учебная.
Целью производственной практики является получение знания о практических формах деятельности соответствующей религиозной организации, а также практические навыки самостоятельно и в составе коллектива решать задачи в соответствии с различными видами профессиональной деятельности выпускника.
Местами проведения производственной практики являются религиозные и иные организации, отвечающие области и задачам профессиональной деятельности выпускника.
Разновидностями учебной практики могу быть преддипломная и профильно-ориентированная (в том числе педагогическая) практика.
Целью преддипломной практики является получение необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Местами проведения преддипломной практики являются любые учреждения, соответствующие области профессиональной деятельности выпускника, указанной в пункте 4.1. настоящего ФГОС ВПО.
Преддипломная практика проводятся на кафедрах и в других подразделениях вуза.
Целью профильно-ориентированной (в том числе педагогической) практики является углубление знаний, умений и навыков в соответствии с выбранным профилем, а также получение практических навыков преподавания.
Местами проведения профильно-ориентированной (в том числе педагогической) практики являются любые учреждения, относящиеся к области профессиональной деятельности выпускника и соответствующие реализуемому профилю.
По каждому виду практики назначается руководитель. Проведение практики завершается итоговой аттестацией, которая осуществляется руководителем практики на основании отчётов обучающегося. По результатам аттестации выставляется зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. Научно-исследовательская работа направлена на комплексное формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:
изучать специальную литературу и другую научную информацию в соответствующей области знаний;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
участвовать под научным руководством в проведении теологических научных исследований теоретического или практического характера;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
участвовать в различных научных мероприятиях;
готовить и представлять научные доклады и публикации, а также курсовые работы.
Научно-исследовательская работа бакалавра организуется в соответствии с утверждённой вузом программой.
Программа научно-исследовательской работы бакалавра должна включать промежуточную и итоговую аттестацию.
7.16. Реализация ООП бакалавриата, должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К преподаванию дисциплин профессионального цикла могут быть привлечены иные лица, имеющие научные публикации, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или учёные звания.
К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
Занятия по предметам профессионального цикла проводятся преподавателями из числа согласованных с уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Для всех обучающихся вуз обязан обеспечить не менее 20 часов доступа к сети Интернет в год.
Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.