Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 г. N 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы" стр. 11

Существующий уровень развития оптовой торговли не отвечает в полной мере мировым стандартам. Несмотря на поступательное развитие рынка качественной складской недвижимости в Санкт-Петербурге доля вакантных площадей продолжает снижаться, высокий уровень спроса сохраняется. Необходимость строительства и развития объектов терминально-складской инфраструктуры в Санкт-Петербурге связана не только с необходимостью обеспечить текущие потребности предприятий в Санкт-Петербурге в услугах складского комплекса, но также и прогнозируемым ростом объемов производства в Северо-Западном федеральном округе, увеличением оборота его внешней торговли, особенно импорта, формированием в Санкт-Петербурге дистрибутивного центра регионального и национального масштабов.
Оборот розничной торговли, являющейся социально значимой сферой экономики, увеличился за 2013 год на 3,0 процента и составил 920,7 млрд. рублей. Стабильному росту объемов оборота розничной торговли способствовала позитивная динамика роста среднемесячной заработной платы на 13,7 процентов, увеличение реальных денежных доходов населения на 8,8 процентов, а также увеличение площадей объектов розничной торговли в Санкт-Петербурге.
Характерной особенностью сферы розничной торговли Санкт-Петербурга в 2009 - 2013 годах является неустойчивость развития. Так в кризисный 2009 год по сравнению с 2008 годом оборот розничной торговли уменьшился на 5,4 процента; в 2010 году - рост на 6 процентов, в 2011 - на 0,5 процента, в 2012 - на 8,2 процента, а в период 2006 - 2008 годов ежегодный прирост оборота розничной торговли составлял 15 процентов.
Среди субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург характеризуется как субъект Российской Федерации с наибольшей концентрацией сетевой формы торговли. В 2013 году розничные торговые сети формировали в Санкт-Петербурге 50,9 процента общего объема оборота розничной торговли (в среднем по Российской Федерации - 19,9 процента, в Москве - 17,3 процента). Необходимо отметить, что данная тенденция продолжает сохраняться в течение последних 6 лет.
По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в России.
В 2013 году за счет ввода новых торговых комплексов торговая площадь в Санкт-Петербурге увеличилась более чем на 200,0 тыс. м.
В 2013 году обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составила 1067,4 м и по сравнению с показателем 2012 года увеличилась на 3,1 процента, в то время как в Москве - 823 кв. м. Вместе с тем необходимо ориентироваться на мировые показатели обеспеченности торговыми площадями, которые превышают достигнутые в Санкт-Петербурге показатели в 1,5 и более раза.
Обеспеченность населения площадью торговых объектов по районам крайне неравномерна и колеблется от 412,9 до 1858,6 кв. м. в расчете на 1 тыс. жителей, при нормативе минимальной обеспеченности населения - 600 кв. м.
В трех районах - Курортном (412,9), Петродворцовом (546,2) и Кронштадтском (572,6) показатель по торговле не достиг установленного значения норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данный факт подтверждается и результатами социологического исследования уровня удовлетворенности населения услугами торговли, проведенного в рамках государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по проведению мониторинга в области развития сферы торговли.
Эти районы попали в перечень районов с низким уровнем удовлетворенности услугами торговли. Недостаточная обеспеченность торговыми площадями, низкий уровень удовлетворенности услугами торговли в районах обусловлена наличием территорий, характеризующихся наличием факторов, сдерживающих развитие торговой инфраструктуры. К таким факторам относятся:
недостаточный уровень развития инженерной инфраструктуры для территорий с коттеджной/малоэтажной застройкой;
недостаток свободных площадей для размещения встроенных объектов торговли (на первых этажах жилых зданий) для территорий с ветхим жилым фондом.
В 2013 году было организовано 68 площадок для проведения ярмарок и, в том числе, сезонных базаров для реализации продукции, выращенной сельхозпроизводителями, садоводами и огородниками.
На территории районов Санкт-Петербурга за счет средств городского бюджета проведено 13 специализированных ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, на которых участникам было предоставлено 864 торговых мест, реализовано порядка 400 тонн сельскохозяйственной продукции и 88 тонн продовольственных товаров. С каждым годом спрос на сельскохозяйственную продукцию растет, поэтому география участников ярмарок с каждым годом становится шире и включает Ленинградскую, Вологодскую, Псковскую, Новгородскую области и другие регионы Российской Федерации, а также Республику Беларусь. Для сравнения в 2007 году в ярмарках участвовали только производители сельскохозяйственной продукции Ленинградской области.
Кроме того, администрациями районов Санкт-Петербурга организуются и проводятся ярмарки выходного дня, региональные ярмарки.
Всего в 2013 году на территориях районов Санкт-Петербурга проведено 300 ярмарок, предоставлено участникам ярмарок 13633 торговых мест.
В целях содействия в реализации выращенной продукции для садоводов и огородников Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сезон урожая 2013 года садоводам и огородникам предоставлено 1336 торговых мест на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, территориях комплексов мелкорозничной торговли для реализации сельхозпродукции (из них 1319 мест на безвозмездной основе, 17 - на льготной основе).
Проводится работа по дальнейшему упорядочению мелкорозничной торговли. Утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, содержащая сведения о 3698 земельных участков, в том числе 2695 обремененных правами третьих лиц и 1003 свободных земельных участках.
Проведен целый комплекс мероприятий для стабилизации цен, прежде всего на продовольственные товары первой необходимости.
В настоящее время основным механизмом обеспечения продовольственной безопасности в Санкт-Петербурге является региональный продовольственный фонд Санкт-Петербурга, формируемый за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, который используется в том числе для создания условий для бесперебойной работы мукомольных предприятий и позволяет сдерживать рост цен на социально значимые продукты - муку, хлеб и хлебобулочные изделия.
Проводится еженедельный мониторинг розничных цен на основные продовольственные товары повседневного спроса в розничных предприятиях различных форматов. Результаты ежемесячного мониторинга цен направляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Для наполнения товарного рынка, развития конкуренции и сдерживания роста цен на основные продовольственные товары осуществляется взаимодействие и сотрудничество с бизнес сообществами, другими регионами и странами, в том числе на основе соглашений.
Санкт-Петербургом на сегодняшний день заключены межрегиональные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с 49 субъектами Российской Федерации. Реализация указанных соглашений позволила привлечь на рынок Санкт-Петербурга товаропроизводителей регионов Российской Федерации и предоставила возможность жителям Санкт-Петербурга приобретать широкий ассортимент продовольственных товаров по оптимальным ценам.
Реализовывалось Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 18 мая 2012 года о развитии торгово-экономических связей в области продовольствия.
По данным Жилищного комитета и администраций районов Санкт-Петербурга в неблагоустроенном жилищном фонде (отсутствие ванных комнат, горячего водоснабжения, водопровода) проживает порядка пяти процентов населения города.
Санкт-Петербург является единственным субъектом Российской Федерации, в котором оказывается государственная поддержка жителям в виде оказания банных услуг по предельной стоимости, остававшейся неизменной в течение 10 лет, а именно 10 руб., 25 руб., 35 руб. за 1,5 часа помывки (разового пользования банной услугой). В связи с вступлением в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.03.2014 N 132 "О предоставлении в 2014 году субсидий в целях возмещения затрат по оказанию услуг банного хозяйства" предельная стоимость увеличена и составляет 20 руб., 35 руб., 45 руб. за 1,5 часа помывки.
Потребность населения Санкт-Петербурга в данных услугах очень велика. Ежегодно банными услугами по предельной стоимости пользуется каждый третий житель Санкт-Петербурга.
Одно из направлений - проведение комплекса мероприятий, направленных на приведение объектов банного хозяйства в надлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние с сохранением профиля деятельности, а также на повышение качества оказания банных услуг.
В настоящее время существует потребность в проведении капитальных ремонтов имущества государственных унитарных предприятий банного хозяйства, находящихся в ведении Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, на сумму 188850,30 тыс. руб.
Проводится мониторинг обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. Результаты мониторинга используются при планировании мероприятий по защите прав потребителей. Работает телефон "горячей линии" для оказания информационно-консультационной поддержки гражданам по вопросам защиты прав потребителей.
Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генномодифицированных и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, композитных упаковочных и контактирующих с пищевым продуктом материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп "риска".
С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к выводу на рынок новых пищевых продуктов, вызывающих ухудшение здоровья, особенно у детей, беременных женщин, пожилых людей.
Кроме того, в настоящее время проводится политика по снижению государственного контроля (надзора) в различных отраслях промышленности и переносу ответственности за выпускаемую продукцию на производителя, при этом ставится большой акцент на добросовестность производителя и его социальную ответственность. Так в 2010 году отменили обязательную сертификацию пищевой продукции, санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию и технические условия, в 2011 году отменили удостоверения о качестве и безопасности выпускаемой продукции. Данные изменения в законодательстве существенно отразились на качестве и безопасности реализуемой пищевой продукции в розничной сети в сторону ухудшения, что подтверждается проведенными Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг", в рамках своих полномочий, исследованиями.
Так, по результатам работы за 2013 год аккредитованная испытательная лаборатория "ПЕТЭКС" ("Петербург-Экспертиза") провела 114201 испытание по 38 группам продукции, в 4,34 процентов случаев (от общего количества испытаний) продукция не соответствовала требованиям нормативной документации и данным маркировки о составе продукции.
В 2013 году Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг" проведено 278 экспертиз по определениям правоохранительных органов Санкт-Петербурга по экспертизе качества и оценке признаков контрафактности продукции, в процессе которых были исследованы 26790 объектов. Экспертизы показали, что предъявленные объекты исследования в большинстве случаев обладают признаками контрафактности, либо произведены и реализовываются с нарушением законодательства Российской Федерации.
Приведенные выше показатели свидетельствуют о том, что количество продукции, не отвечающей требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности пищевой продукции, увеличивается. Действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не достаточно. Необходимо принятие дополнительных мер органами государственной власти Санкт-Петербурга в области обеспечения качества и безопасности пищевых и других продуктов, товаров (работ, услуг), а также более широкое вовлечение в деятельность по защите прав потребителей общественных организаций.
Осуществляются мероприятия по содействию обеспечению кадрами организаций сферы торговли и услуг Санкт-Петербурга. В целях повышения качества сервисных услуг, имиджа профессий, содействия обеспечению квалифицированными кадрами проводятся конкурсы, чемпионаты, фестивали.
Важнейшим сегментом потребительского рынка является оказание социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, таких как ритуальные услуги.
В черте Санкт-Петербурга расположено 87 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) требуется особое внимание к благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, к сохранению историко-мемориальных с воинскими и гражданскими захоронениями.
В 2013 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга продолжалось строительство кладбища севернее дороги Белоостров - Дибуны, а также проводились проектно-изыскательские работы по его дальнейшему строительству. Выполнены работы по капитальному ремонту дорог и ограждения на Колпинском городском кладбище, воинских братских захоронений Большеохтинского кладбища, Аллеи Героев и ремонт межквартальных дорог на Серафимовском кладбище, по ремонту и благоустройству Мемориала воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане, на Серафимовском кладбище.

11.3. Описание целей и задач подпрограммы "Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг"

Приоритетными направлениями политики в области развития оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг являются прежде всего:
сбалансированное развитие и размещение инфраструктуры оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
сохранение и обеспечение доступности банных услуг населению Санкт-Петербурга;
содействие развитию рынка услуг общественного питания;
совершенствование механизмов организационного и правового регулирования сферы торговли и услуг с устранением излишних административных барьеров в целях создания условий для развития конкуренции;
реализация государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности на основе расширения межрегионального сотрудничества в области торговли продовольствием, а также введения гибкого механизма формирования резервов продовольствия;
предоставление всем категориям потребителей возможности выбора максимально широкого ассортимента качественных товаров и услуг общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам, усиление социальной ориентации в развитии отрасли;
обеспечение территориальной доступности инфраструктуры торговли и услуг;
создание условий для качественного оказания ритуальных услуг населению;