ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог стр. 10

инвестиционной деятельности.
Оценка коммерческой эффективности дорожного проекта как в целом, так и для каждого из его участников рекомендуется осуществлять в процессе компьютерного моделирования.

4.4 Оценка бюджетной эффективности проекта

Оценка бюджетной эффективности проекта производится по требованию ор­ ганов государственного федерального или регионального управления.
Основными показателями эффективности являются чистый дисконтированный доход бюджета, а при наличии бюджетных оттоков внутренняя норма дохода и индекс доходности бюджета. При предоставлении государственных гарантий реализации проекта рекомендуется рассчитывать также индекс доходности гарантий, выражаемый отношением чистого дисконтируемого дохода к величине гарантий.
Денежный поток для расчета бюджетной эффективности в общем случае включает в себя как притоки, так и оттоки бюджетных средств.
К основным источникам притоков бюджетных средств относятся: поступления в виде налогов, акцизов, пошлин и сборов в бюджет; платежи в погашение полученных из бюджета кредитов;
дивиденды по принадлежащим государству или субъекту федерации акциям или другим ценным бумагам, выпущенным для финансирования реализации проекта.
К основным направлениям оттока бюджетных средств относятся: предоставление бюджетных ресурсов в виде кредита; предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе;
предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций предприятия, созданного для осуществления проекта.
Расчеты денежных потоков ведутся в прогнозных ценах. Оценку бюджетной эффективности дорожного проекта рекомендуется осуществлять в процессе компьютерного моделирования.

5 Формирование компьютерных моделей оценки эффективности дорожных проектов

5.1 Исходные положения

Все расчеты по оценке эффективности дорожных проектов значительно упрощаются при использовании компьютерных моделей условий их реализации. В настоящее время, как показывает опыт разработки технико-экономических обоснований и бизнес-планов дорожных проектов, наиболее удобным средством их по-
строения являются электронные таблицы Microsoft (MS) Excel. Это обусловлено следующими причинами:
офисный пакет MS Office является общепринятым стандартом для подготовки деловой документации;
      • рабочие листы MS Excel легко встраиваются в другие офисные документы, что позволяет разрабатывать комплекты электронной документации любой сложности;
      • в отличие от специализированных (унифицированных) программных продуктов, программы, составленные в системе MS Excel, допускают выполнение расчетов с любой степенью детализации, которая может устанавливаться самим пользователем в процессе компьютерного моделирования;
      • все примеры расчетов по оценке общественной эффективности инвестиционных проектов в официальных методических рекомендациях составлены в системе электронных таблиц MS Excel.
Порядок разработки компьютерной модели не зависит ни от рассматриваемого вида эффективности проекта, ни от степени детализации условий его осуществления; он является едиными для всех видов воспроизводства автомобильных дорог: нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта.
Разработка компьютерной модели оценки эффективности воспроизводства дорожного сооружения позволяет проектировщикам и экономистам решить следующие задачи:
    • определить степень влияния отдельных параметров дорожного проекта на результирующие показатели его эффективности;
    • оценить целесообразность учета при разработке проектов тех или иных социально-экономических последствий от его реализации;
установить степень влияния факторов риска и неопределенности на условия
результаты осуществления дорожных проектов
Результатом разработки компьютерной модели является формирование базисного (умеренно пессимистического) сценария условий реализации дорожного проекта и оценка его социально-экономической, коммерческой или бюджетной эффективности.
Разработка компьютерных моделей оценки эффективности воспроизводства автомобильных дорог осуществляется в два последовательных этапа:
1) формирование панели исходных данных и управления компьютерной моделью оценки эффективности дорожных проектов;
2) разработка расчетных таблиц по определению затрат на осуществление до­ рожных проектов и эффектов от их реализации.
Для иллюстрации порядка разработки компьютерной модели рассмотрим следующий пример.
1 Пример Пусть требуется оценить общественную эффективность строительства авто­ мобильной дороги II категории.
Такая оценка осуществляется путем сравнения общественных (народнохозяйственных) за­ трат и результатов, которые будут иметь место на транспорте и в нетранспортных отраслях народ-
ного хозяйства в случае строительства этой дороги (проектный вариант), с теми затратами и ре­ зультатами, которые будут иметь место при отказе от ее строительства (базовый вариант).
существующих условиях автомобильные перевозки выполняются по дороге IV технической категории, имеющей ширину проезжей части 6 м с гравийным покрытием. Протяженность дороги 28 км. Среднегодовая суточная интенсивность движения по данной дороге в 2012 г. составила 1394 автомобиля при следующем составе транспортного потока: грузовые 50%, автобусы 5%, легковые автомобили 45%. Средняя техническая скорость движения транспортного потока по дороге 40 км/ч.
Средние потери времени у переездов и светофоров составляют 0,15 часа за 1 рейс у каждого проезжающего по дороге автомобиля.
период весеннего переувлажнения земляного полотна решениями административных ор­ ганов субъекта Российской Федерации один из участков существующей дороги закрывается для проезда автомобилей, имеющих грузоподъемность свыше 6,0 т, что составляет примерно около 50% всех грузовых автомобилей. Движение указанных автомобилей переключается на объезд об­ щей протяжностью 25 км. Скорость движения на объезде 15 км/ч. Продолжительность закрытия участка дороги 50 дней.
По данным наблюдений ежегодный прирост интенсивности движения за последние годы составляет примерно 3%.
В соответствии с принятой стратегией эксплуатации существующей дороги предусмотрен капитальный ремонт и ремонт ее отдельных участков со средней периодичностью соответственно 4 и 2 года. Стоимость капитального ремонта составляет 2,15 млн. руб., а стоимость ремонта 0,75 млн. руб. на 1 км дороги.
Стоимость содержания существующей дороги составляет 67 тыс.руб. на 1 км.
Среднее за год фактическое количество дорожно-транспортных происшествий на существующей дороге составляет по данным ГАИ ГИБДД 0,703 на 1 млн. авт. км.
Согласно проекту строительство новой дороги II технической категории, протяженностью 25 км, с асфальтобетонным покрытием предусматривается по направлению существующей дороги. Начало строительства в 2013 г., продолжительность строительства 2 года.
Общий объем капитальных вложений в строительство дороги в ценах на 01.01.2008 г. определен в размере 500 млн. руб. со следующим распределением по годам: 200 млн. руб. в 2013 г. и 300 млн. руб. в 2014 г.
По данным прогнозов темп роста интенсивности движения и его состав по новой дороге существенно не изменится по сравнению с существующими условиями. При этом средняя техническая скорость движения транспортного потока по новой дороге ожидается равной 60 км/ч.
В соответствии с принятой стратегией эксплуатации новой дороги предусмотрен капитальный ремонт и ремонт ее отдельных участков со средней периодичностью соответственно 15 и 5 лет. Стоимость капитального ремонта составляет 7,05 млн. руб., стоимость ремонта 0,25 млн. руб. на 1 км дороги.
Стоимость содержания дороги проектируется в размере 130 тыс. руб. на 1 км.
Ожидаемое количество дорожно-транспортных происшествий на новой дороге в соответствии с выполненными проектными разработками составляет 0,356 на 1 млн. авт. км.

5. 2 Разработка компьютерной модели оценки общественной эффективности строительства (реконструкции) дороги

5.2.1. Формирование панели исходных данных и управления расчетами

Для формирования указанной панели на рабочем листе в системе электронных таблиц MS Excel выделяется определенная зона ячеек, общее количество которых
должно соответствовать числу помещаемых в них значений основных параметров дорожного проекта.
Пример такой панели применительно к рассматриваемому примеру приведен в табл. 3.
Каждая ячейка панели имеет свой собственный адрес, который определяется по обозначениям графы и строки, пересекающихся в ячейке; при этом графа обозначатся буквой, а строка цифрой. Например, адрес ячейки F6 показывает, что в ней расположено значение протяженности объезда автомобилями непроходимых участков существующей автомобильной дороги в период распутицы.
При формировании панели предусматривается следующий порядок ее разработки.