Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2011 г. N 577 "О Программе "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы"

В целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", а также с учетом положений Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:
2.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы.
2.2. До 01.07.2011 утвердить форму отчета о выполнении мероприятий Программы.
2.3. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения Программы.
2.4. До 01.09.2011 разработать и внести на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект закона Санкт-Петербурга, предусматривающий разграничение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере реализации государственной политики в интересах детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге.
3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:
3.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.
3.2. Один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы.
3.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий, указанных в пунктах 1.19, 4.7 и 9.15 раздела 7 Программы и финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.A.
Губернатор Санкт-Петербурга
В. И. Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 17.05.2011 N 577

Программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы

Паспорт Программы

Наименование Программы- "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа)
Цель Программы- Укрепление института семьи, повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге
Разработчик Программы- Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, являющиеся исполнителями мероприятий Программы (далее - исполнители мероприятий Программы)- Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга (заказчик-координатор)- Жилищный комитет- Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга- Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности- Комитет по делам записи актов гражданского состояния- Комитет по здравоохранению- Комитет по информатизации и связи- Комитет по культуре- Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями- Комитет по науке и высшей школе- Комитет по образованию- Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации- Комитет по строительству- Комитет по транспорту- Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга- Комитет по физической культуре и спорту- Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли- администрации районов Санкт-Петербурга
Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы- Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Сроки выполнения мероприятий Программы- 2011-2013 годы
Мероприятия Программы- Совершенствование системы социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.- Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.- Повышение качества жизни детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.- Мероприятия, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.- Мероприятия по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.- Повышение качества трудовой жизни работников с несовершеннолетними детьми.- Мероприятия, направленные на развитие дошкольного образования, повышение доступности и качества услуг образовательных, спортивных и молодежных организаций.- Улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми.- Нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение Программы.
Источник финансирования мероприятий Программы- Бюджет Санкт-Петербурга
Общий объем финансирования мероприятий Программы- Программа финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме 40805094,4 тыс.руб.,в том числе по годам:- 2011 г. - 18223602,3 тыс.руб.;- 2012 г. - 12334855,6 тыс.руб.;- 2013 г. - 10246636,5 тыс.руб.
Ожидаемые конечные результаты выполнения мероприятий ПрограммыРеализация мероприятий Программы позволит к началу 2014 года:- увеличить долю детей и подростков в общей численности населения до 15,1 процента;- сохранить долю новорожденных детей, охваченных неонатальным и аудиологическим скринингом на уровне 100 процентов;- увеличить долю детей I и II групп здоровья до 77,5 процента;- сохранить коэффициент младенческой смертности на уровне 4,7 промилле;- снизить заболеваемость и смертность детей и подростков;- снизить уровень первичной детской инвалидности до 29,0 процентов;- повысить эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;- уменьшить число абортов на 1000 женщин фертильного возраста до 17,2 промилле;- увеличить долю беременных женщин, охваченных пренатальным обследованием на наследственные заболевания плода до 99,0 процентов;- снизить уровень материнской смертности до 20,0;- повысить качество и доступность высокотехнологичной медицинской помощи для детей и беременных женщин;- повысить качество услуг, предоставляемых детскими учреждениями отдыха и оздоровления детей;- снизить наполняемость групп образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, до 105 процентов;- увеличить охват услугами дошкольного образования детей в возрасте до 7 лет до 80 процентов от общего количества дошкольников, проживающих в Санкт-Петербурге;- увеличить долю детей, получивших социальные услуги в государственных учреждениях (отделениях) социального обслуживания семьи и детей, до 23,0 процентов;- увеличить долю инвалидов и детей-инвалидов, получивших социальные услуги в государственных учреждениях (отделениях) социальной реабилитации инвалидов, до 73,4 процента;- увеличить долю детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, до 31,0 процента;- увеличить долю государственных учреждений культуры, находящихся в ведении Санкт-Петербурга, доступных для маломобильных групп населения, до 50,0 процентов;- повысить эффективность деятельности учреждений, предоставляющих медицинские, социальные, психолого-педагогические, образовательные и иные услуги детям и семьям с детьми;- уменьшить число неполных семей с несовершеннолетними детьми;- снизить количество случаев отказа от детей;- уменьшить число семей, находящихся в социально опасном положении;- снизить долю детей, оставшихся без попечения родителей, до 1,9 процента;- увеличить число семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, повысить качество их медико-социального сопровождения;- обеспечить постинтернатную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;- увеличить число детей, включенных в государственную систему выявления, развития, адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;- снизить уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, а также долю женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда;- повысить уровень доходов семей, воспитывающих несовершеннолетних детей;- оказать государственную поддержку в улучшении жилищных условий 14,8 тыс. молодых семей и семей с детьми.

Введение

Программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение подпункта "а" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 27 декабря 2010 года (N Пр-24 от 07.01.2011), с учетом положений Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14.05.1996 N 712.
Программа учитывает особенности демографического развития в Санкт-Петербурге и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи демографического развития в Санкт-Петербурге и приоритеты государственной политики в интересах детей и семей с детьми.

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом

Необходимость разработки Программы определена наличием кризисных явлений в области демографии, материнства и детства в Санкт-Петербурге, а также взаимной обусловленностью решения следующих проблем:
1.1. Низкая рождаемость, не обеспечивающая простого замещения родительского поколения поколением детей.
Санкт-Петербург остается городом с крайне низкой рождаемостью, уровень которой долгое время принимал значения, равные 1,1-1,2 рождения на женщину в среднем за ее жизнь. Это соответствует почти двукратному сокращению численности населения с каждым последующим поколением. В 2009 году суммарный коэффициент рождаемости увеличился до 1,4, однако это обеспечивает замещение родительского поколения поколением детей не более чем на 70 процентов.
В 2010 году общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге увеличился до 12,0 промилле, однако оказался ниже общероссийского значения этого показателя (12,6 промилле).
При этом доля первых рождений в последние годы постоянно сокращается (с 65,3 процента в 2004 году до 61,4 процента в 2009 году), а доли вторых, третьих и последующих рождений растут.
В 2010 году в Санкт-Петербурге число умерших превысило число родившихся в 1,18 раза.
Одной из тенденций, проявившихся в последние годы, является формирование установок на откладывание рождений и, как следствие, увеличение возраста детородящих женщин. Средний возраст женщин, родивших первого ребенка в Санкт-Петербурге, - 28 лет; в начале 90-х годов прошлого века он составлял 22 года.
Сейчас на женщин возраста 25-29 лет приходится 37,2 процента всех рождений, на женщин возраста 30-34 года - 24,0 процента, на женщин возраста 20-24 года - 23,3 процента, на более молодых женщин - 3,1 процента. Все чаще дети рождаются у женщин позднего репродуктивного возраста (35-39 лет): на их долю приходится 10,3 процента всех новорожденных.
В последние годы ситуация с рождаемостью определяется относительно многочисленным поколением женщин, родившихся в 80-е годы прошлого века, которое обеспечило повышение числа новорожденных. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 1,2 млн. женщин репродуктивного возраста. Однако в ближайшие годы будет происходить сокращение численности женщин репродуктивного возраста, так как в детородный возраст вступят женщины 90-х годов рождения, когда рождаемость упала почти вдвое, что вызывает особую тревогу и актуализирует поиск специальных мер государственного регулирования демографического развития.
1.2. Снижение доли лиц трудоспособного возраста и моложе трудоспособного возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге отмечается следующая динамика численности населения по основным возрастным группам:
доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения постоянно растет (с 23,5 процента в 2004 году до 25,5 процента в 2010 году);
доля лиц в трудоспособном возрасте снижается (с 63,2 процента в 2004 году до 61,6 процента в 2010 году);
доля лиц моложе трудоспособного возраста также снижается (с 13,3 процента в 2004 году до 12,9 процента в 2010 году).
Ежегодно растет коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (с 603,5 в 2009 году до 621,9 в 2010 году).
Численность детей (в возрасте от 0 до 18 лет) в Санкт-Петербурге в последние годы постоянно сокращалась. На 1 января 2009 года численность несовершеннолетних составила 658,9 тыс.чел. и с 2005 года уменьшилась на 68,0 тыс.чел.
В 2009 году убыль детского населения прекратилась и на 1 января 2010 года численность детей составила 666,2 тыс.чел. - 14,5 процента от общей численности населения. При этом доля детей и подростков в общей численности населения не достигла целевого значения стандарта проживания в Санкт-Петербурге на 2010 год (14,7 процента).
1.3. Высокий уровень детской заболеваемости и материнской смертности.
В последние годы в Санкт-Петербурге наблюдается рост показателей общей и первичной заболеваемости детей всех возрастов. Так, с 2001 по 2010 год первичная заболеваемость детей увеличилась на 49 процентов (с 1614 до 2406 случаев на 1000 детей), подростков - на 92 процента (с 992 до 1907 случаев на 1000 подростков), взрослых - на 34 процента (с 496 до 667 случаев на 1000 взрослых).
Доля здоровых подростков в Санкт-Петербурге не превышает 11 процентов, хроническая заболеваемость среди подростков составляет 27-30 процентов, 60 процентов подростков имеют пограничные состояния.
Следует отметить, что коэффициент младенческой смертности в 2010 году составил 4,6 промилле и является одним из самых низких в Российской Федерации (общероссийское значение показателя - 7,5 промилле).
В структуре младенческой смертности ведущими причинами являются заболевания перинатального периода и врожденные пороки развития (на их долю в 2010 году приходилось 69,3 процента всех случаев смерти детей первого года жизни). Среди заболеваний перинатального периода отмечается снижение показателей внутриматочной гипоксии и внутриутробной инфекции, однако в ранговой структуре причин младенческой смертности эти заболевания остаются ведущими, что является следствием состояния здоровья беременных.
Прогнозируется возможный рост показателя младенческой смертности, обусловленный рождением детей с массой тела ниже 1000 гр., увеличением заболеваемости беременных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, увеличением количества родов среди иногородних и иностранных рожениц.