ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 18

устанавливается степень риска, которую принимает на себя каждый участник проекта;
оговариваются размеры и способы компенсации потенциальных потерь от возникновения рисковых ситуаций;
вырабатываются принципы обеспечения паритета между ожидаемыми рис­ ками и потенциальными доходами всех участников проекта.
В случае, если участники проекта не в состоянии обеспечить реализацию про­ екта при наступлении того или иного рискового события собственными силами, необходимо осуществлять страхование рисков. Страхование риска представляет со­ бой, по существу, передачу определенных рисков страховым компаниям.
Передача риска может быть осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.), специальных оговорок, уменьшающих соб­ ственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту, а также различного рода финансовые гарантии, поручи­ тельства и т.п.

7 Методы оценки эффективности стратегий воспроизводства дорожных сооружений

7.1 Классификация стратегий

Под стратегией воспроизводства дорожного сооружения понимается установ­ ленные расчетным путем наиболее рациональные объемы, периодичность и после­ довательность выполнения отдельных видов работ по его строительству (рекон­ струкции), капитальному ремонту и ремонту в течение заданного периода.
В зависимости от рассматриваемых видов воспроизводственных мероприятий, цели и срока реализации стратегии воспроизводства дорожных сооружений могут подразделяться на несколько групп.
По виду воспроизводственных мероприятий могут формироваться стратегии ремонта и развития автомобильной дороги или мостового перехода в течение задан­ ного периода эксплуатации.
Стратегия ремонта дорожного сооружения это один из возможных вариан­ тов его осуществления (при заданном уровне содержания), главной экономической характеристикой которого является требуемая для этого величина затрат. Расчет­ ным сроком сравнения вариантов ремонта сооружения является максимальная про­ должительность его эксплуатации до необходимости выполнения следующего вос­ производственного воздействия капитального ремонта.
Стратегия развития дорожного сооружения это один из возможных вариан­ тов его простого и расширенного воспроизводства в течение расчетного периода времени.
од стратегией развития дорожного сооружения в течение жизненного срока функционирования сооружения понимается возможный вариант его простого и расширенного воспроизводства до момента реконструкции сооружения по условиям физического или морального износа.
При этом в зависимости от цели реализации разрабатываемых стратегий вос­ производства дорожных сооружений они могут подразделяться на три группы: 1) повышения транспортно-эксплуатационного состояния объекта до заданного уров­ ня; 2) повышения безопасности дорожного движения и 3) повышения мощности со­ оружения.
Стратегия повышения транспортно-эксплуатационного состояния объекта до заданного уровня предусматривает комплекс воспроизводственных мероприятий, направленных на улучшение потребительских качеств дороги на тех участках, кото­ рые находятся либо в неудовлетворительном техническом состоянии, либо являются узкими местами по пропускной способности или прочности конструкций для осу­ ществления нормальных условий движения по всей дороге. Данная стратегия направлена на доведение транспортно-эксплуатационного состояния всех элементов дороги в целом до некоторого регламентируемого техническими нормами и стан­ дартами уровня ее функционирования.
Стратегия повышения безопасности дорожного движения предполагает осу­ ществление воспроизводственных мероприятий по снижению аварийности на всех участках концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) автомобиль­ ной дороги в течение рассматриваемого периода с целью достижения желаемого технико-экономического результата. В качестве такого результата может рассмат­ риваться снижение общего количества ДТП, снижение количества погибших и ра­ неных, снижение уровня аварийности движения на сооружении.
Стратегия повышения мощности (пропускной способности и/или прочности! сооружения предусматривает осуществление воспроизводственных мероприятий по повышению его потребительских качеств, как правило, связанных с увеличением его пропускной способности и/или грузоподъемности, в соответствии с прогнози­ руемыми показателями роста объемов пассажирских или грузовых перевозок.
Понятие «стратегия воспроизводства» может приниматься как ко всей автомо­ бильной дороге в целом, так и к ее отдельным участкам, характеризующимся общ­ ностью основных параметров (шириной проезжей части, типом покрытия и т.п.) и условий движения (размерами, составом и структурой транспортных потоков).

7.2 Формирование стратегий воспроизводства дорожных сооружений

Выбор стратегии воспроизводства автомобильной дороги является сложной технико-экономической задачей, поскольку ее решение зависит от многих факторов, переменных во времени и пространстве. К основным из них следует отнести: транс­ портно-эксплуатационное состояние сооружения; природно-климатические условия в районе его тяготения; интенсивность, состав и скорость движения автомобилей.
Как правило, оценить прямым способом влияние каждого из перечисленных факторов на условия эксплуатации автомобильной дороги не представляется воз­ можным, в связи с чем при формировании возможных вариантов стратегий ее экс­ плуатации приходится использовать эвристические методы (построенные на ис­ пользовании правил, приемов, упрощений и обобщений на основе прошлого опыта).
В настоящее время существует два основных методических подхода к уста­ новлению стратегии эксплуатации автомобильной дороги: нормативный и оптими­ зационный, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Нормативный подход предполагает создание системы планово­ предупредительного ремонта (ППР) сооружения, под которой понимается совокуп­ ность организационно-технических мероприятий, проводимых периодически в пла­ новом порядке и направленных на поддержание дороги в состоянии, обеспечиваю­ щем постоянный и безопасный пропуск транспортных средств в соответствии с ре­ гламентируемыми техническими нормами и правилами, требованиями движения.
Суть этой системы состоит в том, что для каждого вида автомобильных дорог устанавливается нормативный срок службы, виды ремонта, их последовательность и периодичность; причем срок проведения того или иного вида обслуживания или ре­ монта зависит не от технического состояния дороги, а от времени ее эксплуатации.
Достоинством нормативного подхода является то, что проведение ремонтов назначается не для устранения отказов или дефектов, а для предупреждения и во избежание их появления. Кроме того, система ППР автомобильных дорог позволяет заранее уточнить и согласовать с органами дорожного движения время ремонта сооружений, заблаговременно подготовить необходимые для ремонта материалы, машины и оборудование, а также достаточно точно определить объемы ремонтных работ и производственную программу их выполнения в любом регионе страны.
Недостатком этого подхода является то, что плановые объемы работ по вос­ производству сооружений и, следовательно, размеры их финансирования не увязы­ ваются с текущим транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных до­ рог. Это приводит к тому, что выделяемые на основе усредненных нормативов сред­ ства на эксплуатацию дорожных сооружений могут быть как выше, так и ниже фак­ тической их потребности. В результате возникает необходимость их перераспреде­ ления по дорожным объектам в соответствии с фактическим уровнем их транспорт­ но-эксплуатационного состояния.
Кроме того, обязательным условием применения нормативного подхода к определению стратегий воспроизводства автомобильных дорог является достаточ­ ность финансовых ресурсов для его реализации. В настоящее время нормативный подход используется только для бюджетного планирования ремонта и содержания дорог.
Оптимизационный подход к формированию стратегий эксплуатации автомо­ бильных дорог основан на технико-экономическом анализе и прогнозировании транспортно-эксплуатационного состояния каждого дорожного сооружения в от­ дельности. Особенностью этого подхода по сравнению с нормативным является необходимость рассмотрения не одной, а множества возможных стратегий воспро­ изводства автомобильных дорог в процессе их эксплуатации, в общем случае разли­ чающихся как видами и объемами работ, так и сроками и последовательностью их выполнения.
Основным условием реализации оптимизационного подхода к проектирова­ нию стратегий эксплуатации автомобильных дорог является научно-обоснованное прогнозирование их транспортно-эксплуатационного состояния, которое должно от­ вечать следующим требованиям:
объективной оценке технического состояния сооружений на основе тщательной диагностики всех их основных конструктивных элементов, а также условий функционирования этих элементов под воздействием природно-климатических факторов и эксплуатационных нагрузок;
  • учета возможных изменений в размерах, составе и структуре транспорт­ ных потоков, обусловленных прогнозируемой динамикой экономического развития районов тяготения к дорожным сооружениям;
  • обеспечения нормативного уровня надежности и долговечности функ­ ционирования сооружений, а также требуемого уровня безопасности дорожного движения по ним.
Порядок проектирования стратегий воспроизводства отдельных дорожных сооружений является единым независимо от того, рассматривается ли дорожное со­ оружение в целом или его отдельный участок (например, часть автомобильной до­ роги, имеющей недостаточную пропускную способность или не титульное мостовое сооружение). Поэтому формирование стратегий воспроизводства автомобильной дороги начинается с определения количества и протяженности ее характерных участков, различающихся между собой основными техническими параметрами (ши­ риной проезжей части, конструкцией дорожной одежды), условиями эксплуатации (интенсивность и состав движения) и транспортно-эксплуатационным состоянием, характеризуемым, как правило, степенью снижения расчетной скорости движения транспортного потока по сравнению с ее нормативным значением для данной кате­ гории дороги.
Затем для каждого характерного участка устанавливаются альтернативные варианты воспроизводственных мероприятий, каждый из которых является конку­ рентоспособным, т.е. имеет как определенные преимущества, так и недостатки с точки зрения эффективности осуществления.

7.3 Оптимизация стратегий воспроизводства дорожных сооружений

7.3.1 Задача определения оптимальной стратегии воспроизводства конкретно­ го дорожного сооружения по критерию максимизации эффекта от обеспечения его сохранности может быть сформулирована следующим образом.
Известны: перспективная динамика состава и интенсивности движения по существующему дорожному сооружению, а также требуемые затраты на отдельные виды его воспроизводства при разных сроках службы его основных конструктивных элементов. Также известны размеры общественного эффекта от каждого вида вос­ производственных мероприятий или величина социально-экономических потерь от их невыполнения.
Требуется установить такую стратегию воспроизводства данного дорожного сооружения в течение принятого горизонта планирования, т.е. такие виды, объемы и сроки выполнения на нем отдельных видов воспроизводственных мероприятий (по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции), при которой интегральный народнохозяйственный эффект от его воспроизводства и функционирования был бы максимальным.
Экономико-математическая модель данной задачи может быть представлена следующим выражением
(53)
где v - порядковый номер рассматриваемой стратегии воспроизводства дорожного сооружения (v = 1,2,..., V );
V - количество потенциально возможных стратегий воспроизводства;
Pt рек - затраты на реконструкцию дорожного сооружения в году tpeK;
Т - продолжительность расчетного периода (срок сравнения вариантов);
t - порядковый номер года расчетного периода (t =0,... ,Т);
n - количество капитальных ремонтов сооружения за расчетный период;
i - порядковый номер капитального ремонта (i =1,... ,п);
m - количество ремонтов сооружения за расчетный период;
j - порядковый номер ремонта (j =l,...,m);
ti - год проведения i-ro капитального ремонта;
KPi - затраты на осуществление i-ro капитального ремонта;