Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" стр. 2

9. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся, оказывающего первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, рекомендуется предусматривать кабинеты врачей-специалистов и иные кабинеты согласно порядкам оказания медицинской помощи соответствующего вида, профиля медицинской помощи, заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний).
10. Оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом.
11. Оснащение иных кабинетов и подразделений отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.
12. Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляет:
участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;
направление обучающихся при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;
организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;
организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;
организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;
организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;
организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;
подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к образовательной организации, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;
работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;
анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;
подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;
взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологами и педагогами образовательных организаций по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;
методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательных организаций, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;
участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;
организацию в условиях образовательных организаций работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);
участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;
проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формированию здорового образа жизни;
организацию повышения квалификации врачей, медицинских работников со средним медицинским образованием отделения медицинской помощи обучающимся;
взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья несовершеннолетних;
своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;
передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
13. Отделение медицинской помощи обучающимся взаимодействует с образовательной организацией, медицинскими организациями, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты и др.
14. Отделение медицинской помощи обучающимся ведет медицинскую документацию в установленном порядке и представляет отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
15. Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.
Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

N п/п
Наименование должности
Количество штатных единиц
1.
Заведующий отделением - врач-педиатр1 на 10 должностей врачей-педиатров (фельдшеров)
2.
Врач-педиатр (фельдшер)1 на:180 - 200 несовершеннолетних в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов) дошкольных образовательных организаций;400 несовершеннолетних в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах) дошкольных образовательных организаций;1 000 несовершеннолетних в общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций
3.
Врач по гигиене детей и подростков1 на 2 500 обучающихся во всех типах образовательных организациях
4.
Старшая медицинская сестрасоответственно должностям заведующих отделениями, предусмотренным пунктом 1
5.
Медицинская сестра (фельдшер)1 на:100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;100 - 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях
6.
Санитаркапо количеству штатных единиц медицинских сестер
7.
Врач-психиатр детский1 на:100 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных образовательных организациях;300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных организациях
8.
Врач-оториноларинголог1 на:100 несовершеннолетних с нарушением слуха в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);200 несовершеннолетних с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях;300 несовершеннолетних с нарушением слуха в общеобразовательных организациях
9.
Врач-офтальмолог1 на:200 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных образовательных организациях;300 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в общеобразовательных организациях
10.
Врач-травматолог-ортопед1 на:250 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;350 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
11.
Врач-фтизиатр1 на 200 несовершеннолетних в санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах
12.
Врач-физиотерапевт1 на 400 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата
13.
Врач по лечебной физкультуре1 на:200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в ясельных группах;300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;500 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
14.
Медицинская сестра1 на:25 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях;150 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях;на каждую должность врача ортопеда-травматолога, предусмотренную в пункте 8
15.
Медицинская сестра по массажув зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
16.
Инструктор по лечебной физкультурев зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
Примечания:
1. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники (отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.
2. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р "Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3774; N 49, ст. 5267; 2008, N 11, ст. 1060; 2009, N 14, ст. 1727; 2010, N 3, ст. 336; N 18, ст. 2271; 2011, N 16, ст. 2303; 2011, N 21, ст. 3004; 2011, N 47, ст. 6699; 2011, N 51, ст. 7526; 2012, N 19, ст. 2410) количество штатных единиц врачей-специалистов устанавливается вне зависимости от численности прикрепленных несовершеннолетних.
Приложение N 3
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях*

N п/п
Наименование
Количество, штук
1.
Весы медицинские
1
2.
Ростомер или антропометр
1
3.
Тонометр с возрастными манжетами
2
4.
Стетофонендоскоп
2
5.
Секундомер
2
6.
Сантиметровая лента
по требованию
7.
Динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп)
4
8.
Плантограф
1
9.
Термометр медицинский
по требованию
10.
Оториноскоп с набором воронок
1
11.
Шпатель металлический или одноразовый
по требованию
12.
Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер)**
1 комплект
13.
Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма***
1 комплект
14.
Холодильник
2
15.
Бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной
рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя
16.
Шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.)
на 1 мл
1
на 2 мл
5
на 5 мл
5
на 10 мл
1
17.
Лоток медицинский почкообразный
2
18.
Аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой
1
19.
Перчатки медицинские
по требованию
20.
Пипетки
10
21.
Комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот"
1
22.
Аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу)
1
23.
Грелка медицинская
2
24.
Пузырь для льда
2
25.
Жгут кровоостанавливающий резиновый
2
26.
Носилки
2
27.
Травматологическая укладка, включающая:
1 комплект
шины пневматические (детские и взрослые)
вакуумный матрас
косынка
фиксатор ключицы
воротник Шанца (2 размера)
жгут кровоостанавливающий
перчатки
бинт стерильный
салфетки стерильные
гелевый охлаждающе-согревающий пакет
ножницы
лейкопластырь 2 см - 1 шт., 5 см - 1 шт.
28.
Зонды желудочные разных размеров
4
29.
Перевязочный материал: бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран
по требованию
30.
Термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов
1
31.
Дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки рук
по требованию
32.
Спирт этиловый
0,5 мл на инъекцию
33.
Салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля
по требованию
34.
Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи****
1 комплект
35.
Дезинфицирующие средства
по требованию
36.
Ведро с педальной крышкой
2
37.
Емкость для дезинфицирующих средств
по требованию
38.
Емкость - непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин
по требованию
39.
Стол рабочий
2
40.
Стул
6
41.
Кушетка
2
42.
Ширма медицинская
2
43.
Шкаф медицинский для хранения лекарственных средств
1
44.
Шкаф для хранения медицинской документации
1
45.
Стол медицинский
1
46.
Столик инструментальный
1
47.
Столик манипуляционный
1
48.
Лампа настольная
2
49.
Бикс большой
2
50.
Бикс малый
2
51.
Пинцет
4
52.
Корцанг
4
53.
Ножницы
2
54.
Персональный компьютер
1 комплект
55.
Принтер
1 комплект
56.
Калькулятор
2
57.
Сейф для хранения медикаментов
1
58.
Халат медицинский
2
59.
Шапочки
2
60.
Маски
по требованию
61.
Коврик (1 м х 1,5 м)
1
62.
Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни
по числу учебных классов
* При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.
** Рекомендуемый.
*** Рекомендуемый.
**** Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи комплектуется по отдельным синдромам с описью и инструкцией по применению
Приложение N 4
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н

Положение об организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности врача-педиатра (фельдшера) отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделение медицинской помощи обучающимся), кабинета, здравпункта медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающего медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.
2. На должность врача-педиатра отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности "педиатрия" без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
3. На должность фельдшера отделения медицинской помощи обучающимся назначается специалист в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" по специальности "фельдшер".
4. Врач-педиатр (фельдшер) отделения медицинской помощи обучающимся осуществляет:
участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;
оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;