ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 14

схемы финансирования проекта и ее согласования со всеми участниками (заказчи­ ками, инвесторами, акционерами).
На этом этапе оценки коммерческой эффективности инвестиций, принимая во внимание более детальный и многовариантный подход к определению расходов и доходов частных инвесторов, рекомендуется до начала расчетов сформировать па­ нель исходных данных и управления компьютерной моделью.
Одна из возможных форм такой панели представлена в табл. 11. В этой па­ нели, которая содержит исходные данные рассматриваемого примера, зарезервиро­ ваны ячейки для расчета средних тарифов за проезд при возможных изменениях в
структуре транспортных потоков, что естественно предполагает более высокую сте­ пень детализации расчетов коммерческой эффективности строительства и эксплуа­ тации платных дорожных сооружений.
На основе исходных данных в сформированной панели управления компью­ терной моделью разрабатывается расчетная таблица, все ячейки которой имеют
формульные взаимосвязи с панелью управления (табл. 12).
По представленным в этой таблице показателям проекта необходимо сделать следующие комментарии:
1) индекс инфляции на каждом шаге расчета определяется по формуле
(45)
где i темп инфляции за шаг начисления процентов в долях единицы, t порядковый номер года осуществления проекта;
2) при определении размера процентных выплат должна использоваться но­ минальная ставка процента за кредит, которая определяется по формуле Фишера
(46)
Где Рр - реальная ставка процента за один шаг (год) начисления процентов в долях единицы.
Как видно из табл. 12 рассматриваемый инвестиционный проект является коммерчески выгодным для частного инвестора, так как интегральный коммерческий эффект составляет 82,7 млн руб.
Рассчитанный показатель внутренней нормы доходности равен 21,6%, что выше приемле­ мой для инвестора нормы прибыли на капитал (15%). Индекс доходности проекта составляет 1,66, что значительно больше допустимой нормы, равной 1
Кроме того, проект является финансово реализуемым (все показатели по п. 19 табл. 12 яв­ ляются неотрицательными).
Вместе с тем следует отметить, что затраты на обслуживание долга в условиях инфляции являются весьма значительными даже при относительно небольших ставках ссудного процента. Как видно из п.п. 15 и 16 табл. 12, размеры процентных выплат в данном примере (155,8 млн руб.) существенно превышают выплату основного долга (125 млн руб ).
Это свидетельствует о том, что даже, на первый взгляд, незначительное изменение условий финансирования дорожного проекта в сторону повышения процента по займу может существенно сказаться на его коммерческой эффективности.

5.6.2 Формирование компьютерной модели оценки бюджетной эффективности строительства участка дороти

Формирование компьютерной модели оценки бюджетной эффективности про­ екта строительства (реконструкции) автомобильной дороги предполагает формиро­ вание только расчетной таблицы, построение которой рассматривается на следую­ щем примере.
Таблица 12 Оценка коммерческой эффективности строительства участка платной автомобильной дороги
п/п
Наименование денежных потоковПоказатели потоков по годам, млн руб.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1Индекс инфляции
1
1,06
1,124
1,191
1,262
1,338
1,419
1,504
1,594
Инвестиционная и операционная деятельность
2
Поток от инвестиционной деятельности (ИД)
-250
15,9
3
Средний тариф за проезд, руб/авт
10
10,6
11,2
П,9
12,6
13,4
14,2
15,0
4
Общая интенсивность движения, авт/сут
15000
15300
15606
15918
16236
16561
16892
17230
17575
5
Плата за проезд за год, млн. руб.
59,2
64,0
69,2
74,8
80,9
87,5
94,6
102,2
6
Другие поступления, млн. руб.
5,9
6,4
6,9
7,5
8,1
8,7
9,5
10,2
7
Всего поступления, млн. руб.
65,1
70,4
76,1
82,3
89,0
96,2
104,0
112,5
8
Затраты на организацию сбора платы, млн руб.
2,65
2,81
2,98
3,16
3,35
3,55
3,76
3,98
9
Затраты на капремонт, ремонт и содержание, млн р.
4,77
5,06
5,36
5,68
6,02
48,94
6,77
7,17
10
Всего затрат, млн руб.
7,42
7,87
8,34
8,84
9,37
52,49
10,53
11,16
11
Сальдо потока от операционной деятельности (ОД)
57,70
62,54
67,78
73,46
79,62
43,72
93,50
101,31
Финансовая деятельность
12Поток собственных средств, млн. руб.
125
13
Заемные средства, млн. руб.
130
14
Номинальная ставка процента
0,18
0,25
0,33
0,41
0,49
0,58
0,0
0,0
о,о
15
Долг, млн. руб.
125
112,5
87,5
62,5
37,5
0,0
0,0
0,0
о,о
16
Проценты, млн. руб.
-31,4
-36,7
-35,5
-30,6
-21,7
0,0
0,0
0,0
17
Возврат основного долга, млн. руб.
-12,5
-25,0
-25,0
-25,0
-37,5
о,о
о,о
0,0
18
Сальдо потока от финансовой деятельности (ФД)
250
-43,9
-61,7
-60,5
-55,6
-59,2
о,о
0,0
0,0
19
Суммарное сальдо ИД, ОД, ФД.
0
13,85
0,9
7,3
17,9
20,4
43,7
93,5
101,3
Эффективность собственного капитала
20Поток для собственного капитала, млн. руб.
-125
13,85
0,9
7,3
17,9
20,4
43,7
93,5
101,3
21То же в дефлированных ценах
-125
13,06
0,78
6,14
14,14
15,24
30,82
62,18
63,56
22Коэффициент дисконтирования
1
0,870
0,756
0,658
0,572
0,497
0,432
0,376
0,327
23Дисконтируемый поток, млн. руб.
-125
11,4
0,6
4,0
8,1
7,6
13,3
23,4
20,8
24ЧДД, млн. руб.
-125
-113,6
-113,1
-109,0
-100,9
-93,3
-80,0
-56,6
-35,9
Окончание табл. 12
Показатели потоков по годам, млн руб.
№п/п
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1,69
1,79
1,90
2,01
2,13
2,26
2,40
2,54
2,69
2,85
3,03
3,21
3,40
1
Инвестиционная и операционная деятельность
2
16,9
17,9
19,0
20,1
21,3
22,6
24,0
25,4
26,9
28,5
30,3
32,1
34,0
3
17926
18285
18651
19024
19404
19792
20188
20592
21004
21424
21852
22289
22735
4
110,5
119,5
129,2
139,7
151,1
163,3
176,6
190,9
206,4
223,2
241,3
260,9
282,1
5
11,1
12,0
12,9
14,0
15,1
16,3
17,7
19,1
20,6
22,3
24,1
26,1
28,2
6
121,6
131,5
142,1
153,7
166,2
179,7
194,3
210,0
227,1
245,5
265,5
287,0
310,3
7
4,22
4,48
4,75
5,03
5,33
5,65
5,99
6,35
6,73
7,14
7,56
8,02
8,50
8
7,60
8,06
8,54
9,05
137,57
10,17
10,78
11,43
12,12
12,84
13,62
110,65
15,30
9
11,83
12,54
13,29
14,09
142,91
15,83
16,78
17,78
18,85
19,98
21,18
118,66
23,80
10
109,77
118,94
128,86
139,61
23,26
163,84
177,48
192,24
208,23
225,54
244,28
168,35
286,52
11
Финансовая деятельность
12
13
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
14
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
15
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
16
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
17
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
18
109,8
118,9
128,9
139,6
23,3
163,8
177,5
192,2
208,2
225,5
244,3
168,3
286,5
19
Эффективность собственного капитала
109,8
118,9
128,9
139,6
23,3
163,8
177,5
192,2
208,2
225,5
244,3
168,3
286,5
20
64,97
66,41
67,88
69,38
10,91
72,47
74,05
75,68
77,33
79,02
80,74
52,49
84,28
21
0,284
0,247
0,215
0,187
0,163
0,141
0,123
0,107
0,093
0,081
0,070
0,061
0,053
22
18,5
16,4
14,6
13,0
1,8
10,2
7,2
6,4
5,7
3,2
4,5
23
-17,4
-1,0
13,6
26,6
28,3
38,6
47,7
55,8
63,0
69,3
75,0
78,2
82,7
24
4 Пример Требуется оценить региональную бюджетную эффективность реконструкции участка дороги между пунктами А и Б в Воронежской области, в полосе отвода которой предпола­ гается размещение зданий и сооружений автотранспортного и дорожного сервиса.
Стоимость реконструкции дороги, включая строительство зданий и сооружений автотранс­ портного и дорожного сервиса составляет 200 млн. руб. При этом расходы областного бюджета на осуществление данного проекта установлены в размере 50 млн. руб.
Налоговое окружение проекта в период реконструкции (срок которой составляет 1 год) и после ее осуществления, включая налогооблагаемые базы, характеризуется данными табл. 13.
Таблица 13Исходные данные для расчета областной бюджетной эффективности
Вид налога
Ставка
процен­ та
% отчислений в бюджеты
Налогооблагаемая база, тыс. руб.
федераль­ ный
региональ­ ный
в период рекон­ струкции
после рекон­ струкции
НДС
18
18
-
-
-
Налог на имущество
2,2
-
2,2
80000
80000
Налог на прибыль
20
2
18
30000
20000
Налог на доходыфизических лиц
13
-
13
60000
20000
Норма дисконта принята равной 15%.
Размеры налогооблагаемых баз в период реконструкции дороги установлены на основе следующих предпосылок: по налогу на добавленную стоимость исходя из доли нематериальных затрат и прибыли в составе стоимости реконструкции участка дороги равной 30%;
по налогу на имущество исходя из балансовой стоимости зданий и сооружений авто­ транспортного и дорожного сервиса в размере 80 млн руб.;
по налогу на прибыль исходя из ее доли в стоимости реконструкции, равной 15%; по подоходному налогу исходя из доли общей заработной платы в стоимости рекон­
струкции, равной 30%.
Размеры налогооблагаемых баз по введенным в действие после реконструкции дороги предприятиям автотранспортного и дорожного сервиса приняты на основе объектов-аналогов.
Расчет бюджетной эффективности проекта в прогнозных ценах приведен в табл. 14. Результаты расчета свидетельствуют о том, что инвестирование бюджетных средств Воро­
нежской области в реконструкцию рассматриваемого участка дороги является достаточно эффек­ тивными, так как чистый дисконтируемый доход за рассматриваемый период времени реализации проекта (17 лет) составляет 30,1 млн. руб., а внутренняя норма доходности, равная 22% почти в 1,5 раза превышает установленную норму доходности инвестиций из регионального бюджета.

6. Учет факторов рис ка и неопределенности при оценке эффективности дорожных проектов

6.1. Исходные положения

Учет факторов неопределенности и риска инвестиционных проектов является одним из важных условий обеспечения их фактической реализуемости. Под неопре­ деленностью понимают неполноту или неточность информации об условиях реали­ зации проекта, а под риском возможность наступления некоторого неблагоприят­ ного события, влекущего за собой различного рода негативные последствия для всех или отдельных участников инвестиционного проекта. Понятия «неопределенность»
Таб л иц а 14 Оценка бюджетной эффективности строительства участка платной автомобильной дороги
п/п
Паимениьсшие денежных пишкиь
Показатели потоков по годам, млн руб.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Индекс инфляции
1
1,06
1,12
1,19
1,26
1,34
1,42
1,50
2,06
2
Налог на добавленную стоимость
3
Налог на имущество
1,76
1,87
1,98
2,10
2,22
2,36
2,50
2,65
3,63
4
Налог на прибыль
5,4
3,82
4,04
4,29
4,54
4,82
5,11
5,41
7,42
5
Подоходный налог с работников
7,8
2,76
2,92
3,10
3,28
3,48
3,69
3,91
5,36
6
Итого поступления в бюджет
14,96
8,44
8,94
9,48
10,05
10,65
11,29
11,97
16,40
7
Расходы бюджета
-50
8
Бюджетный эффект
-35,04
8,44
8,94
9,48
10,05
10,65
11,29
11,97
16,40
9
Дефлированных бюджетный эффект
-35,04
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
10
Коэффициент дисконтирования
1
0,870
0,756
0,658
0,572
0,497
0,432
0,376
0,327
11
Дисконтируемый поток, млн. руб.
-35,04
6,92
6,02
5,23
4,55
3,96
3,44
2,99
2,60
12
ЧДД, млн. руб.
-35,04
-28,12
-22,10
-16,87
-12,31
-8,36
-4,92
-1,92
0,68
п/п
Псшмениьсшие денежных пишкиь
Показатели потоков по годам, млн руб.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Индекс инфляции
2,18
2,31
2,45
2,60
2,76
2,92
3,06
3,24
3,44
2
Налог на добавленную стоимость
3
Налог на имущество
3,84
4,07
4,32
4,58
4,85
5,14
5,39
5,71
6,05
4
Налог на прибыль
7,86
8,33
8,83
9,36
9,92
10,52
11,02
11,68
12,38
5
Подоходный налог с работников
5,68
6,02
6,38
6,76
7,17
7,60
7,96
8,43
8,94
6
Итого поступления в бюджет
17,38
18,42
19,53
20,70
21,94
23,26
24,36
25,82
27,37
7
Расходы бюджета
8
Бюджетный эффект
17,38
18,42
19,53
20,70
21,94
23,26
24,36
25,82
27,37
9
Дефлированных бюджетный эффект
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
7,96
10
Коэффициент дисконтирования
0,284
0,247
0,215
0,187
0,163
0,141
0,123
0,107
0,093
11
Дисконтируемый поток, млн. руб.
2,26
1,97
1,71
1,49
1,29
1,12
0,98
0,85
0,74
12
ЧДД, млн. руб.
2,94
4,91
6,62
8,11
9,40
10,53
11,51
12,36
13,10
и «риск» тесно связаны друг с другом, однако между ними имеются существенные различия.
Во-первых, неопределенность имеет место всегда, а риск только в тех случаях, когда принимать решение необходимо, так как именно необходимость принимать решения в условиях неопределенности порождает риск; при отсутствии таковой необходимости риск отсутствует.
Во-вторых, неопределенность объективна, а риск субъективен, поскольку свя­ зан с оценкой возникновения последствий, неблагоприятных для конкретных участ­ ников проекта в ходе его реализации. Субъективность риска в первую очередь про­ является в том, что «плохие» для одного участника условия, могут оказаться для другого «хорошими».
Учет неопределенности и риска при оценке эффективности дорожных проек­ тов рекомендуется осуществлять в следующие три этапа: качественный анализ, ко­ личественный анализ, разработка мер воздействия на факторы риска и оптимизация риска.
На первом этапе с целью идентификации рисков производится их выявление, описание и классификация, создающая необходимые предпосылки для определения степени их управляемости, а также упорядочения по способам учета.
На втором этапе производится формализованное описание неопределенности (если имеется информация об условиях реализации проекта в форме каких-либо ве­ роятностных законов распределения), а также выбор измерителей рисков и их рас­ чет.
Если вероятности различных условий реализации инвестиционного проекта точно известны, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле ма­ тематического ожидания
(47)