Предисловие
1 РАЗРАБОТАН
Общество с ограниченной ответственностью «Русинжсерт»
2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ
Комитетом по системам инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, протокол от 15 августа 2013 г. № 20
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 15 ноября 2013 г. № 48
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Внедрение систем менеджмента организации в соответствии с международными стандартами (ISO серий 9000, 14000, 50000, OHSAS 18000) для большинства компаний строительного сектора Российской Федерации связано со значительными затратами, экономически оправданными в долгосрочной перспективе.
Во многом это обусловлено особенностями строительного производства:
- мобильностью и разнообразием процессов создания строительной продукции;
- многообразием участников строительного производства, специализирующихся на выполнении отдельных этапов (процессов) создания строительной продукции;
- неподвижностью (неперемещаемостью) готовой строительной продукции (зданий и сооружений), ее привязанностью к конкретному месту нахождения и, соответственно, зависимостью строительных работ от места создания строительной продукции;
- значительными объемами и многообразием используемых для целей строительства материалов, изделий и конструкций;
- масштабностью применения машин, механизмов, оборудования и механизированного инструмента;
- требованием обеспечения особых гарантий безопасной эксплуатации и долговечности строительной продукции;
- потребностью в привлечении значительного объема инвестиций для создания строительной продукции.
Для малых и средних строительных организаций внедрение международных систем менеджмента требует особого подхода, поскольку стандарты этих систем устанавливают универсальные требования к организациям независимо от их типа, размера, производимой продукции или предоставляемых услуг.
Неформальное выполнение и документальное сопровождение выполнения требований систем менеджмента для малых и средних строительных организаций связано с необходимостью расширения штата и усложнения структуры управленческого аппарата, поиска и оплаты работы консультантов. Такие действия руководством организаций воспринимаются, как избыточные и неоправданные, в связи с:
- традиционным стремлением снизить условно-постоянные издержки на содержание управленческого аппарата, укомплектованного узкопрофильными специалистами;
- универсализмом выполняемых функций руководящим звеном организаций и стремлением экономить на внутреннем документообороте.
Настоящий документ направлен на создание системы контроля качества в строительных организациях малого, среднего и крупного бизнеса (без ограничений по численности и объемам выполнения работ), формулирует набор требований и определяющих их критериев, выполнение которых свидетельствует о наличии в организации системы контроля качества.
Система контроля качества (СКК) – это внутренняя система взаимосвязанных управляемых процессов, результаты которых сохраняются в организации в виде записей. Она является важной и неотъемлемой частью системы менеджмента организации. Ее внедрение в строительной организации рассматривается, как первый шаг к созданию системы менеджмента полного формата, не требующий затрат, аналогичных затратам по внедрению и сопровождению систем менеджмента.
Наличие системы контроля качества свидетельствует о том, что строительная организация с высокой долей вероятности способна профессионально, качественно и в установленные договорными обязательствами сроки выполнить свою работу в соответствии с проектной, технологической документацией и условиями договора, соблюдая безопасные условия труда и требования к охране окружающей среды.
Строительная организация, которая может продемонстрировать наличие действующей системы контроля качества, отвечает минимальным требованиям к контролю качества, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2004 г., № 207 [1] для организаций, участвующих в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных и технически сложных объектов.
Цель настоящего документа – установить минимально необходимый состав требований к системе контроля качества строительной организации «НОСТРОЙ» и критерии их оценки.
Задачи создания системы контроля качества «НОСТРОЙ»:
- удовлетворение существующих и предполагаемых потребностей и ожиданий участников строительного процесса, эксплуатирующих организаций, населения (далее – потребителей);
- обеспечение доверия со стороны потребителей, государственных органов и других заинтересованных сторон;
- снижение риска финансовой неустойчивости строительной организации.
Внедрение системы контроля качества в строительстве будет способствовать не только повышению конкурентоспособности строительных организаций и обеспечению качества работ, но и содействовать потребителям в компетентном выборе исполнителей работ в строительстве, обеспечивая защиту их прав и законных интересов.
При разработке настоящего документа были учтены положения документов менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности и охраны труда, менеджмента достижения устойчивого успеха.
Авторский коллектив: канд. техн. наук В.Ф. Афанасьева, канд. техн. наук Г.В. Кудрявцева (ГУП «НИИ Мосстрой»), Н.Г. Корниенко (НП СРО «ССК УрСиб»)
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА «НОСТРОЙ»
Требования и руководство по применению в строительных организациях
Quality control system «NOSTROY».
Requirements and application guide for the construction organizations
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к системе контроля качества строительной организации в тех случаях, когда организация:
- нуждается в демонстрации своей способности выполнять работу, отвечающую требованиям потребителей и обязательным требованиям, устанавливаемым государством;
- ставит своей целью обеспечение требований потребителей и исключение (или максимальное снижение) риска нарушений обязательств при выполнении работ по заключенным договорам;
- нуждается в подтверждении выполнения требования о наличии контроля качества в организации;
- заинтересована в получении внешнего подтверждения наличия в организации действующей системы контроля качества и возможности применения Знака соответствия (маркировки) в Системе добровольной оценки соответствия «НОСТРОЙ» (далее по тексту – СДОС НОСТРОЙ).
1.2 Требования настоящего документа являются общими и предназначены для применения:
- строительными организациями – при разработке, внедрении, анализе, оценке функционирования системы контроля качества «НОСТРОЙ» в организации;
- саморегулируемыми организациями (СРО) Национального объединения
строителей – при проведении проверки наличия системы контроля качества в организациях-членах СРО;
- органами по оценке соответствия (экспертными органами) – при выполнении оценки соответствия, внесении в реестр СДОС НОСТРОЙ строительных организаций и предоставлении права на применение знака «НОСТРОЙ-Профессионал» строительными организациями, имеющими систему контроля качества «НОСТРОЙ».