устанавливается степень риска, которую принимает на себя каждый участник проекта;
оговариваются размеры и способы компенсации потенциальных потерь от возникновения рисковых ситуаций;
вырабатываются принципы обеспечения паритета между ожидаемыми рис ками и потенциальными доходами всех участников проекта.
В случае, если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию про екта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществлять страхование рисков. Страхование риска представляет со бой, по существу, передачу определенных рисков страховым компаниям.
Передача риска может быть осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.), специальных оговорок, уменьшающих соб ственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту, а также различного рода финансовые гарантии, поручи тельства и т.п.
7 Методы оценки эффективности стратегий воспроизводства дорожных сооружений
7.1 Классификация стратегий
Под стратегией воспроизводства дорожного сооружения понимается установ ленные расчетным путем наиболее рациональные объемы, периодичность и после довательность выполнения отдельных видов работ по его строительству (рекон струкции), капитальному ремонту и ремонту в течение заданного периода.
В зависимости от рассматриваемых видов воспроизводственных мероприятий, цели и срока реализации стратегии воспроизводства дорожных сооружений могут подразделяться на несколько групп.
По виду воспроизводственных мероприятий могут формироваться стратегии ремонта и развития автомобильной дороги или мостового перехода в течение задан ного периода эксплуатации.
Стратегия ремонта дорожного сооружения это один из возможных вариан тов его осуществления (при заданном уровне содержания), главной экономической характеристикой которого является требуемая для этого величина затрат. Расчет ным сроком сравнения вариантов ремонта сооружения является максимальная про должительность его эксплуатации до необходимости выполнения следующего вос производственного воздействия капитального ремонта.
Стратегия развития дорожного сооружения это один из возможных вариан тов его простого и расширенного воспроизводства в течение расчетного периода времени.
од стратегией развития дорожного сооружения в течение жизненного срока функционирования сооружения понимается возможный вариант его простого и расширенного воспроизводства до момента реконструкции сооружения по условиям физического или морального износа.
При этом в зависимости от цели реализации разрабатываемых стратегий вос производства дорожных сооружений они могут подразделяться на три группы: 1) повышения транспортно-эксплуатационного состояния объекта до заданного уров ня; 2) повышения безопасности дорожного движения и 3) повышения мощности со оружения.
Стратегия повышения транспортно-эксплуатационного состояния объекта до заданного уровня предусматривает комплекс воспроизводственных мероприятий, направленных на улучшение потребительских качеств дороги на тех участках, кото рые находятся либо в неудовлетворительном техническом состоянии, либо являются узкими местами по пропускной способности или прочности конструкций для осу ществления нормальных условий движения по всей дороге. Данная стратегия направлена на доведение транспортно-эксплуатационного состояния всех элементов дороги в целом до некоторого регламентируемого техническими нормами и стан дартами уровня ее функционирования.
Стратегия повышения безопасности дорожного движения предполагает осу ществление воспроизводственных мероприятий по снижению аварийности на всех участках концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) автомобиль ной дороги в течение рассматриваемого периода с целью достижения желаемого технико-экономического результата. В качестве такого результата может рассмат риваться снижение общего количества ДТП, снижение количества погибших и ра неных, снижение уровня аварийности движения на сооружении.
Стратегия повышения мощности (пропускной способности и/или прочности! сооружения предусматривает осуществление воспроизводственных мероприятий по повышению его потребительских качеств, как правило, связанных с увеличением его пропускной способности и/или грузоподъемности, в соответствии с прогнози руемыми показателями роста объемов пассажирских или грузовых перевозок.
Понятие «стратегия воспроизводства» может приниматься как ко всей автомо бильной дороге в целом, так и к ее отдельным участкам, характеризующимся общ ностью основных параметров (шириной проезжей части, типом покрытия и т.п.) и условий движения (размерами, составом и структурой транспортных потоков).
7.2 Формирование стратегий воспроизводства дорожных сооружений
Выбор стратегии воспроизводства автомобильной дороги является сложной технико-экономической задачей, поскольку ее решение зависит от многих факторов, переменных во времени и пространстве. К основным из них следует отнести: транс портно-эксплуатационное состояние сооружения; природно-климатические условия в районе его тяготения; интенсивность, состав и скорость движения автомобилей.
Как правило, оценить прямым способом влияние каждого из перечисленных факторов на условия эксплуатации автомобильной дороги не представляется воз можным, в связи с чем при формировании возможных вариантов стратегий ее экс плуатации приходится использовать эвристические методы (построенные на ис пользовании правил, приемов, упрощений и обобщений на основе прошлого опыта).
В настоящее время существует два основных методических подхода к уста новлению стратегии эксплуатации автомобильной дороги: нормативный и оптими зационный, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Нормативный подход предполагает создание системы планово предупредительного ремонта (ППР) сооружения, под которой понимается совокуп ность организационно-технических мероприятий, проводимых периодически в пла новом порядке и направленных на поддержание дороги в состоянии, обеспечиваю щем постоянный и безопасный пропуск транспортных средств в соответствии с ре гламентируемыми техническими нормами и правилами, требованиями движения.
Суть этой системы состоит в том, что для каждого вида автомобильных дорог устанавливается нормативный срок службы, виды ремонта, их последовательность и периодичность; причем срок проведения того или иного вида обслуживания или ре монта зависит не от технического состояния дороги, а от времени ее эксплуатации.
Достоинством нормативного подхода является то, что проведение ремонтов назначается не для устранения отказов или дефектов, а для предупреждения и во избежание их появления. Кроме того, система ППР автомобильных дорог позволяет заранее уточнить и согласовать с органами дорожного движения время ремонта сооружений, заблаговременно подготовить необходимые для ремонта материалы, машины и оборудование, а также достаточно точно определить объемы ремонтных работ и производственную программу их выполнения в любом регионе страны.
Недостатком этого подхода является то, что плановые объемы работ по вос производству сооружений и, следовательно, размеры их финансирования не увязы ваются с текущим транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных до рог. Это приводит к тому, что выделяемые на основе усредненных нормативов сред ства на эксплуатацию дорожных сооружений могут быть как выше, так и ниже фак тической их потребности. В результате возникает необходимость их перераспреде ления по дорожным объектам в соответствии с фактическим уровнем их транспорт но-эксплуатационного состояния.
Кроме того, обязательным условием применения нормативного подхода к определению стратегий воспроизводства автомобильных дорог является достаточ ность финансовых ресурсов для его реализации. В настоящее время нормативный подход используется только для бюджетного планирования ремонта и содержания дорог.
Оптимизационный подход к формированию стратегий эксплуатации автомо бильных дорог основан на технико-экономическом анализе и прогнозировании транспортно-эксплуатационного состояния каждого дорожного сооружения в от дельности. Особенностью этого подхода по сравнению с нормативным является необходимость рассмотрения не одной, а множества возможных стратегий воспро изводства автомобильных дорог в процессе их эксплуатации, в общем случае разли чающихся как видами и объемами работ, так и сроками и последовательностью их выполнения.
Основным условием реализации оптимизационного подхода к проектирова нию стратегий эксплуатации автомобильных дорог является научно-обоснованное прогнозирование их транспортно-эксплуатационного состояния, которое должно от вечать следующим требованиям:
объективной оценке технического состояния сооружений на основе тщательной диагностики всех их основных конструктивных элементов, а также условий функционирования этих элементов под воздействием природно-климатических факторов и эксплуатационных нагрузок;
- учета возможных изменений в размерах, составе и структуре транспорт ных потоков, обусловленных прогнозируемой динамикой экономического развития районов тяготения к дорожным сооружениям;
- обеспечения нормативного уровня надежности и долговечности функ ционирования сооружений, а также требуемого уровня безопасности дорожного движения по ним.
Порядок проектирования стратегий воспроизводства отдельных дорожных сооружений является единым независимо от того, рассматривается ли дорожное со оружение в целом или его отдельный участок (например, часть автомобильной до роги, имеющей недостаточную пропускную способность или не титульное мостовое сооружение). Поэтому формирование стратегий воспроизводства автомобильной дороги начинается с определения количества и протяженности ее характерных участков, различающихся между собой основными техническими параметрами (ши риной проезжей части, конструкцией дорожной одежды), условиями эксплуатации (интенсивность и состав движения) и транспортно-эксплуатационным состоянием, характеризуемым, как правило, степенью снижения расчетной скорости движения транспортного потока по сравнению с ее нормативным значением для данной кате гории дороги.
Затем для каждого характерного участка устанавливаются альтернативные варианты воспроизводственных мероприятий, каждый из которых является конку рентоспособным, т.е. имеет как определенные преимущества, так и недостатки с точки зрения эффективности осуществления.
7.3 Оптимизация стратегий воспроизводства дорожных сооружений
7.3.1 Задача определения оптимальной стратегии воспроизводства конкретно го дорожного сооружения по критерию максимизации эффекта от обеспечения его сохранности может быть сформулирована следующим образом.
Известны: перспективная динамика состава и интенсивности движения по существующему дорожному сооружению, а также требуемые затраты на отдельные виды его воспроизводства при разных сроках службы его основных конструктивных элементов. Также известны размеры общественного эффекта от каждого вида вос производственных мероприятий или величина социально-экономических потерь от их невыполнения.
Требуется установить такую стратегию воспроизводства данного дорожного сооружения в течение принятого горизонта планирования, т.е. такие виды, объемы и сроки выполнения на нем отдельных видов воспроизводственных мероприятий (по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции), при которой интегральный народнохозяйственный эффект от его воспроизводства и функционирования был бы максимальным.
Экономико-математическая модель данной задачи может быть представлена следующим выражением
(53)
где v - порядковый номер рассматриваемой стратегии воспроизводства дорожного сооружения (v = 1,2,..., V );
V - количество потенциально возможных стратегий воспроизводства;
Pt рек - затраты на реконструкцию дорожного сооружения в году tpeK;
Т - продолжительность расчетного периода (срок сравнения вариантов);
t - порядковый номер года расчетного периода (t =0,... ,Т);
n - количество капитальных ремонтов сооружения за расчетный период;
i - порядковый номер капитального ремонта (i =1,... ,п);
m - количество ремонтов сооружения за расчетный период;
j - порядковый номер ремонта (j =l,...,m);
ti - год проведения i-ro капитального ремонта;
KPi - затраты на осуществление i-ro капитального ремонта;