российской Федерации инфраструктур потребительского рынка, представленная предприятиями различных типов, видов, форм и форматов, включающая по состоянию на 1 января 2014 года более 17,2 тысяч предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей более 5,3 млн. м, более 7,3 тысяч общественного питания и 9,0 тысяч бытового обслуживания, включая бани. Кроме того, функционирует 21 розничный рынок, 138 комплексов (зон) мелкорозничной торговли, а также более 3,7 тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5 тысячи.
За период реализации мероприятий Плана мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2008 - 2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2007 N 1586, и Региональной программы развития торговли на 2012 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 691, количество организаций потребительского рынка увеличилось на 3,2 тыс. предприятий, в том числе:
- сферы розничной торговли - на 0,8 тыс. (1 млн. м);
- сферы общественного питания - на 1,0 тыс.;
- сферы бытового обслуживания - 1,4 тыс.
За счет средств инвестора 26 февраля 2013 года открыт сельскохозяйственный рынок в Приморском районе Санкт-Петербурга в районе станции метро "Старая деревня". До 2015 года планируется открытие еще трех сельскохозяйственных рынков в Калининском и Приморском районах Санкт-Петербурга. Вместе с тем, в Санкт-Петербурге наблюдается тенденция к замедлению темпа роста оборота розничной торговли на розничных рынках и ярмарках.
Прогнозируется снижение числа торговых мест на розничных рынках к 2016 году на 25 процентов и это обусловлено тем, что в соответствии с Федеральным законом "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 01.01.2015 управляющие рынками компании при организации розничных рынков должны использовать исключительно объекты капитального строительства: здания, строения, сооружения.
Сфера бытового обслуживания в Санкт-Петербурге в основном представлена организациями малого бизнеса, удельный вес которых составляет более 90 процентов, причем на долю физических лиц приходится более 20 процентов.
Банные услуги населению Санкт-Петербурга оказывают 335 организаций, в том числе 38 бань, ранее входивших в городскую систему коммунального хозяйства, и 297 небольших бань-саун, которые предлагают населению широкий спектр банных, оздоровительных и сопутствующих услуг по свободным ценам.
Для улучшения качества оказываемых жителям города банных услуг реализованы два инвестиционных проекта по реконструкции объектов банного хозяйства в Московском и Невском районе. Капитальные ремонты проводились без остановки предоставления банных услуг в банях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В стадии реализации находятся шесть инвестиционных проектов по реконструкции зданий бань Адмиралтейского, Выборгского, Калининского и Центрального районов Санкт-Петербурга.
Объем бытовых услуг за январь - декабрь 2013 года составил 24,5 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше объема 2008 года в фактических ценах.
Ежедневно жители и гости нашего города приобретают товаров и услуг в среднем на 2,6 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен на продовольственные товары в 2013 году в Санкт-Петербурге составил 107,9 процентов против 107 процентов за аналогичный период 2012 года, в Москве - 107,3 процентов и 108,2 процентов, в Российской Федерации - 107,3 процента и 107,5 процента соответственно.
Темп инфляции на потребительские товары и услуги в 2013 году в Санкт-Петербурге составил 106,7 процента, в Москве и в Российской Федерации - 106,2 процента и 106,5 процентов соответственно.
Темп инфляции на потребительские товары и услуги в 2013 году в Санкт-Петербурге ниже 2008 года в 2,2 раза, в том числе на продовольственные товары - в 2,3 раза; в Москве - в 2,0 раза, в Российской Федерации - в 2,1 и 2,3 раза соответственно.
Уровень инфляции в 2013 году выше, чем в Москве и в целом по России. Тенденция роста цен на продовольственные товары в Санкт-Петербурге сохраняется.
В 2013 году отмечено снижение оборота общественного питания на 11,8 процентов (в 2012 году рост на 2,9 процента). В целом оборот общественного питания в 2013 году составил 53,6 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше чем в 2008 году в фактических ценах. Обеспеченность посадочными местами на 01.01.2014 составила 81,1 посадочных мест на 1 тыс. жителей, на 01.01.2009 - 70,0 посадочных мест.
Оборот оптовой торговли в январе-декабре 2013 года увеличился на 11,0 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 3203,7 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше чем в январе-декабре 2008 года. В 2012 году наблюдалось снижение продаж в оптовой торговле (индекс роста 0,9). Основной причиной этого явилось усиление международной конкуренции в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в августе 2012 года.