ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 9

ввод в эксплуатацию платного дорожного объекта не должен сопровождаться ухудшением условий движения по рассматриваемому в качестве альтернативного существующему дорожному сооружению.
Расчет показателей себестоимости 1 ч эксплуатации автомобилей рекомендуется осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:
производится группировка автотранспортных средств по типам, и для каждого выделенного типа подвижного состава устанавливается его наиболее характер­ ный представитель по марке автомобиля;
определяются условия движения всех видов транспортных средств по альтернативным маршрутам (новому платному сооружению и существующему);
- рассчитывается себестоимость пробега автомобилей рассматриваемых марок;
определяется снижение себестоимости пробега автомобилей по платному дорожному сооружению.
При определении платы за проезд рекомендуется все расчеты, связанные с определением себестоимости перевозок, выполнять в рамках следующих типов ав­ томобилей, сгруппированных по классам (для легковых автомобилей и автобусов) и по грузоподъемности или общей массе (для грузовых автомобилей и автопоездов):
Л-1) легковые автомобили малого класса (с объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л);
Л-2) легковые автомобили среднего класса (с объемом двигателя от 1,8 до 3,0 л);
Л-З) легковые автомобили большого класса (объем свыше 3,0л);
А-1) автобусы малого класса (длиной до 5 м);
А-2) автобусы среднего класса (длиной 67,5 м);
А-3) автобусы большого класса (длиной более 8 м);
Г-1) грузовые автомобили общей массой до 3 т;
Г-2) грузовые автомобили общей массой от 3 до 10 т;
Г-3) грузовые автомобили общей массой от 10 до 20 т;
Г-4) грузовые автомобили общей массой свыше 20 т.
Определение затрат на автомобильные перевозки по рассматриваемым видам подвижного состава производится по следующим основным калькуляционным ста­ тьям затрат, принятым в экономике автомобильного транспорта:
затраты на топливо (Т);
затраты на смазочные материалы (СМ);
затраты на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт (ТО);
затраты на восстановление износа и ремонт шин (Р);
амортизация автомобилей (AM);
заработная плата водителей (W);
накладные расходы (HP).
Затраты по каждой из указанных статей рассчитываются с использованием действующих нормативов (Приложение Г).
Себестоимость 1 часа эксплуатации автомобиля определяется из выражения
(41)
где Cv - переменные расходы (зависящие от движения) на 1 автомобиле-км пробега, определяются по формуле
(42)
V - скорость движения автомобиля, км/ч.
Сс - постоянные расходы (не зависящие от движения) на 1 автомобиле - час работы, определяются по формуле
Сс = AM + HP
(43)
W - зарплата водителя за 1 час работы.
Пример оптимизации тарифа за проезд по платному мостовому переходу при­ веден в Приложении Л.

4.3.3 Оценка коммерческой эффективности проекта в целом

Оценка коммерческой эффективности проекта в целом базируется на расчете только двух видов денежных потоков: от операционной и инвестиционной деятель­ ности.
В состав денежного потока от операционной деятельности входят:
притоки выручка от взимания платы за проезд; доходы от размещения ре­ кламы, предприятий дорожного и автотранспортного сервиса в зоне дорожной поло­ сы (полосы отвода), прочие доходы и поступления.
оттоки затраты на организацию коммерческого использования дорожного сооружения, затраты на его содержание и ремонт в процессе эксплуатации, прочие расходы и отчисления.
В состав денежного потока от инвестиционной деятельности входят:
притоки доходы от реализации имущества и нематериальных активов предприятия, обеспечивающего коммерческое использование дорожного сооружения; уменьшение оборотного капитала на всех шагах расчетного периода;
оттоки инвестиции в строительство (реконструкцию) дорожного сооружения; вложения в увеличение оборотных средств на всех шагах расчетного периода; ликвидационные затраты.

4.3.4. Оценка коммерческой эффективности участия в проекте

При оценке эффективности участия в проекте обязательно учитывается схема его финансирования и поэтому наряду с денежными потоками от операционной и инвестиционной деятельности рассчитывается и денежный поток от финансовой деятельности. При его расчете поступления заемных средств принимаются в качестве денежных притоков, а платежи по займам в качестве оттоков.
Все расчеты ведутся в прогнозных ценах.
Перед вычислением показателей эффективности денежный поток от инвестиционной деятельности при необходимости корректируется таким образом, чтобы была обеспечена финансовая реализуемость проекта, т.е. чтобы на каждом шаге расчета суммарное сальдо денежного потока от всех видов деятельности стало бы неотрицательным. Корректировка осуществляется путем добавления в состав де­ нежных оттоков по инвестиционной деятельности дополнительных средств (фон­ дов), необходимых для обеспечения положительного сальдо суммарного потока.
Расчет показателей эффективности участия в проекте осуществляется так же, как при оценке коммерческой эффективности проекта в целом, но с учетом следующих особенностей:
    • к оттокам по инвестиционной деятельности добавляются пассивы за счет обслуживания (инвестиции в прирост оборотного капитала) и вложения в дополнительные фонды;
    • производится дефлирование суммарного денежного потока от операционной