В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище", включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 18 декабря 2013 г. N 70 "О бюджете города Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 15 июня 2012 г. N 272-ПП):
1.1. В названии постановления и пункте 1 постановления слова "на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище" заменить словами "Жилище" на 2012-2018 годы".
1.2. В преамбуле постановления слова "В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 23-ПП "Об утверждении перечня первоочередных государственных программ города Москвы" заменить словами "В целях повышения комфортности условий проживания в городе Москве".
1.3. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2014 г. N 205-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 22 апреля 2014 г. N 205-ПП
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП
к постановлению Правительства Москвы
от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП
Государственная программа города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы
Паспорт Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | Государственная программа города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы | |||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | 1. Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.2. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.3. Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве. | |||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | итого | |||||||||
1 | Годовой объем ввода жилья в городе Москве (за счет всех источников) | млн.кв.м | 3,05 | 3,14 | 3,08 | 3,10 | 3,12 | 3,14 | 3,16 | 21,79 | ||||||||||
2 | В том числе за счет средств бюджета города Москвы | млн.кв.м | 0,53 | 0,68 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 4,21 | ||||||||||
3 | Уровень обеспеченности населения жильём города Москвы | кв.м/человек | 19,3 | 19,4 | 19,6 | 19,7 | 19,8 | 20 | 20,1 | 20,1 | ||||||||||
4 | Уровень обеспеченности населения жильём в Московском регионе | кв.м/человек | 23,3 | 23,5 | 23,8 | 24,1 | 24,4 | 24,7 | 25,0 | 25,0 | ||||||||||
5 | Годовой объем капитального ремонта и модернизация жилищного фонда | млн.кв.м | 8,9 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 37,1 | ||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.3. Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда.4. Управление жилищным фондом в городе Москве и создание системы улучшения жилищных условий жителей.5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства. | |||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства | |||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | |||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент строительства города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент финансов города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы,Государственная жилищная инспекция города Москвы,Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,префектура Восточного административного округа города Москвы,префектура Западного административного округа города Москвы,префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,префектура Северного административного округа города Москвы,префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,префектура Центрального административного округа города Москвы,префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,префектура Южного административного округа города Москвы,префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | |||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы города Москвы | Источники финансирования | Расходы (тыс. рублей) | |||||||||||||||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | Итого | |||||||||||||
Государственная программа города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы | Всего: в т.ч.: | 282 748 271,5 | 303 056 078,4 | 311 119 726,0 | 303 485 083,4 | 306 866 008,6 | 307 977 811,9 | 309 089 615,1 | 2 124 342 594,9 | |||||||||||
бюджет города Москвы | 108 178 565,7 | 116 244 597,8 | 117 077 150,8 | 108 048 798,3 | 109 185 039,8 | 109 185 039,8 | 109 185 039,8 | 777 104 232,0 | ||||||||||||
средства федерального бюджета | 4 676 278,2 | 16 387 824,0 | 22 824 870,3 | 22 732 151,9 | 23 748 427,3 | 23 748 427,3 | 23 748 427,3 | 137 866 406,3 | ||||||||||||
средства юридических лиц | 169 893 427,6 | 170 423 656,6 | 171 217 704,9 | 172 704 133,2 | 173 932 541,5 | 175 044 344,8 | 176 156 148,0 | 1 209 371 956,6 | ||||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012 - 31.12.2012Этап 2: 01.01.2013 - 31.12.2013Этап 3: 01.01.2014 - 31.12.2018 |
1. Характеристика текущего состояния жилищной сферы и ее основные проблемы
1.1. Жилищное строительство
До 1 июля 2012 г. Москва занимала площадь более 108,1 тыс.га, из которых доля территорий жилых зон составляла 23%. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстата) на 1 января 2013 г. в Москве проживало 11 979 529 человек. По данным МосгорБТИ на 1 января 2013 г. в городе насчитывалось 40 035 жилых строений с общей площадью жилой части 218 374,0 тыс. кв. м. В собственности города находится 32,5 млн.кв.м - около 15% всего жилищного фонда в городе.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 года утверждено изменение границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью. В результате присоединения к территории Москвы двух городских округов (Троицк и Щербинка) и 19 городских и сельских поселений, которые вошли в состав Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, ее площадь увеличилась более чем в 2 раза и составила 255 тыс.га.
Объем строительства жилья в Москве за счет всех источников финансирования за период с 2000 по 2012 годы составил 42 млн.кв.м жилья, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 13 млн.кв.м. Жилищное строительство составляет 1,3% в валовом региональном продукте города Москвы, дает свыше 5% налоговых отчислений.
Строительство многоквартирных жилых домов в последнее десятилетие за счет средств инвесторов является наиболее крупным сегментом жилищного строительства в Москве (около 70%). Из 1304 на начало 2011 года действующих инвестиционных контрактов к жилищному строительству относится 39,5% (многоквартирные жилые дома, комплексная застройка, смешанное назначение), целесообразность реализации которых анализируется Градостроительно-земельной комиссией города Москвы. На 7 июля 2011 г. подтверждено 133 контракта, общей площадью 3,04 млн.кв.м.
На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по решению проблем обеспечения жильем очередников в рамках городских жилищных программ.
На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных федеральным законодательством (ветераны, в т.ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).
В числе выполняемых городских жилищных программ - программа ликвидации подлежащего сносу 5-этажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. По состоянию на декабрь 2013 года осуществлен снос 1436 домов площадью 5292,9 тыс.кв.м, что составляет 83,5% от запланированного объема. Остаточный снос составляет 286 домов площадью 1046,7 тыс.кв.м. В Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах города Москвы программа сноса домов завершена.
За истекшее десятилетие накопились нарушения градостроительных пропорций, связанные с чрезмерной урбанизацией. Объемы жилищного строительства не балансировались с транспортным, инженерным и социальным строительством. Застройка на значительной части территории города Москвы переуплотнена. Плотность населения города Москвы превысила 10 тыс.человек на кв.км. В сфере реализации Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2018 годы (далее - также Государственная программа) в части жилищного строительства, его объемов и назначения требуются концептуально новые подходы и решения.
1.2. Жилищный фонд
Жилищный фонд города Москвы имеет неоднородную структуру. Распределение жилых строений по периоду постройки представлено в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Периоды постройки | Строений | % | Площадь в тыс.кв.м | |||
Общая | % | Жилая | % | ||||
До 1917 года | 2 136 | 5,3 | 3 106,5 | 1,4 | 1 943,4 | 1,4 | |
После 1917 года | 37 899 | 94,7 | 215 267,5 | 98,6 | 132 144,4 | 98,6 | |
Из них построено: | |||||||
1 | 1918-1928 годы | 1 028 | 2,6 | 1 320,2 | 0,6 | 851,6 | 0,6 |
2 | 1929-1940 годы | 2 094 | 5,2 | 3 845,9 | 1,8 | 2 523,9 | 1,9 |
3 | 1941-1945 годы | 246 | 0,6 | 438,6 | 0,2 | 281,8 | 0,2 |
4 | 1946-1955 годы | 2 772 | 6,9 | 5 517,8 | 2,5 | 3 384,5 | 2,5 |
5 | 1956-1965 годы | 11 601 | 29,0 | 36 928,9 | 16,9 | 23 968,2 | 17,9 |
6 | 1966-1975 годы | 7 585 | 18,9 | 50 545,8 | 23,1 | 32 713,2 | 24,4 |
7 | 1976-1985 годы | 3 719 | 9,3 | 37 188,1 | 17,0 | 22 625,5 | 16,9 |
8 | 1986-1995 годы | 2 275 | 5,7 | 24 719,2 | 11,3 | 14 482,1 | 10,8 |
9 | 1996-2005 годы | 4 381 | 10,9 | 34 499,8 | 15,8 | 19 844,2 | 14,8 |
10 | 2006-2011 годы | 2 034 | 5,1 | 18 426,8 | 8,4 | 10 432,4 | 7,8 |
11 | 2012 год | 164 | 0,4 | 1 836,4 | 0,8 | 1 037,2 | 0,8 |
Всего | 40 035 | 100,0 | 218 374,0 | 100,0 | 134 087,8 | 100,0 |
Состояние жилищного фонда различается в зависимости от периода застройки, материала основных конструкций, примененных типовых серий домов при массовой застройке районов после 1961 года. Практически все кирпичные и большая часть крупнопанельных и блочных домов, построенных до 1981 года, имеют износ более 31%, т.е. подлежат капитальному ремонту. По этажности жилые строения распределены следующим образом (таблица 2):
Таблица 2
Этажность | Строений | Процент | Площадь в тыс.кв.м | Количество жилых помещений | Количество лифтов | |
Общая | Жилая | |||||
1-4 | 10 753 | 26,9 | 5 228,5 | 3 164,3 | 67 630 | 510 |
5 | 9 220 | 23,0 | 30 225,0 | 19 626,4 | 611 813 | 2 117 |
6-9 | 7 453 | 18,6 | 52 012,8 | 33 855,3 | 985 649 | 31 761 |
10-15 | 6 899 | 17,2 | 55 252,2 | 33 353,6 | 1 037 539 | 37 453 |
16-22 | 5 149 | 12,9 | 64 212,6 | 37 479,1 | 1 078 884 | 32 070 |
23 и выше | 561 | 1,4 | 11 443,0 | 6 609,2 | 146 540 | 3 933 |
Всего | 40 035 | 100,0 | 218 374,0 | 134 087,8 | 3 928 055 | 107 844 |
На структуру жилищного фонда, кроме нового строительства и сноса ветхого жилья, влияют дополнительные факторы. Так, около 2 млн.кв.м жилья в Москве за последние 15 лет было перепрофилировано под другое назначение. Кроме того, для качественного анализа структуры фонда необходимо интенсифицировать процесс паспортизации жилых домов.
В конце 90-х годов группой специалистов под руководством Москомархитектуры был проведен анализ данных о состоянии примерно 10 тысяч пятиэтажных домов общей площадью 25,3 млн.кв.м первого периода индустриального домостроения. Наибольшей степени морального и физического износа достигли дома отдельных серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1 МГ-300. По результатам анализа было принято постановление Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года", предусматривающее снос 1722 панельных пятиэтажных домов указанных серий в объеме около 6,3 млн.кв.м.
Неудовлетворительное техническое состояние (износ более 41%) имеет 46,9% жилищного фонда города (таблица 3). Эта часть жилищного фонда требует принятия программных мер по обновлению (капитальному ремонту, модернизации), реконструкции или реновации.
Таблица 3
Износ (техническое состояние) в процентах | Строений | % | Площадь в тыс.кв.м | |||
Общая | % | Жилая | % | |||
0-20% (хорошее) | 8 411 | 21,0 | 71 838,2 | 32,9 | 41 353,5 | 30,8 |
21-40% (удовлетворительное) | 12 844 | 32,1 | 94 463,5 | 43,3 | 59 059,2 | 44,0 |
41-60% (неудовлетворительное) | 14 540 | 36,3 | 48 577,5 | 22,2 | 31 383,6 | 23,4 |
61% и более (ветхое) | 4 240 | 10,6 | 3 494,7 | 1,6 | 2 291,6 | 1,7 |
Всего | 40 035 | 100,0 | 218 374,0 | 100,0 | 134 087,8 | 100,0 |
1.3. Капитальный ремонт и эксплуатация жилищного фонда
Общее количество многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации, по данным ГУП МосгорБТИ на 1 января 2013 г. оценивается в объеме 18,78 тыс. строений (52,07 млн. кв. м. что составляет почти половину жилищного фонда города. Дальнейшая эксплуатация этих домов связана с проживанием в некомфортных условиях и приводит к избыточному потреблению энергетических ресурсов, что дает дополнительные нагрузки на генерирующие и передающие мощности коммунальных предприятий. Это приводит к увеличению расходов на аварийно-восстановительные работы, которые, как показывает практика, выше расходов на планово-предупредительные ремонты, а также к росту стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 52 "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы" утверждена масштабная программа капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которой за 7 лет (с 2008 по 2014 годы) надлежало комплексно отремонтировать 13,8 тыс. строений общей площадью 117,5 млн.кв.м. За 3 года реализации программы нужные темпы ежегодного ремонта не были обеспечены вследствие объективных причин, связанных с финансовым кризисом: в период 2008-2012 годов отремонтировано строений общей площадью 32,1 млн. кв.м.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2011 г. N 575-ПП "Об утверждении Порядка предоставления в 2012-2016 годах из бюджета города Москвы субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах" субсидии предоставляются Департаментом капитального ремонта города Москвы в пределах объема бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ему законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период на капитальный ремонт общего имущества в целях софинансирования расходов товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержден постановлением Правительства Москвы от 18 июня 2012 г. N 274-ПП "Об организации работы Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы.
Полноценное проведение капитального ремонта невозможно без участия собственников многоквартирных домов. Жилищным кодексом Российской Федерации на собственника возложена обязанность по проведению капитального ремонта, но единовременные сборы средств на капитальный ремонт для большинства собственников в многоквартирных домах являются неподъемной нагрузкой.
В существующих условиях основным способом возмещения расходов на восстановление поврежденного жилья может стать страхование жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В городе в течение 15 лет развивается комплексная система страхования в жилищной сфере: к 2013 году на городских условиях ежегодно заключается более 2 млн. договоров страхования квартир и объектов общего имущества. Этот способ возмещения расходов собственника для восстановления поврежденного жилого помещения подтвердил свою эффективность и обладает потенциалом дальнейшего развития.
2. Прогноз развития жилищной сферы. Планируемые результаты и показатели
Приведенная выше характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищном строительстве, капитальном ремонте, сфере создания комфортных условий проживания для всех жителей города определяют новую стратегию развития в жилищной сфере города Москвы, основанную на следующих приоритетах:
1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки. Строительство за счет средств бюджета города Москвы и за счет внебюджетных источников в городе Москве, а также завершение строительства объектов жилищной сферы по ранее заключенным инвестиционным контрактам. Реновация существующей жилой застройки за счет средств бюджета города Москвы и средств инвесторов:
- завершение сноса жилых домов "сносимых" серий первого периода индустриального домостроения;
- реновация кварталов с домами "несносимых" серий;
- переселение из аварийного жилья.
2. Выполнение государственных обязательств. Направление средств бюджета города Москвы для выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в том числе по обеспечению жильем молодых семей.