практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате освоения дисциплин базовой части модуля студент должен:знать:методологические подходы к историческим и теоретическим исследованиям в сфере искусства и культуры;современные проблемы искусствоведения и музыкального искусства;основные закономерности развития искусства в контексте мирового культурного процесса;философские аспекты познания закономерностей научного и художественного творчества;иностранный язык в объеме, достаточном для бытового и профессионального общения;уметь:оперировать основными знаниями в области истории искусства и мировой культуры на основе их критического осмысления;применять методы научного исследования явлений искусства и проблем музыкальной педагогики;формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, педагогической, музыкально-просветительской деятельности, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом современных научных данных;свободно вести на иностранном языке беседу-диалог с носителем языка по проблемам искусствознания, читать литературу по специальности, переводить тексты по специальности без словаря, составлять научные тексты на иностранном языке;совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень в профессиональной сфере;осуществлять комплексное научное исследование;владеть:навыками критического осмысления явлений искусства;методологией ведения научных исследований в области музыкального искусства и педагогики;профессиональной культурой изложения материала и навыками научной полемики;проблематикой и методологией в области музыкальной науки и педагогики на уровне требований программы соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;одним из иностранных языков на уровне требований приемного экзамена в аспирантуру;знаниями в области философских наук на уровне требований соответствующего приемного экзамена в аспирантуру;методами научного исследования, инновационными технологиями и методами выявления проблем в профессиональной сфере. | 20-30 7-10 | 1. Философия науки и искусства2. Иностранный язык | ОК - 1ОК - 2ОК - 3ОК - 4ОК - 5ОК - 6ОК - 7ОК - 8ПК - 9 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 13-20 | |||
М.2 | Профессиональный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:репертуар творческих коллективов (академического хора, оркестров симфонического, оперного, камерного оркестров, народных и духовых инструментов, а также репертуар классического балета), специальную литературу по вопросам техники дирижирования и исполнительской интерпретации, методику анализа партитур;уметь:достигать высокие художественные результаты при исполнении (дирижировании) музыкальных произведений;грамотно разбирать, свободно читать с листа партитуры согласно стилевым нормам и традициям;владеть:на высоком художественном уровне техникой дирижирования, навыками творческого сотрудничества дирижера с режиссером, балетмейстером, певцом, артистом оркестра, солистом-инструменталистом. | 40-30 13-10 | 1. Дирижирование2. Чтение и анализ партитур | ОК - 1ОК - 2ОК - 8ОК - 13ПК - 1ПК - 2ПК - 3ПК - 4ПК - 5ПК - 18 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 27-20 | |||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза | 57 | ОК - 1 - 13ПК - 1 - 20 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 3 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
*Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Для обеспечения специальных дисциплин профессионального цикла и практики высшее учебное заведение должно обеспечивать подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов (в том числе базе оперной студии), сформированных из студентов вуза, обучающихся по ООП бакалавриата по направлениям подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство, 073400 Вокальное искусство не менее чем на 90 процентов.
7.4. При реализации ООП магистратуры вуз обязан планировать работу концертмейстеров по предмету "дирижирование" из расчета 200 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. В случае введения дисциплин: "работа с творческим коллективом" (хором или оркестром), "исполнительство на духовом инструменте", "исполнительская (хоровая)" практика" вуз обязан планировать работу концертмейстеров из расчета 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия; дисциплины "работа над музыкальным спектаклем" - из расчета до 70 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
7.5. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (творческих форм проведения занятий по исполнительским дисциплинам, репетиционных занятий, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, групповых дискуссий, разбор результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, музыкально-исполнительской, педагогической, научно-методической, музыкально-просветительской, организационно-управленческой и менеджерской), для ООП магистратуры являются семинар, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, репетиционные занятия по подготовке концертных программ, продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения.
К участию в семинарах, репетициях и творческих выступлениях привлекаются ведущие исследователи, специалисты-практики, деятели искусства и культуры, которые могут корректировать индивидуальные учебные планы магистра.
В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 35 процентов аудиторных занятий.
7.6. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.7. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.8. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
7.10. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.12. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.13. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.14. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки творческой (музыкально-исполнительской), научно-исследовательской, организационно-управленческой и менеджерской деятельности, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий, анализ деловых ситуаций, проведение ролевых игр, проведение мастер-классов специалистами вуза и других учреждений искусства и культуры), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных и творческих школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.15. ООП магистратуры вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам:
Иностранный язык;
Дирижирование;
Чтение и анализ партитур;
Практика и научно-исследовательская работа.
7.16. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.17. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся и непосредственно обеспечивающие подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
исполнительская (дирижерская);
педагогическая;
научно-исследовательская.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым потенциалом, на базе учебно-творческих коллективов вуза.
7.18. Музыкально-исполнительская и научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общенаучных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля музыкально-исполнительской работе обучающихся:
планирование музыкально-исполнительской работы, включающее выбор тематики, ознакомление с художественными образцами, подбор репертуара;
практическое освоение репертуара, музыкального или музыкально-театрального произведения;
публичная презентация выполненной работы (дирижирование творческим коллективом).