инвестиционной деятельности.
Оценка коммерческой эффективности дорожного проекта как в целом, так и для каждого из его участников рекомендуется осуществлять в процессе компьютерного моделирования.
4.4 Оценка бюджетной эффективности проекта
Оценка бюджетной эффективности проекта производится по требованию ор ганов государственного федерального или регионального управления.
Основными показателями эффективности являются чистый дисконтированный доход бюджета, а при наличии бюджетных оттоков внутренняя норма дохода и индекс доходности бюджета. При предоставлении государственных гарантий реализации проекта рекомендуется рассчитывать также индекс доходности гарантий, выражаемый отношением чистого дисконтируемого дохода к величине гарантий.
Денежный поток для расчета бюджетной эффективности в общем случае включает в себя как притоки, так и оттоки бюджетных средств.
К основным источникам притоков бюджетных средств относятся: поступления в виде налогов, акцизов, пошлин и сборов в бюджет; платежи в погашение полученных из бюджета кредитов;
дивиденды по принадлежащим государству или субъекту федерации акциям или другим ценным бумагам, выпущенным для финансирования реализации проекта.
К основным направлениям оттока бюджетных средств относятся: предоставление бюджетных ресурсов в виде кредита; предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе;
предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций предприятия, созданного для осуществления проекта.
Расчеты денежных потоков ведутся в прогнозных ценах. Оценку бюджетной эффективности дорожного проекта рекомендуется осуществлять в процессе компьютерного моделирования.
5 Формирование компьютерных моделей оценки эффективности дорожных проектов
5.1 Исходные положения
Все расчеты по оценке эффективности дорожных проектов значительно упрощаются при использовании компьютерных моделей условий их реализации. В настоящее время, как показывает опыт разработки технико-экономических обоснований и бизнес-планов дорожных проектов, наиболее удобным средством их по-
строения являются электронные таблицы Microsoft (MS) Excel. Это обусловлено следующими причинами:
офисный пакет MS Office является общепринятым стандартом для подготовки деловой документации;
- рабочие листы MS Excel легко встраиваются в другие офисные документы, что позволяет разрабатывать комплекты электронной документации любой сложности;
- в отличие от специализированных (унифицированных) программных продуктов, программы, составленные в системе MS Excel, допускают выполнение расчетов с любой степенью детализации, которая может устанавливаться самим пользователем в процессе компьютерного моделирования;
- все примеры расчетов по оценке общественной эффективности инвестиционных проектов в официальных методических рекомендациях составлены в системе электронных таблиц MS Excel.
Порядок разработки компьютерной модели не зависит ни от рассматриваемого вида эффективности проекта, ни от степени детализации условий его осуществления; он является едиными для всех видов воспроизводства автомобильных дорог: нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта.
Разработка компьютерной модели оценки эффективности воспроизводства дорожного сооружения позволяет проектировщикам и экономистам решить следующие задачи:
- определить степень влияния отдельных параметров дорожного проекта на результирующие показатели его эффективности;
- оценить целесообразность учета при разработке проектов тех или иных социально-экономических последствий от его реализации;
установить степень влияния факторов риска и неопределенности на условия
результаты осуществления дорожных проектов
Результатом разработки компьютерной модели является формирование базисного (умеренно пессимистического) сценария условий реализации дорожного проекта и оценка его социально-экономической, коммерческой или бюджетной эффективности.
Разработка компьютерных моделей оценки эффективности воспроизводства автомобильных дорог осуществляется в два последовательных этапа:
1) формирование панели исходных данных и управления компьютерной моделью оценки эффективности дорожных проектов;
2) разработка расчетных таблиц по определению затрат на осуществление до рожных проектов и эффектов от их реализации.
Для иллюстрации порядка разработки компьютерной модели рассмотрим следующий пример.
1 Пример Пусть требуется оценить общественную эффективность строительства авто мобильной дороги II категории.
Такая оценка осуществляется путем сравнения общественных (народнохозяйственных) за трат и результатов, которые будут иметь место на транспорте и в нетранспортных отраслях народ-
ного хозяйства в случае строительства этой дороги (проектный вариант), с теми затратами и ре зультатами, которые будут иметь место при отказе от ее строительства (базовый вариант).
существующих условиях автомобильные перевозки выполняются по дороге IV технической категории, имеющей ширину проезжей части 6 м с гравийным покрытием. Протяженность дороги 28 км. Среднегодовая суточная интенсивность движения по данной дороге в 2012 г. составила 1394 автомобиля при следующем составе транспортного потока: грузовые 50%, автобусы 5%, легковые автомобили 45%. Средняя техническая скорость движения транспортного потока по дороге 40 км/ч.
Средние потери времени у переездов и светофоров составляют 0,15 часа за 1 рейс у каждого проезжающего по дороге автомобиля.
период весеннего переувлажнения земляного полотна решениями административных ор ганов субъекта Российской Федерации один из участков существующей дороги закрывается для проезда автомобилей, имеющих грузоподъемность свыше 6,0 т, что составляет примерно около 50% всех грузовых автомобилей. Движение указанных автомобилей переключается на объезд об щей протяжностью 25 км. Скорость движения на объезде 15 км/ч. Продолжительность закрытия участка дороги 50 дней.
По данным наблюдений ежегодный прирост интенсивности движения за последние годы составляет примерно 3%.
В соответствии с принятой стратегией эксплуатации существующей дороги предусмотрен капитальный ремонт и ремонт ее отдельных участков со средней периодичностью соответственно 4 и 2 года. Стоимость капитального ремонта составляет 2,15 млн. руб., а стоимость ремонта 0,75 млн. руб. на 1 км дороги.
Стоимость содержания существующей дороги составляет 67 тыс.руб. на 1 км.
Среднее за год фактическое количество дорожно-транспортных происшествий на существующей дороге составляет по данным ГАИ ГИБДД 0,703 на 1 млн. авт. км.
Согласно проекту строительство новой дороги II технической категории, протяженностью 25 км, с асфальтобетонным покрытием предусматривается по направлению существующей дороги. Начало строительства в 2013 г., продолжительность строительства 2 года.
Общий объем капитальных вложений в строительство дороги в ценах на 01.01.2008 г. определен в размере 500 млн. руб. со следующим распределением по годам: 200 млн. руб. в 2013 г. и 300 млн. руб. в 2014 г.
По данным прогнозов темп роста интенсивности движения и его состав по новой дороге существенно не изменится по сравнению с существующими условиями. При этом средняя техническая скорость движения транспортного потока по новой дороге ожидается равной 60 км/ч.
В соответствии с принятой стратегией эксплуатации новой дороги предусмотрен капитальный ремонт и ремонт ее отдельных участков со средней периодичностью соответственно 15 и 5 лет. Стоимость капитального ремонта составляет 7,05 млн. руб., стоимость ремонта 0,25 млн. руб. на 1 км дороги.
Стоимость содержания дороги проектируется в размере 130 тыс. руб. на 1 км.
Ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий на новой дороге в соответствии с выполненными проектными разработками составляет 0,356 на 1 млн. авт. км.
5. 2 Разработка компьютерной модели оценки общественной эффективности строительства (реконструкции) дороги
5.2.1. Формирование панели исходных данных и управления расчетами
Для формирования указанной панели на рабочем листе в системе электронных таблиц MS Excel выделяется определенная зона ячеек, общее количество которых
должно соответствовать числу помещаемых в них значений основных параметров дорожного проекта.
Пример такой панели применительно к рассматриваемому примеру приведен в табл. 3.
Каждая ячейка панели имеет свой собственный адрес, который определяется по обозначениям графы и строки, пересекающихся в ячейке; при этом графа обозначатся буквой, а строка цифрой. Например, адрес ячейки F6 показывает, что в ней расположено значение протяженности объезда автомобилями непроходимых участков существующей автомобильной дороги в период распутицы.
При формировании панели предусматривается следующий порядок ее разработки.