ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 19

tj - год проведения j-ro ремонта;
BPj - затраты на осуществление j-ro ремонта;
Ct - затраты на содержание дорожного сооружения в году t;
Эt - совокупный социально-экономический эффект от осуществления процесса воспроизводства дорожного сооружения в году t;
Е - безрисковая социальная норма дисконта в относительных единицах изме­ рения;
Кфс - эффект последействия (остаточная стоимость дорожного сооружения) на
год Т.
Эффект последействия определяется в том случае, если в результате ремонта или реконструкции дорожного сооружения, срок его последующего функциониро­ вания до проведения очередного воспроизводственного мероприятия выходит за пределы рассматриваемого периода сравнения вариантов. Его величина устанавли­ вается по следующей формуле:
(54)
где tсл - нормативный срок службы дорожного сооружения (конструкции), годы;
φ - принятый срок сравнения стратегий воспроизводства, годы.
В общем случае при сравнении стратегий воспроизводства дорожных сооружений рекомендуется учитывать следующие виды социально-экономических эффектов:
от снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров ∆Cat;
сокращения потерь времени пассажиров ∆Pt;
снижения капитальных вложений в автомобильный транспорт ∆Kat;
снижение потребности предприятий в оборотных средствах ∆Ot;
снижения потерь от ДТП.
Реализацию модели (53) на краткосрочный и среднесрочный период функционирования дорожного сооружения при наличии достаточно достоверных данных об условиях его воспроизводства и эксплуатации целесообразно осуществлять с ис пользованием компьютерных моделей, методика построения которых рассмотрена в разделе 5.
Пример выбора оптимальной стратегии воспроизводства автомобильной дороги по критерию максимизации интегрального общественного эффекта (чистого дисконтируемого дохода) приведен Приложении Л.
7.3.2 Разработка стратегий развития дорожных сооружений, осуществляемых на среднесрочные и долгосрочные периоды времени, как правило, исключают возможность достаточно точной их увязки с требуемыми объемами финансирования
в течение всего рассматриваемого периода. В связи с этим возникает задача корректирования стратегий на каждый плановый год их осуществления в соответствии с установленными ограничениями по финансированию намеченных объемов дорожных работ.
В наиболее общем виде задача корректировки стратегии воспроизводства дорожного сооружения на плановый год сводится к задаче оптимизации плановых объемов работ при заданном уровне их финансирования. Применительно к автомобильной дороге, имеющей ряд однородных участков, на которых согласно принятой стратегии должен осуществляться тот или иной вид воспроизводственных мероприятий, она может быть сформулирована следующим образом.
При известных показателях стоимости дорожных работ на каждом участке и общественной эффективности их выполнения требуется сформировать такую программу воспроизводства дороги на плановый год, которая при заданном уровне финансирования обеспечивала бы получение максимального социально-экономического эффекта.
Целевая функция такой оптимизационной задачи в самом простом виде мо­ жет быть записана следующим образом
(55)
При этом должно выполняться ограничение по финансированию
(56)
и соблюдаться следующие граничные условия
(57)
или
(58)
где К - количество участков дороги, на которых предусматривалось осуществле­ ние воспроизводственных мероприятий;
к - порядковый номер участка автомобильной дороги (к = 1,2, ... , К);
Хк переменная, показывающая в долях единицы степень вхождения к –го участка в план воспроизводства дороги;
F- заданный объем финансирования на простое и расширенное воспроизводство автомобильной дороги в рассматриваемом году.
Как видно из вариантов граничных условий данная задача в зависимости от транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги может решаться в двух постановках: 1) предусматривающей возможность частичного выполнения до­ рожных работ на каждом участке (57) и 2) не предусматривающей (58).
Реализацию моделей (55)-(58) оптимизации годовых планов осуществления стратегий воспроизводства дорожных сооружений рекомендуется осуществлять с использованием подпрограммы «Поиск решения» в среде Microsoft Excel. Рассмот­ рим порядок использования этой подпрограммы на следующем условном примере.
9Пример Допустим, что рассматривается возможность выполнения ремонта ав-
томобильной дороги в плановом году на 7 участках концентрации дорожно-транспортных проис­ шествий в соответствии с принятой стратегией ее воспроизводства.
Требуемые объемы инвестиций на проведения ремонта К, а также показатели интегрально­ го эффекта ЧДД от его выполнения на каждом участке дороги указаны в табл. 23.
При этом известно, что предельный объем финансирования F, который может быть направлен на реализацию данного проекта, составляет 70 млн руб.
Таблица 23- Исходные данные для разработки стратегии воспроизводства автомобильной дороги
Показа­ телиЗначения показателей по участкам концентрации ДТП млн руб.F,млнруб.
1234567
К25720105151270
ЧДД17,06,012,07,02,59,07,0
Поскольку величина требуемых инвестиций, как видно из табл. 23, превышает выделенный объем финансирования годового плана, возникает задача отбора в него только тех участков кон­ центрации ДТП, проведение на которых ремонта обеспечит получение максимального совокупно­ го интегрального эффекта.
Решение данной задачи начнем с формирования ее экономико-математической модели, ко­ торая согласно (55) и (56) может быть представлена в следующем виде
Целевая функция
Ограничение
Данная модель может реализовываться как в целочисленной постановке (при недопусти­ мости частичного выполнения ремонтных работ на каждом участке) и в нецелочисленной.