способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-15);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-16);
владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
владеет методами и средствами познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-18);
готов критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-19);
способен понимать значение гуманитарных и социальных наук, важность оценки социально-экономических, гуманитарных и экологических последствий научных открытий и новых технических решений (ОК-20);
способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОК-21).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
проектная деятельность:
готов участвовать в разработке средств морской оборонной техники (ПК-1);
способен участвовать в разработке технической, конструкторской и технологической документации по направлению профессиональной деятельности (ПК-2);
способен использовать информационные технологии при разработке проектов новых образцов морской оборонной техники (ПК-3);
способен применять современные методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской техники (ПК-4);
производственно-технологическая деятельность:
готов участвовать в технологической проработке морской оборонной техники (ПК-5);
готов обосновывать принятые технические решения по разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения (ПК-6);
способен самостоятельно работать на универсальном и специальном оборудовании (ПК-7);
способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации объектов морской техники, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-8);
способен использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запылённости и загазованности, шума и вибрации, освещённости рабочих мест (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
способен анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-10);
способен организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-11);
готов систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-12);
готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-13);
научно-исследовательская деятельность:
готов участвовать в экспериментальных исследованиях по определению тактических, технических и эксплуатационных характеристик морского подводного оружия, корабельного вооружения и морской техники, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК-14);
способен применять методы организации и проведения диагностирования, исследования и испытаний морской техники современными техническими средствами (ПК-15);
готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
готов участвовать в научных исследованиях основных объектов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-17);
сервисно-эксплуатационная деятельность:
готов участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания и ремонта морского подводного оружия и морской техники (ПК-18);
способен определять техническое состояние и остаточный ресурс морской техники (ПК-19).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоёмкость (зачётные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- научные, философские, религиозные картины мира; взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу;- движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;роль насилия и ненасилия в обществе, нравственные обязанности человека; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса;- иностранный язык в объёме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания из зарубежных источников;- теоретические основы функционирования рыночной экономики; экономические основы производства и ресурсы предприятия (основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы); понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; основы финансовой деятельности;- виды и основные характеристики предприятия, типы производства и форм движения предмета труда во времени и пространстве, принципы и методы организации и нормирования труда, методы планирования ресурсного обеспечения деятельности предприятия, разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;- роль маркетинга в управлении фирмой, принципы, задачи и функции маркетинга, направления проведения маркетинговых исследований, основные составляющие комплекса маркетинга товара;уметь:- самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;- применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории; проводить укрупнённые расчёты затрат на производство и реализацию продукции; определять финансовые результаты деятельности предприятия; владеть:- методами менеджмента и методами проведения маркетинговых исследований;- методами управления действующими технологическими процессами при создании морской техники, обеспечивающими производство продукции, отвечающей требованиям стандартов и рынка;- методами разработки производственных программ и сменно-суточных плановых заданий участкам производства и анализа их выполнения. | 35 - 45 20 - 25 | ФилософияИсторияИностранный языкЭкономикаМаркетинг | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-15ОК-17ОК-18ОК-19ОК-20 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и методы аналитической геометрии, линейной алгебры, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики;- математические программы для использования возможностей ЭВМ для качественного исследования свойств различных математических моделей;- законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютера;- основные физические явления; фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики; современную научную аппаратуру;- фундаментальные законы и понятия термодинамики, процессов тепломассопереноса и движения жидкости и газа; физики твёрдого тела;- химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений; структуру биосферы; экосистемы; взаимоотношения организма и среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экологического права;уметь:- использовать математические методы в технических приложениях;использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения;- выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности;- прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; владеть:- методами математического анализа;- средствами компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов на ПЭВМ);- основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами;- методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды; | 50 - 60 35 - 45 | МатематикаИнформатикаФизикаХимияЭкологияФизика моря | ОК-5ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ОК-20ОК-21ПК-2ПК-8 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: методы компьютерной графики; основы и методы расчёта и проектирования элементов морской техники; особенности строения и свойств конструкционных материалов, методы структурного, кинематического, динамического и силового анализа и синтеза; основные законы электротехники и области применения электрической энергии, принципы действия электрического и механического приводов; принципы электронной схемотехники; основы конструирования машин и механизмов; основы по метрологии, стандартизации и сертификации; теорию информации, методы преобразования и обработку сигналов; современные образцы морской оборонной техники; теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания";уметь: выполнять графическую документацию приборостроительных и электромеханических и электронных устройств и приборов; производить оценку свойств конструкционных материалов; правильно выбрать требуемые для объектов морской техники материалы и комплектующие изделия; уметь использовать электроизмерительные и другие приборы, уметь обращаться с образцами морской оборонной техники;владеть: методами проектирования, конструирования и расчета деталей машин и механизмов, приборов, устройств для морской оборонной техники, методами производственной технологии и эксплуатации, проведения испытаний приборов, устройств механизмов и образцов морской оборонной техники; методами оценки тактических, технических и эксплуатационных свойств образцов морской оборонной техники и ее подсистем; методами технического контроля, разработки технической документации по соблюдению технологической дисциплины в условиях действующего производства. | 110 - 120 50 - 60 | Модуль общепрофессиональной подготовки:Компьютерная и инженерная графикаМеханикаЭлектротехника и электроникаБезопасность жизнедеятельности;Объекты морской техникиЭнергетические комплексы морской техникиТехнология создания морской техникиОрганизация и управление предприятием;Управление качеством, стандартизация, сертификация | ОК-8ОК-11ОК-12ОК-16ОК-19ОК-20ОК-21ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-17ОК-18 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 12 - 14 | ОК-3ОК-12ОК-13ПК-1 - 19 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 15 | ОК-1 - 2ПК-2ПК-6ПК-10ПК-14ПК-18 | |
Общая трудоёмкость основной образовательной программы | 240 |