а) налогу на имущество организаций;
б) земельному налогу;
в) налогу на прибыль организаций в части налогов, подлежащих зачислению в бюджет города Москвы;
2) установление льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
3) предоставление субсидий;
4) предоставление государственных гарантий при реализации приоритетных инновационных проектов;
5) предоставление грантов, стипендий и премий в сфере научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве;
6) стимулирование спроса на продукцию научно-технической и инновационной деятельности, в том числе через формирование государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию для обеспечения потребностей города Москвы;
7) содействие продвижению продукции научно-технической и инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках;
8) предоставление консультационных и информационных услуг;
9) в иных формах в соответствии с федеральным законодательством.
Как следствие, в рамках реализации указанного Закона города Москвы и упоминавшихся выше подпрограмм Правительством Москвы разработаны конкретные меры по привлечению инвестиций для развития инновационного сектора. Это, в частности, компенсация процентной ставки для кредитов, положение о субсидиях.
Однако перечисленные меры поддержки и льготы не смогут полностью обеспечить развитие наукоемких и инновационных предприятий, если их продукция не будет востребована на рынке. Эффективным способом решения этой задачи могло быть стать законодательное закрепление определенной квоты (например, 5%) государственного заказа, который должен размещаться именно на закупку такого рода продукции. Но поскольку регулирование этого вопроса не входит в сферу компетенции регионального законодателя, его решение возможно только путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) или в проект федерального закона о контрактной системе.
Способствовать решению указанной проблемы может также принятие рассматриваемых Государственной Думой изменений главы 2 ГК РФ, посвященных государственному контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и предусматривающих, что результаты указанных работ должны иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, как показали слушания, состоявшиеся в рамках заседания комиссии по экономической политике, науке и промышленности, по-прежнему остается актуальным вопрос о выработке и нормативном закреплении методологической базы для определения содержания инноваций и инновационной деятельности, а также подходов к организации мониторинга инновационного потенциала.
Актуальность мониторинга инновационной деятельности, инновационной активности связана с определением Правительством РФ инновационного сценария развития России как приоритетного. Соответственно, возник вопрос о критериях и подходах к измерению результатов государственных мер, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Однако на сегодняшний день ни на уровне законодательной или нормативной базы, ни среди экспертного сообщества нет единой позиции в этом вопросе, так же как и в понимании объекта измерения (инновационная деятельность, инновационный потенциал, инвестиционный климат или инновационная активность).
Поэтому различными исследователями предлагаются и разные критерии оценки (как объективные, так и субъективные), несходные показатели, оцениваются разнообразные элементы, начиная от хозяйствующих субъектов и заканчивая общественным мнением о качестве государственного управления в данной сфере.
Очевидно, что при таком разнообразии подходов и результаты могут значительно отличаться. Так, согласно одним показателям, Москва оказывается на первом месте как город с наиболее высоким инновационным потенциалом, а в соответствии с другими показателями обнаруживаются негативные тенденции, что отрицательно влияет на инновационный рейтинг города. Таким образом, в зависимости от методики расчета динамика и место в рейтинге инновационной активности, инновационного потенциала могут трактоваться как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Также на объективность различных статистических показателей и проводимого на их базе анализа негативно влияет отсутствие единого понимания того, что следует относить к инновациям. Например, согласно определению, приведенному на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, инновационная деятельность - это процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введения его на рынок для коммерческого применения. Существуют подходы, согласно которым инновационная деятельность включает в себя четыре этапа: научное исследование, опытно-конструкторские разработки, производство и сбыт.
Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными в 2011 году в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", понятие инноваций приведено в соответствие с так называемым руководством Осло по сбору и анализу данных по инновациям: "инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях"*(18).
То есть инновации рассматриваются исключительно в предпринимательском секторе и имеют четыре типа: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые. То есть оцениваются только предприятия, производящие товары и услуги, исключительно с экономической точки зрения.
Соответственно, из предмета указанного определения выпадают, например, социальные инновации или инновации, которые не направлены на повышение прибыли, что также представляется очевидным недостатком такого подхода.
При этом следует учитывать, что инновации как таковые с экономической и социальной точки зрения должны рассматриваться не в качестве цели, а только в качестве средства, инструмента экономической политики, направленного на повышение производительности, эффективности труда, качества производимой продукции, товаров, услуг. Создание и внедрение инноваций должны быть экономически выгодны прежде всего субъектам реального сектора экономики, такая продукция должна быть востребована.
Все это в значительной степени осложняет задачу нормативного, государственного регулирования данной сферы, поскольку требует выработки не только отдельных экономических или законодательных механизмов, но и комплексной государственной экономической политики. Однако, как отмечалось выше, без единой методологической базы, без выработки однотипных подходов к пониманию предмета регулирования, критериев оценки эффективности любые принимаемые меры, в том числе стимулирующего характера (налоговые льготы, субсидии, использование механизма государственного заказа и т.д.), будут малоэффективными.
С учетом этого комиссией по экономической политике, науке и промышленности принято решение о создании в рамках экспертного совета при комиссии специальной рабочей группы, задачей которой и будет выработка такой методологической базы, концепции поддержки и развития инновационной деятельности в городе Москве, а также предложений по принятию необходимых для этого законодательных актов.
Еще одним важным направлением работы комиссии по экономической политике, науке и промышленности стала разработка проекта закона города Москвы "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 марта 2002 года N 17 "О Московской торгово-промышленной палате". Первоначально это было связано с необходимостью приведения отдельных положений базового Закона в соответствие с федеральным законодательством, а также с изменившимся подходом к поддержке малого и среднего предпринимательства.
Однако после первого обсуждения получившегося в результате проекта комиссия пришла к выводу о необходимости пересмотреть принципы, направления деятельности Торговой палаты, подготовить новую редакцию, актуализировав содержание Закона.
Такая работа проводилась почти год с участием представителей Торговой палаты. При доработке проекта учитывались предложения и замечания Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
В результате была признана утратившей силу норма Закона о добровольной паспортизации расположенных в городе коммерческих организаций, претендующих на экономическую поддержу, оказываемую органами власти Москвы.
Это связано тем, что прохождение добровольной паспортизации являлось дополнительным административным барьером и противоречило пункту 2 части 2 и пункту 4 части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в которых указывается на ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
В связи с новыми подходами к реализации программ поддержки и развития предпринимательской деятельности на территории города Москвы актуализированы цели и задачи Торговой палаты.
Так, ее основными целями являются:
1) содействие формированию благоприятных условий для развития всех видов предпринимательской деятельности на территории города Москвы;
2) представление и защита прав и законных интересов членов Торговой палаты в органах государственной власти города Москвы, Российской Федерации и за рубежом;
3) участие в развитии торгово-экономических и научно-технических связей города Москвы с другими субъектами РФ и зарубежными партнерами;
4) содействие социально-экономическому развитию города Москвы;
5) развитие конкуренции в городе Москве;
6) поддержка модернизации и инновационного развития предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы.
Статья 6 базового Закона излагается в новой редакции. В ней регламентируется деятельность Торговой палаты, определяются ее функции на территории города Москвы (проведение независимой антикоррупционной экспертизы, ведение негосударственного реестра московских предприятий и предпринимателей, организация рекламы социально значимых проектов, осуществление экспертизы, оценки, контроля качества и сертификации товаров, рассмотрение жалоб предпринимателей, разработка и реализация программ обучения предпринимателей и т.д.).
Кроме того, более четко определены принципы взаимодействия Торговой палаты с Думой (она наделяется правом представлять Думе предложения по разработке проектов законов города Москвы), а также порядок и сферы взаимоотношений Торговой палаты с органами исполнительной власти города Москвы.
Торговая палата наделяется правом в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, во взаимодействии с Правительством Москвы осуществлять функции информационно-методической, образовательной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности в городе Москве, а также организовывать мероприятия, проводимые Правительством Москвы в целях поддержки и развития внешнеэкономической деятельности.
Также Торговая палата вправе в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, участвовать в развитии образовательной деятельности в городе Москве, а также организовывать проводимые Правительством Москвы учебные мероприятия в городе Москве, участвовать в мероприятиях по реализации образовательных программ города Москвы.
Вместе с тем признается утратившей силу часть 4 статьи 8 Закона города Москвы "О Московской торгово-промышленной палате" как не соответствующая Федеральному закону N 94-ФЗ, которая предусматривает, что представители Торговой палаты могут участвовать в формировании составов конкурсных комиссий, разработке конкурсной документации и организации проведения экспертиз в рамках конкурсов по размещению городских заказов.
2. Законодательство в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды
2.1. Состояние законодательства, регулирующего правоотношения в сфере ЖКХ, в том числе по вопросам совершенствования системы управления многоквартирными домами
В статье 1 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
С 2012 года в городе Москве начато внедрение программно-целевого метода для формирования системы распределения бюджетных средств города Москвы, а в июле 2012 года Дума приняла Закон N 39, расширивший полномочия органов местного самоуправления в городе Москве.
Эти беспрецедентные решения повлекли за собой принятие целого ряда нормативных правовых актов города Москвы, в том числе и в сфере ЖКХ.
Кроме того, в 2011 году в ЖК РФ внесены существенные изменения, касающиеся, в частности, введения регионального государственного жилищного надзора и института совета многоквартирного дома*(19).