Все принятые на федеральном уровне и уровне Правительства Москвы решения в оперативном порядке нашли отражение в законодательной и нормативно-правовой базе Москвы.
Так, в Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" (далее - Закон N 2) были внесены изменения в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 93-ФЗ) и поручением Президента РФ руководителям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ*(20).
Вопрос о внесении соответствующих изменений в Закон N 2 рассматривался в сентябре 2012 года на совместном заседании комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению*(21) с участием представителей органов исполнительной власти города Москвы.
Результатом совместной работы стал Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 72 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статьи 7 и 23 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
В соответствии со статьей 2 этого Закона на уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Государственную жилищную инспекцию города Москвы возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления в области муниципального жилищного контроля на территориях городских округов и поселений, а также полномочий по проведению внеплановой проверки деятельности управляющих организаций в соответствии с частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ. Устанавливается обязанность уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в трехдневный срок направлять информацию по результатам внеплановой проверки деятельности управляющей организации уполномоченным территориальным органам исполнительной власти города Москвы, органам местного самоуправления городских округов и поселений, которые должны осуществить созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о расторжении договора с управляющей организацией, выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом в сроки, указанные в части 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
Законом города Москвы от 11 апреля 2012 года N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (далее - Закон N 8) внесены изменения, учитывающие вхождение в состав территории города Москвы новых муниципальных образований, сохраняющих широкие полномочия в сфере ЖКХ.
Новыми частями 2 и 3 статьи 8 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" установлены вопросы местного значения городского округа и поселения (в частности, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение правил благоустройства территории, организация благоустройства территории), которые на территории "старой" Москвы не входили в компетенцию органов местного самоуправления.
Изменена терминология, используемая в работе органов местного самоуправления (например, вместо термина "муниципальное Собрание" введено понятие "представительный орган").
Закон N 39 наделяет органы местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы.
Расширение полномочий органов местного самоуправления осуществляется в целях:
обеспечения учета мнения населения и органов местного самоуправления при принятии решений органами исполнительной власти города Москвы;
повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти города Москвы;
усиления роли органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии соответствующих территорий.
Расширение функций органов местного самоуправления касается следующих сфер жизни города и горожан:
благоустройство;
капитальный ремонт и содержание жилищного фонда;
размещение объектов капитального строительства;
размещение некапитальных объектов;
формирование и утверждение плана дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию районов.
В сфере капитального ремонта и содержания жилищного фонда органы местного самоуправления муниципальных округов наделены такими полномочиями, как:
1) согласование внесенного главой управы района ежегодного адресного перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту полностью за счет средств бюджета города Москвы;
2) участие в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которого осуществляется полностью за счет средств бюджета города Москвы, участие в контроле за ходом выполнения указанных работ;
3) заслушивание руководителей управляющих организаций о работе по содержанию многоквартирных домов с учетом обращений жителей;
4) организация проведения проверки деятельности управляющих организаций, созыв в случае необходимости по результатам проверки общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о расторжении договора с управляющей организацией, выборе новой управляющей организации или изменении способа управления многоквартирным домом.
Закон N 39 вступил в силу с 1 августа 2012 года, и осенью 2012 года советы депутатов муниципальных округов в рамках полученных полномочий принимали решения о согласовании адресного перечня благоустройства дворовых территорий, о согласовании адресного перечня капитального ремонта многоквартирных домов, о согласовании планов благоустройства парков и скверов, о проведении дополнительных мероприятий по социально-экономическому развитию районов. В декабре 2012 года советы депутатов назначили на I квартал 2013 года даты заслушивания отчетов глав управ и информации руководителей городских организаций. Практическая реализация принятых решений начнется в 2013 году.
В целях решения основных проблем социально-экономического развития города Москвы постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 года N 23-ПП утвержден перечень первоочередных государственных программ города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 годов*(22).
Одной из наиболее значимых государственных программ города Москвы является Государственная программа города Москвы "Жилище"*(23), так как с результатами ее реализации каждый житель города сталкивается ежедневно. Она включает в себя отдельные подпрограммы, реализация которых направлена на решение конкретных задач, стоящих перед городом:
"Завершение строительства по инвестиционным контрактам";
"Реновация существующей жилой застройки";
"Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда";
"Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий граждан";
"Развитие гостиничной отрасли города Москвы. Увеличение количества мест для временного проживания";
"Комплексная застройка земельных участков в Москве и Московской области";
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным и городским законодательством, в том числе молодых семей";
"Управление жилищным фондом в городе Москве" *(24).
Мероприятия, предусмотренные Государственной программой города Москвы "Жилище" и ее подпрограммами, направлены на реализацию главной цели - повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве, а также создание комфортных условий временного проживания гостей столицы.
Одно из направлений повышения комфортности и безопасности условий проживания в городе - организация и проведение работ по благоустройству придомовых территорий, которые начались еще в 2011 году в соответствии с решениями Мэра Москвы С.С. Собянина. С этой целью в городе:
отремонтировано и оснащено 20,3 тыс. московских дворов;
обеспечена безопасность 8,2 тыс. детских площадок;
организовано 442,8 тыс. парковочных мест;
построено 1,2 тыс. новых игровых и спортивных городков;
отремонтировано 27 тыс. подъездов*(25).
Правильно расставленные приоритеты и своевременное исполнение намеченных мероприятий по благоустройству детских площадок, оборудованию парковочных мест, ремонту подъездов и др., а также положительная оценка жителями Москвы всего сделанного позволили в 2012 году продолжить эту работу.
Однако, если в 2011 году ремонтные работы и работы по созданию новых детских площадок, игровых и спортивных городков проводились исходя из минимальной достаточности, то с 2012 года Правительство Москвы разработало трехлетний перспективный план приведения дворов и подъездов к новому стандарту оснащенности объектами благоустройства, а также к новому уровню комфорта и шаговой доступности объектов.
Для реализации принципиально новых подходов к эксплуатации домов, дворовых территорий и повышению качества услуг в 2012 году на 30% увеличен объем работ по всем объектам дворового благоустройства (спортплощадки, детские межквартальные городки и т.д.).
Общий объем бюджетных ассигнований по подпрограмме "Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда" в 2012-2016 годах составит около 137,43 млрд. рублей, также предусматривается привлечение средств собственников помещений в многоквартирных домах на софинансирование капитального ремонта (2,2 млрд. рублей). За пять лет планируется привести в технически исправное состояние многоквартирные дома общей площадью 23,5 млн. кв. метров*(26).
Согласно статье 82 Закона N 2 органы государственной власти города Москвы предоставляют управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средства бюджета города Москвы на капитальный ремонт многоквартирных домов в порядке и по основаниям, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
В 2011 году бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов предоставлялись в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года N 126-ПП "О порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в 2011 году".
Начатые в 2011 году работы по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах показали, что такая модель организации ремонта (софинансирование расходов Правительством Москвы и собственниками помещений в многоквартирных домах) в полной мере соответствует интересам объединений собственников жилья и управляющих организаций*(27).
С 2012 года капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах выполняется в рамках Государственной программы города Москвы "Жилище", в соответствии с которой работа в данном направлении основана на принципах формирования, утверждения и выполнения ежегодных планов мероприятий. Также продолжена практика предоставления средств бюджета города Москвы на условиях софинансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт общего имущества собственников*(28).