способностью участвовать в подготовке материалов для учебно-методических комплексов по профильным дисциплинам; планировать учебный процесс, разрабатывать методические материалы (ПК-30);
способностью анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, разрабатывать инновационные методики практических курсов медиаобразования по звукорежиссуре (ПК-31);
способностью постоянно повышать уровень профессиональной квалификации (ПК-32);
в области архивной деятельности:
способностью участвовать в формировании, реставрации и систематизации фондов фонограмм и другой аудиовизуальной продукции; (ПК-33);
в области культурно-просветительской деятельности: способностью осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации с целью просветительства, популяризации и пропаганды достижений звукорежиссуры, участвовать в проведении пресс-конференций и других публичных мероприятиях, влияющих на формирование художественно-эстетических взглядов общества по проблемам звукового решения аудиовизуальных произведений искусств и эстетики кинофонографии (ПК-34);
в области экспертно-методической деятельности:
способностью осуществить анализ и экспертную оценку фонограмм произведений аудиовизуальных и смежных искусств, оказать компетентную консультационную помощь по разработке и реализации инновационных проектов и программ в области аудиовизуальных искусств (ПК-35).
VI. Требования к структуре основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
цикл истории и теории мировой культуры;
профессиональный цикл;
и разделов:
практика и научно-исследовательская работа;
физическая культура;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в системе послевузовского образования.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть цикла "Истории и теории мировой культуры" должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы) | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 40 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития и роль России в истории человечества и в современном мире;основные даты и факты, первоисточники и летописную литературу;лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;профессиональную лексику иностранного языка, правила переводов профессиональных текстов;специфику профессионального языка, элементов различных языковых уровней в научной речи, официально-деловой стиль профессионального общения, сферу его функционирования, язык и стиль инструктивно-методических документов;социально-психологические теории, закономерности общения и взаимодействия людей, соотношение категорий общение и деятельность, психологию группы, проблемы личности в социальной психологии, практические приложения социальной психологии, основы закономерностей поведения и деятельности людей в социальных группах, психологические характеристики самих групп;стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка;специфику произведений искусства в контексте определенной эпохи, во взаимопроникновении и синтезе;основные закономерности и принципы воспитания, основные логические методы и приемы научного исследования;методологические теории и принципы педагогики образования и обучения в современной трактовке, формы, методы и средства образовательной деятельности;функции психолого-педагогических исследований в искусстве;психолого-педагогические, физиологические и медико-гигиенические основы воспитания и обучения;этические и правовые нормы, определяющие человеческие отношения и жизнь общества, основы авторского права, способы защиты авторских прав; основы законодательства в сфере обеспечения интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства - о субъекте и объекте права, соавторстве, о праве на неприкосновенность произведения искусства, его защиту от искажений;формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, культуру России, ее место в системе мировой цивилизации;основные категории эстетики, основные подходы к созданию теории искусства; функции искусствоведческих, исторических, культурологических, психолого-педагогических и других исследований в искусстве; особенности эстетики аудиовизуальных искусств;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи); аннотировать, реферировать, переводить специальную литературу, вести переговоры по профессиональной тематике, соблюдая правила речевого профессионального этикета;читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем;распознавать различные структуры социально психологических групп, определить мотивацию участника группы, выстраивать общение в малых и больших профессиональных коллективах;прослеживать преемственные связи исторических явлений, опираясь на законы психологии художественного восприятия;применять различные психолого-педагогические основы воспитания и обучения, различные методики обучения на практике;анализировать правовое законодательство в аудиовизуальной сфере с позиций практической пользы для ее участников;осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода;собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в профессиональной деятельности, анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности;ориентироваться в современных научных концепциях социальной психологии, грамотно диагностировать профессиональные практические проблемы, распознавать различные структуры социально психологических групп, определять мотивацию участника группы, выстраивать общение в малых и больших профессиональных коллективах;составлять целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, понимать роль искусств в человеческой жизнедеятельности, пользоваться эстетическими категориями при анализе профессиональных проблем;владеть:навыками целостного осмысления явлений искусства, основами анализа эстетического сознания и эстетической деятельности;культурой гуманитарного мышления, основами ораторского, лекторского искусства, культуры ведения научной дискуссии;иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;навыками критического восприятия информации;технологиями приобретения, использования и обновления социогуманитарных знаний;навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;различными способами вербальной и невербальной коммуникации;вопросами правового регулирования в аудиовизуальной сфере с точки зрения предпринимательства, базовыми знаниями механизмов перехода авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом, а также на результаты творческой деятельности, его участников;психологическим содержанием совместной деятельности, механизмами устранения конфликтов в коллективах, нормами поведения в группах. | 36 | ФилософияИсторияИностранный язык, практика профессионального общенияРусский язык и культура речиСоциальная психологияМетодологические основы педагогикиПравоведение и основы авторского праваКультурологияЭстетикаЭкономика | ОК 1-10ОК-12-16ПК-2ПК-4-5ПК-10ПК-12ПК-15ПК-24ПК-27 | |
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4 | ПК-2 | ||
С.2 | Цикл истории и теории мировой культуры | 63 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:специфику экранных искусств, особенности их функционирования в рамках единой аудиовизуальной культуры, имена и творчество крупнейших мастеров мирового экрана и сцены, композиционное строение, стилистические приемы, визуально-пластическое решение, технику операторской съемки, монтажа, актерской игры, звуковой драматургии;взаимодействие и связь между различными видами искусства, роль искусства в развитии общества, влияние исторических событий на развитие искусства, значение художественного наследия в жизни современного общества;основные этапы, понятийно-категориальный аппарат истории и теории кино;историю кино, основные этапы и логику развития кинематографа, основные направления в искусстве кино;понятийно-категориальный аппарат истории и теории литературы; историю отечественной, западноевропейской литературы, историю искусства по периодам;особенности выразительных средств и художественного языка театрального искусства;основные художественные стили, закономерности структурной организации произведения театрального искусства;особенности выразительных средств и художественного языка изобразительного искусства; основные художественные стили, направления, методы, школы;основные понятия безопасности жизнедеятельности; критерии здоровья; основные принципы здорового образа жизни; характеристика опасностей природного, техногенного и социального происхождения;правила, принципы и средства безопасного поведения;методику выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе и профессиональной деятельности;историю, основные принципы и роль музыки в кино, периодизацию, стилистику и жанры киномузыки;теоретические основы истории материальной культуры, историю материальной культуры и хозяйственно-культурных типов, типы предметов материальной культуры;теоретические основы музыкального искусства, основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой музыки;особенности выразительных средств киноискусства:специфику кинодраматургии как области литературно-кинематографического творчества, основные этапы становления сценарной формы в отечественном и мировом кино, принципы строения сценария; специфику кинооператорского мастерства как искусства светописи, особенности работы оператора над фильмами различных видов, жанров и направлений, система выразительных средств операторского искусства:композиция кинокадра, принципы киноосвещения, колористическое решение фильма, место оператора в творческой группе фильма;основные этапы становления и развития истории звукозаписи, предпосылки появления основных звуковых форматов и технологий;принципы организации производства российской кинематографии, структуру современных технических комплексов киностудий, производящих аудиовизуальную продукцию, структуру съемочной группы и принципы межпрофессионального сотрудничества, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;уметь:анализировать произведение киноискусства, использовать опыт мирового кинематографа при создании произведения кинодраматургии, различать произведения литературы по виду, жанру и стилю;определять время и место (принадлежность к национальной, региональной школе) их создания, автора (или школу); анализировать их форму и содержание литературного произведения, понимать характер воздействия литературы на формирование языка кино;осмыслять явления современного театрального процесса;анализировать произведение изобразительного искусства;выявить и определить наиболее опасные факторы поражения человека, принять необходимые меры к их ликвидации и уничтожению последствий их гражданской и профессиональной деятельности;прослеживать преемственные связи исторических явлений, опираясь на законы психологии художественного восприятия;учитывать и реализовывать в практической работе данные исследований об участии в художественном восприятии врожденных и приобретенных способностей человека;анализировать генезис произведения киноискусства в контексте исторического кинопроцесса;киномузыку разных стилей и различных периодов, основные имена создателей музыки для кинематографа; характеризовать временной исторический период через анализ детали объекта материальной культуры;использовать знания по теории и истории музыки при решении профессиональных задач;выстраивать технологическую цепь работы со звуком для телевидения;подготовить и организовать весь процесс звукозаписи при кино- и видео производстве;владеть:пониманием природы кинематографа как вида искусства, закономерностями развития искусства кино;связи кинематографа с исторической действительностью, с религиозными, философскими, эстетическими идеями, влияние различных видов искусства на формирование киноязыка;ориентироваться в специальной литературе; использовать систему знаний в профессиональной деятельности; производить анализ произведения кинематографа;приемами построения повествования, разработкой конфликта и применять их в создании произведения кинодраматургии;навыками анализа драматических структур на примере произведений классической и современной (русской и зарубежной) драматургии;методикой анализа спектакля и его элементов; жанрами театральной критики (рецензия, актерский портрет, проблемная статья);навыками создания художественного пространства драматического произведения;навыками комплексного, синтетического решения художественных задач с привлечением данных научных исследований как в области киноискусства, музыкального искусства, материальной культуры, так и с использованием законов художественного восприятия. | 56 | История мирового киноИстория мировой литературыИстория театраИстория изобразительного искусстваБезопасность жизнедеятельностиИстория телевиденияИстория материальной культурыТеория и история музыки.Основы кинематографического мастерстваИстория и теория киномузыкиФилософия искусств | ОК-1ОК-8ОК-10-11ПК-1-3ПК-5-8ПК-12ПК-15ПК-18-19ПК-21-22ПК-24ПК-26-28 | |
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося) (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 7 | ПК-2ПК-14ПК-20-21ПК-26 | ||
С.3 | Профессиональный цикл | 136 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:специфику работы современного звукорежиссера;теоретические основы профессии;выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры, в том числе основы технологии теории и практики кинофонографии на всех технологических этапах создания аудиовизуального продукта;знать и практически осуществлять полный цикл работы со звуком в процессе создания звукового и звукозрительного образа в произведениях аудиовизуальных искусств;принципы акустических процессов в закрытых помещениях, акустическое качество помещений, методы управления акустикой помещений, общие сведения о теории электромеханического преобразования, свойства и особенности зрительного и слухового восприятия, физические основы возникновения и распространения звуковых волн, звуковых явлений, структуру слуховой системы человека, законы психоакустического восприятия звука, классификацию, акустические особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса, связь объективных и субъективных параметров оценки акустики помещений, особенности акустики звуковых студий пост-продакшн, павильонов, компьютерное моделирование акустики помещений, пригодных для записи и работы со звуком (ателье перезаписи, монтажные комнаты, студии различного назначения), аурализацию, устройство электромузыкальных инструментов;основные требования отечественных и международных стандартов к параметрам электроакустической аппаратуры и методам их измерений; основные принципы построения электроакустической аппаратуры и назначение их основных конструктивных элементов, принципы отбора аппаратуры (микрофонов, микшерных пультов, контрольных агрегатов, стереотелефонов) для практической работы звукорежиссера;основные характеристики и параметры узлов и блоков звуковой аппаратуры;основные типы цифровой техники; современное звукотехническое оборудование студий;звукотехнические комплексы студий звукозаписи, пост-продакшн, радио- и телевещания, концертные и театральные комплексы;существующие звуковые информационные технологии, в том числе, современные звуковые форматы, используемые в современной кино- и телеиндустрии, приемы работы с соответствующей аппаратурой, основные принципы работы компьютерной звуковой станции (DAW) на базе Windows и MacOS, различные форматы аудиофайлов, принципы работы аудиоредакторов;особенности воздействия на художественное качество звука различных цифровых обработок, теоретические основы MIDI технологий;основные принципы устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука;основные этапы производства первичных фонограмм, технику и технологию производства первичных фонограмм в процессе съемок;технику и технологию речевого и шумового озвучания, технику, технологию и принципы современного звукового монтажа;технологию производства и технические средства реализации на финальном этапе звукотехнических работ при кино- и видеопроизводстве во всех существующих в настоящее время звукотехнических форматах, иметь представление о творческих особенностях работы звукорежиссера при перезаписи;специфику процесса реализации замысла кино и видеопроизведения в сотворчестве с кинорежиссером-постановщиком, оператором-постановщиком, художником-постановщиком, композитором и исполнителями ролей; специфику работы кинорежиссера-постановщика руководителя съемочного коллектива и организатора работы всей творческой группы, особенности восприятия звукозрительной информации из окружающей среды, влияющие на монтажную форму организации фильма во времени и в пространстве;субъективные, объективные и производственные критерии, определяющие развитие и воплощение замысла на всех этапах его формализации;протокол и параметры субъективной оценки всех видов фонограмм; особенности звучания различных видов и различных временных периодов;базовые принципы, определяющие специфику работы звукорежиссера со словом в контексте аудиовизуальных искусств, орфоэпические нормы и правила русского языка, законы речевой логики и анализа текста;составы симфонических, камерных, духовых и народных оркестров, их расположение, расстановку хоров, тембры музыкальных инструментов, акустические особенности концертных помещений в различные эпохи, специфику звучания разных жанров;особенности современного уровня развития цифровых технологий и используемого оборудования при производстве теле- и видео- продукции;ярчайшие образцы звукозрительных решений отечественного и зарубежного кинематографа, профессиональную терминологию, принципы анализа звукозрительных решений аудиовизуальных произведений, историю, теорию и критику кинофонографии;темпо-ритмические законы, физиологию речи, специфику общения с актером;уметь:мыслить звукозрительными образами, находить оптимальные по выразительности формы сочетания различных элементов звукового ряда с изображением;воплощать творческие задачи соавторов в создаваемом звуковом образе, сохранять жанровые и стилистические характеристики музыкального произведения при переносе его в фонограмму;давать исчерпывающее объяснение процессов формирования звукового поля в студийных помещениях, оценивать акустические параметры различных музыкальных инструментов и человеческого голоса, акустические свойства различных помещений, используемых для записи фонограмм аудиовизуальных произведений, их влияние на звуковой образ, оценивать технические параметры и качественные характеристики оборудования звукозаписи, воспроизведения и обработки звуковых сигналов;правильно эксплуатировать звукотехническое оборудование, используемое в профессиональной деятельности звукорежиссера, выбирать звукотехническое оборудование и проектировать электроакустический тракт исходя из творческих задач звукорежиссера, иметь представление и основные навыки по эксплуатации звукотехнического оборудования;коммутировать аналоговые и цифровые источники звукового сигнала с компьютерной звуковой станцией, пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов;применять основные знания принципов устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука в процессе производства фонограмм для кино- и иной аудиовизуальной продукции;подбирать голосовую фактуру для реализации темы, готовить текст к работе с третьим лицом, определять и выражать ключевые фразы текста;драматургически мыслить, формировать и формализовать замысел аудиовизуальных произведений на основе источников возникновения замысла, источников формирования замысла и источников формализации замысла; концептуализировать знания, содержащиеся учебных и научных текстах;работать с композитором, режиссером;выполнять простейшие монтажные функции;анализировать кинематографический текст, в том числе с точки зрения звукозрительного решения, логично выстраивать устные и письменные тексты;владеть:базовыми практическими навыками работы со звуковой техникой; основными приемами и средствами звукорежиссуры, используемыми для формирования художественных образов;умением создания психологически комфортного климата между участниками творческого процесса;навыками применения измерительного оборудования, навыками проектирования электроакустического тракта исходя из творческих задач, методами конструирования акустического поля;навыками коммутации и настройки звукотехнического оборудования в зависимости от параметров входного сигнала;органами управления микшерного пульта; методами настройки параметров звукового оборудования;навыками работы с современными аналоговыми и цифровыми носителями;техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм для кино- и видеопродукции;методологией анализа и оценки всех видов фонограмм;инструментарием дизайнера звука;техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм для кино- и видеопродукции;практическими навыками использования аппаратуры первичной записи, приемами записи речевых и шумовых фактур для различных звуковых киноформатов;практическими навыками и приемами работы в условиях речевого и шумового озвучания;принципами монтажа фонограмм в электронной среде, звуковой студийной техникой для монтажа;основными навыками практической работы звукорежиссера в условиях реальной перезаписи фильма;методами драматургического конструирования;основами анализа драматургии фильмов, навыками оценки драматургии и звукозрительных решений фильмов, коммуникативной культурой;навыками речевой культуры и эмоционального слуха;навыками сведения музыки в многоканальном звуковом формате в контексте изображения;навыками самостоятельной работы с текстом, анализа текста, навыками работы с актером по решению профессиональных задач;навыками диагностики и формирования голосового портрета, методологическими знаниями и умениями, связанными с творческой самостоятельностью:восприятием и пониманием экранных произведений;методами анализа и концептуализации информации, содержащейся в научных трудах. | 128 | Основы звукорежиссуры аудиовизуальных искусствЗвукорежиссура аудиовизуальных искусств (Специальность)АкустикаЗвуковое оборудованиеСовременные аудио-технологииФизические основы звуковой электроникиРабота звукорежиссера с актеромТехнология производства первичных фонограммТехнология озвучиванияТехнология монтажа фонограммТехнология перезаписи фильмаТеория звукозрительного образа. (Основы кинорежиссуры)Слуховой анализ Искусство речиИскусство музыкальной фонографииРабочие станции для аудиоТехнология и практика дизайна звукаМастерство звукорежиссера записи музыки для аудиовизуальных искусствЭстетика кинофонографии | ОК-5ПК-1ПК-3ПК-6ПК-8-21ПК-23-25 | |
Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору обучающегося)(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | 12 | ПК-5ПК-9-10ПК-16 | ||
С.4 | Физическая культура | 2 | ОК-16 | |
С.5 | Практика и научно-исследовательская работа | 28 | ПК-7ПК-9-10ПК-19ПК-27-28 | |
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 1 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
_____________________________
1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП циклов C.1, C.2 и С.3 должна составлять не более 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Наименование учебного цикла С.2 определяется с учетом особенности образовательной области, в которую входит данная специальность.
VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебных и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
Иностранный язык, практика на иностранном языке;
Психология восприятия произведений аудиовизуальных искусств;