Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 19 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экон стр. 4

в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);
способностью исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);
способностью проводить специальные исследования в целях определения потенциальных и реальных угроз экономической безопасности организации (ПК-52);
способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53);
в области педагогической деятельности:
способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-54).
Специализация N 1 "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности".
Специализация N 2 "Экономика и организация производства на режимных объектах".
Специализация N 3 "Деятельность финансово-кредитных учреждений для банковского обслуживания государственных органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации".
Специализация N 4 "Судебная экономическая экспертиза".
Специализация N 5 "Финансовый учет и контроль в правоохранительных органах".
ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный и социальный цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный и социальный цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Иностранный язык", "Философия", "История".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины).
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код
УЦ ООП
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный и социальный циклБазовая часть
18-27*(2)
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;закономерности исторического развития общества, основные этапы и особенности исторического развития России, ее место в истории человечества;принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности;лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности и осуществления взаимодействия на иностранном языке;нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; основные нормы и функции служебного этикета;этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения;психологические основы профессионального общения; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности;уметь:использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;читать и переводить иноязычную литературу по профилю подготовки, взаимодействовать и общаться на иностранном языке;оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликтного поведения, использовать различные методы и способы предотвращения и конструктивного разрешения конфликтов;владеть:основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; навыками самостоятельного осмысления исторического наследия;одним из иностранных языков на уровне основ профессиональной коммуникации;навыками антикоррупционного поведения;навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;навыками конструктивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации.
14-23*(2)
Иностранный языкФилософияИсторияПрофессиональная этика и служебный этикет*(3)Психология*(3)ОК-1-ОК-16,ПК-8
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3-12*(2)
С.2
Математический и естественнонаучный цикл
26-35*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы математического анализа, линейной алгебры, комбинаторики, математической логики, теории вероятности и математической статистики, исследования операций, экономико-математических методов и моделей, эконометрических методов, финансовых вычислений, необходимых для анализа экономических процессов и прогнозирования;основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации; современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач; состав, функции и конкретные возможности справочных и информационно-поисковых систем; роль и место автоматизированных информационных систем в экономике, принципы построения и использования автоматизированных систем учета, анализа и аудита; телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах; нормативные правовые акты в области защиты информации; основные методы, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной деятельности;уметь:применять методы математического анализа, теории вероятности, математического программирования, теории игр и экономико-математического моделирования для оптимизации решения профессиональных экономических и управленческих задач; проводить финансовые вычисления; исследовать на адекватность и значимость эконометрические модели; осуществлять прогнозирование развития экономических процессов;решать с использованием информационных технологий различные служебные и экономические задачи; работать в глобальной и локальной компьютерных сетях; самообучаться в современных компьютерных средах; организовывать автоматизированное рабочее место;использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации;владеть:навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;навыками эконометрического исследования эмпирических данных;методикой построения, анализа и применения математических и эконометрических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов;навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;навыками обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации.
19-28*(2)
МатематикаИнформационные системы в экономикеЭконометрикаОК-15,ОК-16,ПК-23
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
3-12*(2)
С.3
Профессиональный цикл
207-216*(2)
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; важнейшие тенденции развития международных экономических отношений; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, место в системе мирового хозяйства, направления экономической политики государства;основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;основные концепции экономической мысли, экономические воззрения в контексте истории экономических учений;основные особенности современных ведущих школ и направлений экономической науки;основы построения, расчета и анализа современной системы экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;субъекты предпринимательства, их организационно-правовые формы, структуру; нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства; производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; особенности отдельных направлений их организационно-экономической деятельности; источники и порядок получения информации о субъектах предпринимательства;организационно-правовые основы построения финансово-кредитной, бюджетной и налоговой систем;теорию финансов; основы организации и функционирования финансовой системы и ее институтов; учет и контроль финансов; задачи, организацию работы и полномочия законодательных, исполнительных органов власти и судебных органов в сфере финансов, системе финансового контроля; методику финансовых расчетов, анализа устойчивости государственных и муниципальных финансов, финансового прогнозирования и финансового планирования, методику анализа финансовой отчетности;современные теории денег, кредита, банков; организационно-правовое регулирование наличного и безналичного платежного оборота, деятельности кредитных организаций; особенности реализации денежно-кредитной политики, методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики; специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций Центрального банка, банков и небанковских кредитных организаций; основы банковского дела;организационно-правовые основы, принципы функционирования рынка ценных бумаг, его роль в сбалансированности финансовой системы;законодательство о налогах и сборах; состав налогов, уплачиваемых налогоплательщиками; систему налоговых органов и их компетенции; права и обязанности налогоплательщиков, их ответственность за нарушение налогового законодательства; правила определения налоговой базы; порядок исчисления и уплаты налогов и сборов; основные направления координации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах; принципы, стандарты ведения налогового учета и отчетности; порядок, методы и приемы проведения налогового контроля, налоговых проверок;теоретические и организационно-правовые основы бухгалтерского учета; содержание и операции бухгалтерского финансового и управленческого учетов; правила, принципы и стандарты ведения бухгалтерского учета и отчетности, планы счетов бухгалтерского учета; методы и способы обработки бухгалтерской информации;методику проведения экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов; содержание и последовательность проведения комплексного экономического анализа;бюджетную классификацию Российской Федерации; стадии, участников бюджетного процесса, принципы финансирования субъектов бюджетных правоотношений; методы расчета бюджетных показателей; порядок исполнения бюджетов получателями бюджетных ассигнований; права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений; правила бюджетного учета и отчетности; план счетов бюджетного учета; механизм межбюджетных отношений; особенности определения экономической эффективности субъектов бюджетной сферы, механизм обеспечения безопасности бюджетной сферы;угрозы национальной безопасности Российской Федерации; сущность теневой экономики, методы выявления и оценки ее параметров; социально-экономические последствия теневой экономической деятельности; понятие и сущность экономической безопасности, ее место в системе национальной безопасности РФ; объекты и субъекты экономической безопасности; концепцию экономической безопасности Российской Федерации; экономические риски, природу и сущность угроз экономической безопасности; методы оценки уровня рисков и угроз экономической безопасности; критерии и показатели экономической безопасности;организационно-правовые основы, принципы, факторы, механизмы, методы и средства обеспечения экономической безопасности; принципы построения и элементы системы безопасности; основные направления и особенности правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности, ее роль и место в укреплении законности и правопорядка;организационно-правовые основы финансового контроля, ревизий и инвентаризаций; государственный и муниципальный финансовый контроль; возможности документальных ревизий, организуемых по инициативе правоохранительных органов;виды, организационно-правовые и методические основы, стандарты судебной экономической экспертизы; формы участия судебного эксперта и специалиста в расследовании преступлений, права, обязанности и ответственность судебного эксперта-экономиста; структуру заключения эксперта;сущность цели и задачи аудита, отличие аудита от других форм экономического контроля;нормативно-правовое регулирование и организацию аудиторской деятельности; виды аудита и аудиторских услуг; стандарты аудиторской деятельности; методику, технику и технологию проведения аудиторских проверок; аудиторские доказательства и заключения;основы организации и функционирования системы государственной статистики, источники статистической информации; виды и формы статистического наблюдения, виды группировок, приемы их построения, совокупность относительных и обобщающих показателей, методы анализа динамических (временных) рядов и построения статистических моделей взаимосвязи и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов; назначение, экономическое содержание и методику расчета показателей социально-экономической статистики; методы исчисления основных статистических характеристик, прогнозирование на основе статистических данных;организационно-правовые и финансовые основы системы страхования; основные виды страхования; механизм предоставления страховых услуг;валютную систему; валютные отношения; международные валютные рынки; сущность международных валютных, кредитно-финансовых и расчетных операций, методы международных платежей и расчетов; формы кредитования, используемые при международных расчетах; валютные риски и методы их снижения;сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права, регулирующих правоотношения в сфере экономики; законодательство Российской Федерации в сфере экономики;сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения;правовые, организационные и тактические средства предупреждения коррупции; основные направления профилактики коррупционного поведения;понятие государственной тайны и иных охраняемых законом тайн, сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера; организационно-правовые основы режима секретности; нормативные правовые документы в области защиты государственной тайны, обеспечение режима секретности;уметь:анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов;анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей, использовать полученные данные для решения профессиональных задач;оценивать современное состояние и перспективы развития международных экономических отношений;оценивать роль финансово-кредитных институтов в современной рыночной экономике; анализировать структуру и порядок прохождения денежных потоков через банковскую систему;применять знания по налоговому учету; анализировать исполнение налоговых обязательств хозяйствующими субъектами; выявлять условия, способствующие совершению правонарушений в сфере исполнения налоговых обязательств;анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную учетную и отчетную информацию экономических субъектов с целью оценки эффективности их функционирования и принятия управленческих решений;применять знания по бухгалтерскому учету; классифицировать, оценивать и систематизировать на бухгалтерских счетах хозяйственные операции;на основе первичных документов осуществлять записи в регистрах бухгалтерского учета; формировать бухгалтерскую отчетность;оценивать состояние защитных функций системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующих субъектов в целях предупреждения и прогнозирования возможных противоправных деяний;осуществлять анализ и диагностику финансового состояния и результатов деятельности хозяйствующего субъекта; оценивать эффективность его работы, в том числе его структурных подразделений и работников;планировать и проводить финансовый контроль; оформлять его результаты;определять уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта, отрасли, региона; выявлять и анализировать риски и угрозы в сфере экономической безопасности; разрабатывать мероприятия по их локализации и нейтрализации; моделировать систему обеспечения экономической безопасности для различных типов предприятий, учреждений, организаций;планировать основные стадии экспертного исследования, определять методы и процедуры судебной экономической экспертизы; исследовать документацию, формулировать выводы по каждому поставленному вопросу, составлять заключение и разрабатывать по итогам экспертизы необходимые рекомендации;организовывать налоговый учет; вести регистры налогового учета; формировать налоговую отчетность; осуществлять анализ и контроль налоговой отчетности организации, предприятия, учреждения;проводить аудит эффективности бюджетных расходов, эффективности бухгалтерского учета и другие виды аудита, оценку рисков в налоговой и бюджетной сферах; проводить налоговые проверки, документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственных операций; оформлять результаты проверок;формулировать выводы и рекомендации по результатам анализа финансовой и хозяйственной отчетности предприятия, организации, учреждения; составлять прогнозную отчетность;использовать общие и специальные приемы экономического анализа при производстве финансовых и налоговых расследований; проверять и оценивать результаты аудита с позиции их полноты и достоверности; на основе анализа отчетности хозяйствующих субъектов определять содержание последующих контрольных мероприятий;использовать в практической деятельности правила бюджетного учета и отчетности; формировать бюджеты различных уровней, планировать бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств; составлять бюджетные сметы; вести бюджетный учет, формировать и анализировать бюджетную отчетность;анализировать динамику организационно-правового регулирования страховой деятельности государства и страховых учреждений (агентов);оценивать достоверность источников статистической информации; анализировать данные отечественной и зарубежной статистики; проводить специальные статистические наблюдения;выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; строить статистические модели состояния и динамики социально-экономических процессов и явлений, исчислять на их базе прогнозные оценки и интерпретировать полученные оценки;управлять валютными рисками;осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;строить на основе описания ситуаций стандартные эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;прогнозировать на основе стандартных эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;оценивать параметры теневой экономики и ее социально-экономические последствия; определять критерии и рассчитывать пороговые значения показателей уровня экономической безопасности; выявлять угрозы экономической безопасности, проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба; разрабатывать и проводить мероприятия по противодействию коррупции, легализации криминальных доходов;оперировать юридическими понятиями и категориями;анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие отношения в сфере экономики; принимать решения и совершать юридически значимые действия в соответствии с законодательством;составлять и оформлять юридические и служебные документы;владеть:современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных эконометрических моделей;навыками прогнозирования развития хозяйственных процессов;навыками анализа экономических процессов и явлений в области внешнеэкономической деятельности, функционирования валютного рынка;современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;навыками и правилами расчета основных экономических параметров деятельности предприятия, организации, учреждения; методами оценки эффективности работы предприятия, организации, учреждения;методикой статистической оценки конъюнктуры национального рынка и его отдельных сегментов, региональных рынков, результатов корпоративной деятельности экономических агентов; методикой анализа потоков социально-экономической информации о состоянии и развитии рынков, деятельности корпораций, подготовки целевых обзорных статистических материалов;методами инвестиционного анализа и анализа финансовых и страховых рынков;формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов; правилами наличного и безналичного денежного обращения; методологией исследования финансово-кредитной системы и отдельных ее звеньев; методами оценки роли банков в современной рыночной экономике; принципами кредитования юридических и физических лиц;правилами и методами ведения финансового и бюджетного учета и отчетности; методами определения налоговой базы и налоговой нагрузки; правилами формирования и представления налоговой отчетности;навыками координации работы налоговых и других контролирующих органов с правоохранительными органами по выявлению и пресечению нарушений законодательства о налогах и сборах и других правонарушений в сфере экономики;основными положениями стандартов ведения бухгалтерского учета и отчетности; правилами ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности;правилами и методикой анализа учетно-отчетной документации, проверки достоверности содержащейся в ней информации с целью контроля за соблюдением законодательства, утвержденных норм, нормативов и смет;методами организации и осуществления государственного финансового контроля;методикой проведения инвентаризации и ревизии, внутреннего и внешнего контроля, организации и проведения документальных и иных проверок финансово-хозяйственной деятельности;приемами и методами исследования в области судебной экономической экспертизы;методами и технологией проведения аудиторских проверок, подготовки аудиторского заключения, оценки результатов аудита;методикой организации и осуществления налогового контроля, налоговых проверок; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности;навыками выявления, оценки, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности, формирования модели системы безопасности;юридической терминологией;навыками работы с нормативными правовыми актами в сфере экономики и экономической безопасности;навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;навыками реализации норм материального и процессуального права;методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере экономики;навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе;навыками обеспечения защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности в процессе служебной деятельности.
154-163*(2)
(включая трудоемкость специальной или военной подготовки)
Экономическая теорияИстория экономических ученийМировая экономика и международные экономические отношенияСтатистикаЭкономический анализБухгалтерский учетДеньги, кредит, банкиФинансыЭкономика организации (предприятия)Управление организацией (предприятием)СтрахованиеРынок ценных бумагНалоги и налогообложениеКонтроль и ревизияЭкономическая безопасностьСудебная экономическая экспертизаАудитОрганизация и методика проведения налоговых проверокОценка рисковАдминистративное правоБезопасность жизнедеятельностиОК-1,ОК-6,ПК-1-ПК-54
Модуль. Специальная или военная подготовка*(4)
13-14
Специализация:*(5)N 1 "Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности";N 2 "Экономика и организация производства на режимных объектах";N 3 "Деятельность финансово-кредитных учреждений для банковского обслуживания государственных органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации";N 4 "Судебная экономическая экспертиза";N 5 "Финансовый учет и контроль в правоохранительных органах".
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
48-57*(2)
С.4
Физическая культура (Физическая подготовка)
2
ОК-12,ПК-21
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа*(6)(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
18-21
ОК-1-ОК-16,ПК-1-ПК-54
С.6
Итоговая государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы)
9-15
ОК-1-ОК-16,ПК-1-ПК-54
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
*(2) Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер и определяются вузом самостоятельно.
*(4) Содержание специальной или военной подготовки определяется вузом с учетом специфики будущей служебной деятельности выпускников.
*(5) Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно. Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3.
*(6) Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются указанными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, практикумов, тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями правоохранительных, судебных органов, других органов государственной власти и управления, общественных организаций, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.