Рисунки 10-16 - Иллюстрация требований к прокладкам
5.5 Капилляры, используемые в оборудовании
Размеры зазоров капилляров должны соответствовать значениям, указанным в таблицах 1 или 2 для цилиндрических соединений (цифра 0 обозначает диаметр внутренней части). Если капилляры по размерам зазоров не соответствуют значениям из вышеуказанных таблиц, то оценку оборудования следует проводить испытанием оболочки на взрывонепроницаемость по 15.2.
6. Герметизированные соединения
6.1 Общие требования
Части взрывонепроницаемой оболочки могут быть заделаны герметично или непосредственно в стенку оболочки, составляя с ней неразделимое целое, или загерметизированы в металлическую оправу так, чтобы весь узел можно было заменить целиком без повреждения герметика.
Если герметизированное соединение не отвечает требованиям раздела 5, то оно в отсутствие герметика должно подвергаться испытаниям на теплостойкость и холодостойкость по IEC 60079-0.
6.2 Механическая прочность
Герметизированные соединения применяют только для обеспечения герметизации взрывонепроницаемой оболочки, частью которой они являются. Конструкция должна быть такой, чтобы механическая прочность сборки не зависела от одной только адгезии герметика. Избыточное давление и время испытаний герметизированных соединений должны соответствовать требованиям 15.1.3, а результаты испытаний по С.3.1.1.
6.3 Длина герметизированных соединений
Кратчайшее расстояние по герметизированному соединению из внутренней в наружную часть взрывонепроницаемой оболочки, объемом , должно быть:
3 мм .... при 10 см3,
6 мм ... при 10 см 100 см3,
10 мм .... при 100 см3,
7 Тяги и валики управления
Там, где тяги или валики управления проходят сквозь стенку взрывонепроницаемой оболочки, следует соблюдать следующие требования.
7.1 Если диаметр тяги или валика управления превышает минимальную длину соединения, указанную в таблицах 1 и 2, то длина соединения должна быть по меньшей мере равна диаметру тяги или валика управления, но может не превышать 25 мм.
7.2 Если существует вероятность увеличения диаметрального зазора вследствие износа при нормальной эксплуатации, то следует предусмотреть возможность восстановления детали для обеспечения первоначального состояния, например сменой втулки. Увеличение зазора вследствие износа также возможно предотвратить применением подшипников согласно разделу 8.
8 Дополнительные требования к валам и подшипникам
8.1 Соединения валов
Конструкция взрывонепроницаемых соединений вращающихся электрических машин должна исключать износ при нормальной эксплуатации.
Взрывонепроницаемые соединения могут быть:
- цилиндрическими (рисунок 17);
Рисунок 17 - Цилиндрическое соединение для валов вращающихся электрических машин
- лабиринтными (рисунок 18);
Рисунок 18 - Лабиринтное соединение для валов вращающихся электрических машин
- с плавающими втулками (рисунок 19).
1 - зазор; 2 - стопор для предотвращения проворачивания втулки
Рисунок 19 - Соединение с плавающими втулками для валов вращающихся электрических машин
8.1.1 Цилиндрические соединения
Если цилиндрические соединения содержат маслоулавливающие канавки, участок с канавками не следует учитывать при определении длины взрывонепроницаемого соединения или он не должен прерывать цилиндрические соединения (см.рисунок 17).
Минимальный радиальный зазор (см.рисунок 20) взрывонепроницаемого соединения вала вращающихся электрических машин должен быть не менее 0,05 мм.
- минимальный радиальный зазор; - максимальный радиальный зазор с учетом ; - - диаметральный зазор
Рисунок 20 - Соединение вала с подшипниковым щитом вращающихся электрических машин
8.1.2 Лабиринтные соединения
Лабиринтные соединения, параметры которых не соответствуют указанным в таблицах 1 и 2, могут считаться удовлетворяющими требованиям настоящего стандарта, если они выдерживают испытания в соответствии с разделами 14-16.
Минимальный радиальный зазор (см. рисунок 20) взрывонепроницаемого соединения вала вращающихся электрических машин должен быть не менее 0,05 мм.
8.1.3 Соединения с плавающими втулками
При определении максимальной величины возможного смещения втулки следует принимать в расчет зазор в подшипнике и допустимый износ подшипника, указанные изготовителем. Втулка может двигаться свободно по радиусу с валом и по оси на валу, вместе с тем оставаясь концентричной с ним. Соответствующее устройство должно предотвращать проворачивание втулки (см.рисунок 19).
Использование плавающих втулок для оборудования подгруппы IIC не допускается.
8.2 Подшипники
8.2.1 Подшипники скольжения
Должно быть обеспечено взрывонепроницаемое соединение не только самого подшипника скольжения, но и подшипника скольжения с подшипниковым щитом. При этом длина взрывонепроницаемого соединения должна быть, по меньшей мере, равна диаметру вала, но не более 25 мм.
При использовании цилиндрических или лабиринтных соединений во вращающихся электрических машинах с подшипниками скольжения, по меньшей мере, одна из поверхностей должна быть выполнена из металла, не образующего искр трения (например латуни), если воздушный зазор между статором и ротором больше минимального радиального зазора (см.рисунок 20), указанного изготовителем. Минимальная толщина не образующего искр металла должна быть более воздушного зазора.
Применение подшипников скольжения во вращающихся электрических машинах подгруппы IIC не допускается.
8.2.2 Подшипники качения