Взрывонепроницаемые соединения могут быть:
- цилиндрическими (рисунок 17);
416 × 395 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 17 - Цилиндрическое соединение для валов вращающихся электрических машин
- лабиринтными (рисунок 18);
287 × 378 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 18 - Лабиринтное соединение для валов вращающихся электрических машин
- с плавающими втулками (рисунок 19).
453 × 429 пикс.   Открыть в новом окне |
1 - зазор; 2 - стопор для предотвращения проворачивания втулки
Рисунок 19 - Соединение с плавающими втулками для валов вращающихся электрических машин
8.1.1 Цилиндрические соединения
Если цилиндрические соединения содержат маслоулавливающие канавки, участок с канавками не следует учитывать при определении длины взрывонепроницаемого соединения или он не должен прерывать цилиндрические соединения (см.рисунок 17).
Минимальный радиальный зазор (см.рисунок 20) взрывонепроницаемого соединения вала вращающихся электрических машин должен быть не менее 0,05 мм.
257 × 318 пикс.   Открыть в новом окне |
- минимальный радиальный зазор; - максимальный радиальный зазор с учетом ; - - диаметральный зазор
Рисунок 20 - Соединение вала с подшипниковым щитом вращающихся электрических машин
8.1.2 Лабиринтные соединения
Лабиринтные соединения, параметры которых не соответствуют указанным в таблицах 1 и 2, могут считаться удовлетворяющими требованиям настоящего стандарта, если они выдерживают испытания в соответствии с разделами 14-16.
Минимальный радиальный зазор (см.рисунок 20) взрывонепроницаемого соединения вала вращающихся электрических машин должен быть не менее 0,05 мм.
8.1.3 Соединения с плавающими втулками
При определении максимальной величины возможного смещения втулки следует принимать в расчет зазор в подшипнике и допустимый износ подшипника, указанные изготовителем. Втулка может двигаться свободно по радиусу с валом и по оси на валу, вместе с тем оставаясь концентричной с ним. Соответствующее устройство должно предотвращать проворачивание втулки (см.рисунок 19).
Использование плавающих втулок для оборудования подгруппы IIC не допускается.
8.2 Подшипники
8.2.1 Подшипники скольжения
Должно быть обеспечено взрывонепроницаемое соединение не только самого подшипника скольжения, но и подшипника скольжения с подшипниковым щитом. При этом длина взрывонепроницаемого соединения должна быть, по меньшей мере, равна диаметру вала, но не более 25 мм.
При использовании цилиндрических или лабиринтных соединений во вращающихся электрических машинах с подшипниками скольжения, по меньшей мере, одна из поверхностей должна быть выполнена из металла, не образующего искр трения (например латуни), если воздушный зазор между статором и ротором больше минимального радиального зазора (см.рисунок 20), указанного изготовителем. Минимальная толщина не образующего искр металла должна быть более воздушного зазора.
Применение подшипников скольжения во вращающихся электрических машинах подгруппы IIC не допускается.