ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 13

Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются:
а) при частичном перекрытии движения по дороге
1) протяженность каждой зоны ремонта, км;
2) средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч;
3) среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения;
4) продолжительность ремонтных работ в долях года.
а) при полном перекрытии движения по дороге
1) протяженность объезда ремонтируемого участка;
2) скорость движения транспортного потока на объезде;
3) продолжительность ремонтных работ в долях года.
Для ввода указанных данных в компьютерную модель должны быть зарезер­ вированы соответствующие ячейки в панели исходных данных и управления расче­ тами. При необходимости оценки абсолютной или относительной величины этих видов потерь в их общей величине от неудовлетворительного состояния дорожных сооружений по годам анализируемого периода рекомендуется выделять в расчет­ ных таблицах специальные графы для их регистрации.
Примеры формирования компьютерных моделей оценки эффективности капи­ тального ремонта и ремонта дорог рассмотрены в Приложениях И и К.

5.6 Разработка компьютерных моделей оценки бюджетной и коммерческой эффективности дорожных проектов

Формирование компьютерных моделей оценки коммерческой и бюджетной эффективности дорожных сооружений в системе электронных таблиц MS Excel осуществляется по тем же принципам, что и моделей оценки общественной эффек­ тивности. Различия имеют место только при определении состава показателей пане­ лей управления расчетами и расчетных таблиц, которые также могут предусматри­ вать различную степень детализации исходных и выходных данных.

5.6.1 Формирование компьютерной модели оценки коммерческой эффективности строительства дорожное сооружения

3Пример Предположим, что требуется оценить коммерческую эффективность проекта
строительства платного участка автомобильной дороги, протяженностью 5 км, который обеспечи­ вает спрямление существующей автомагистрали в Московской области.
Исходные данные:
стоимость строительства 440 млн руб;
единовременные затраты на организацию платного проезда - 30 млн руб;
текущие затраты на организацию платного проезда - 2,5 млн руб в год;
затраты на содержание - 0,9 млн руб./ км;
затраты на ремонт - 6 млн руб/ км (с периодичностью 6 лет);
• затраты на капитальный ремонт - 12 млн руб/км через 12 лет
•ожидаемый платежеспособный спрос на проезд (интенсивность движения) - 15000 авт/сут;
ожидаемый среднегодовой темп роста интенсивности движения - 2%;
•средний тариф за проезд - 10 руб;
доля других доходов в процентах от платы за проезд - 10%.
Для реализации проекта предполагается создать государственно-частное партнерство с до­ лей частного капитала в строительстве автомобильной дороги, равной 50%. За счет частного капи­ тала также покрываются все затраты на организацию платного проезда, капитальный ремонт, ре­ монт и содержание построенного сооружения.
Средний ежегодный темп роста инфляции в течение рассматриваемого расчетного периода ожидается в размере 6 %. Коммерческая норма дисконта составляет 15 %. Кроме того известно, что частный инвестор может вложить в строительную часть проекта только 50 % собственных средств. Оставшиеся средства он предполагает взять в кредит в банке на следующих условиях:
срок займа - 5 лет;
реальная ставка процента по кредиту - 18 %;
условия возврата займа - 10% в течение первого года, по 20% в течение 2,3 и 4 года и 30% - в течение 5 года.
Сначала оценивается коммерческая эффективность данного дорожного проек­ та в целом (т.е. без учета условий его финансирования) с целью выявления его эко­ номический привлекательности для потенциальных инвесторов. Для выполнения расчетов по этому этапу панель исходных данных и управления компьютерной мо­ делью можно не создавать, а ограничиться только формированием расчетной табли­ цы (табл. 10).
Ее заполнение не требует особых комментариев, так как все расчеты выпол­ няются в текущих ценах и сводятся в основном к калькуляции расходов частного инвестора по созданию, ремонту, операционному и техническому обслуживанию платного дорожного объекта, и его доходов от эксплуатации этого объекта.
В данном примере единовременные инвестиционные затраты частного капитала (в нулевом году год строительства платной дороги), включают в себя половину капитальных вложений в строительство дороги (220 млн руб.) и единовременные затраты на организацию платного проезда здания и сооружения пунктов сбора платы за проезд, ограждающие устройства и т. д. (30 млн. руб.).
Как видно из табл. 10, рассматриваемый проект может считаться коммерчески привлека­ тельным, поскольку интегральный эффект, получаемый от его реализации, достаточно высокий (115,7 млн руб ), внутренняя норма доходности (22%) превышает принятую норму прибыли на ка­ питал (15%), а индекс доходности первоначальных инвестиций (1,46) значительно больше 1
Затем оценивается коммерческая эффективность данного дорожного проекта для каждого из его участников, что предполагает предварительную разработку
Т а б л иц а 10 Оценка коммерческой эффективности проекта строительства участка платной автомобильной дороги в целом
№п/п
Наименование денежных потоков
Показатели потоков по годам, млн руб.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Поток от инвестиционной деятельности (ИД)
-250
2
Средний тариф за проезд, руб/авт
0
10
10
10
10
10
10
10
10
3
Общая интенсивность движения, авт/сут
15000
15300
15606
15918
16236
16561
16892
17230
17575
4
Плата за проезд, млн. руб/год
0
55,8
57,0
58,1
59,3
60,4
61,7
62,9
64,1
5
Другие поступления, млн. руб.
0
5,6
5,7
5,8
5,9
6,0
6,2
6,3
6,4
6
Всего поступления, млн. руб.
0
61,4
62,7
63,9
65,2
66,5
67,8
69,2
70,6
7
Затраты на организацию сбора платы, млн руб.
0
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
8
Затраты на капитальный ремонт и ремонт
30,00
9
Затраты на содержание, млн руб.
0
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
10
Всего затрат, млн руб.
0
7,00
7,00
7,00
7,00
7,00
37,00
7,00
7,00
11
Сальдо потока от операционной деятельности (ОД)
0
54,43
55,66
56,91
58,19
59,49
30,82
62,18
63,56
12
Сальдо потока от ОД и ИД
-250,0
54,4
55,7
56,9
58,2
59,5
30,8
62,2
63,6
13
Коэффициент дисконтирования
1,000
0,870
0,756
0,658
0,572
0,497
0,432
0,376
0,327
14
Дисконтируемый поток, млн. руб.
-250,0
47,3
42,1
37,4
33,3
29,6
13,3
23,4
20,8
15
ЧДД, млн. руб.
-250,0
-202,7
-160,6
-123,2
-89,9
-60,3
-47,0
-23,6
-2,8
Продолжение табл. 10.
п/п
Показатели потоков по годам, млн руб.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
2
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
3
17926
18285
18651
19024
19404
19792
20188
20592
21004
21424
21852
22289
22735
4
65,4
66,7
68,1
69,4
70,8
72,2
73,7
75,2
76,7
78,2
79,8
81,4
83,0
5
6,5
6,7
6,8
6,9
7,2
7,4
7,5
7,7
7,8
8,0
8,1
8,3
6
72,0
73,4
74,9
76,4
77,9
79,5
81,1
82,7
84,3
86,0
87,7
89,5
91,3
7
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
2,50
8
60,00
30,00
9
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
4,50
10
7,00
7,00
7,00
7,00
67,00
7,00
7,00
7,00
7,00
7,00
7,00
37,00
7,00
11
64,97
66,41
67,88
69,38
10,91
72,47
74,05
75,68
77,33
79,02
80,74
52,49
84,28
12
65,0
66,4
67,9
69,4
10,9
72,5
74,1
75,7
77,3
79,0
80,7
52,5
84,3
13
0,284
0,247
0,215
0,187
0,163
0,141
0,123
0,107
0,093
0,081
0,070
0,061
0,053
14
18,5
16,4
14,6
13,0
1,8
10,2
8,1
7,2
6,4
5,7
3,2
4,5
15
15,6
32,1
46,6
59,6
61,4
71,6
80,7
88,8
96,0
102,4
108,1
111,3
115,7
Таб л иц а 11Панель исходных данных и управления компьютерной моделью оценки эффектив­ ности проекта по строительству платной дороги
Продолжение таблицы 11
Продолжение таблицы 11
Окончание таблицы. 11