направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;
организацию и проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 51н - по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 N 01/8577-ДК);
организацию и проведение совместно с врачом по гигиене детей и подростков противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;
организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;
организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
разработку индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;
организацию медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;
подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;
работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;
анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;
подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;
методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
участие в формировании среди несовершеннолетних групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в образовательных организациях профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;
оценку полноты и анализ представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;
участие в оценке функциональной готовности несовершеннолетнего к обучению в школе, при переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения, при переходе несовершеннолетнего в организацию с повышенным уровнем образования и др.;
участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья несовершеннолетних;
обеспечение медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессу обучения и воспитания, а также проведение работы по коррекции нарушений адаптации;
участие в профилактической работе в образовательной организации по предупреждению у несовершеннолетних раннего начала половой жизни, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа;
проведение работы по выявлению распространенности среди несовершеннолетних факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.), а также стереотипов дивиантных форм поведения;
взаимодействие в установленном законодательством порядке с врачами-психиатрами, врачами-наркологами, социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, службы опеки и попечительства и иными при выявлении девиантных и асоциальных форм поведения несовершеннолетних (алкоголизм, наркомании, токсикомании, табакокурение, уход в бродяжничество, вовлечение в преступную деятельность и т.д.);
участие совместно с медико-социальным отделением детской поликлиники (отделения) и другими медицинскими организациями (центры планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья и др.) медико-психологических образовательных программ подготовки несовершеннолетних к созданию семьи, правильному репродуктивному поведению;
проведение в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей;
анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовка предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных, мероприятий, реализуемых в образовательной организации;
участие в оздоровлении обучающихся в период их отдыха и в оценке эффективности его проведения;
организацию учета и анализ случаев травм, полученных в образовательных организациях, разработка комплекса мер по профилактике травматизма в образовательных организациях;
организацию работы медицинских работников со средним медицинским образованием, в том числе по иммунопрофилактике, по контролю за соблюдением гигиенических требований к организации процесса обучения и процесса воспитания, физического воспитания, питания и др.;
взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;
организацию повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским образованием отделения медицинской помощи обучающимся;
оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и (или) факторов, влияющих или создающих угрозу жизни и здоровью обучающихся, врач-педиатр в письменной форме информирует заведующего отделением медицинской помощи обучающимся или руководителя медицинской организации и руководителя образовательной организации о выявленных нарушениях и факторах риска.
Приложение N 5
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
Положение об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.
2. На должность врача по гигиене детей и подростков назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности "гигиена детей и подростков".
3. Врач по гигиене детей и подростков осуществляет:
участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
организацию противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;
гигиеническую оценку используемых архитектурно-планировочных решений, внутришкольной среды (микроклимат, антропогенные загрязнения воздуха, освещенность, шум, вибрация, электромагнитные поля) и текущего санитарного состояния образовательной организации;
оценку условий и технологий обучения и воспитания несовершеннолетних, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил;
участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;
организацию и проведение санитарно-гигиенического просвещения и обучения несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики детских болезней и формирования здорового образа жизни;
оценку производственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;
внедрение новых профилактических и гигиенических диагностических технологий;
участие в проведении клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях;
планирование мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, устранение вредного влияния на здоровье несовершеннолетних, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, факторов внутришкольной среды;
подготовку предложений органам местного самоуправления по созданию оптимальных условий жизнедеятельности несовершеннолетних, формированию у них здорового образа жизни и разработке межведомственных программ профилактики заболеваний;