Б.2.4 В случае расположения здания БНК на участке территории образовательной организации, обучающиеся и/или дошкольники пользуются общими спортивными сооружениями.
Б.2.5 Для дошкольных групп на участке территории выделяют игровую зону, оборудованную в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.
Б.2.6 По заданию на проектирование возможно посменное использование площадок для дошкольников согласно положениям СанПиН 2.4.1.3049.
Б.3 Требования к зданию
Б.3.1 Этажность здания комбинированного БНК принимается не выше трех этажей. Высота помещений принимается не менее 3,3 м в чистоте. В частично комбинированных БНК универсальные ячейки следует располагать на первом или втором этажах. В комбинированных БНК, используемых в качестве дошкольной организации, на нижних этажах располагаются обучающиеся младшего возраста.
Б.3.2 В здании комбинированного БНК должно быть предусмотрено два входа для эксплуатации объекта как "начальная школа - детский сад".
Б.3.3 При эксплуатации здания (или его части) как ДОО допускается устройство входа в него без разделения на группы.
Б.3.4 При каждой универсальной ячейке допускается предусматривать собственную гардеробную.
Б.3.5 В случае оборудования гардеробных при универсальной ячейке площадь вестибюля здания следует принимать 0,1 м2 на одного обучающегося. В комбинированных БНК площадь вестибюля принимают как для ОО с учетом полной вместимости здания.
Б.3.6 Здание БНК оборудуют не менее чем одним лифтом, предназначенным для транспортирования пожарных подразделений и обучающихся, относящихся к МГН.
Б.3.7 По заданию на проектирование в здании БНК могут предусматриваться помещения для хранения оборудования, используемого при трансформациях.
Б.4 Требования к универсальной ячейке
Б.4.1 Каждая универсальная ячейка должна проектироваться обособленной и непроходной для остальных обучающихся.
Б.4.2 Из непроходной многофункциональной ячейки должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Второй выход допускается осуществлять по лестнице 3-го типа СП 1.13130.2009.
Б.4.3 Рекомендуемый состав универсальной ячейки:
- универсальное помещение (класс/игровая) площадью не менее 2,5 м2 на одного ребенка (суммарная площадь не менее 62,5 м2);
- спальня для дошкольников с возможностью переоборудования в рекреацию площадью 2,0 м2 на одного ребенка;
- туалетная комната площадью не менее 16 м2;
- раздевальная (гардеробная-вестибюль) площадью 16 м2, оборудованная индивидуальными шкафчиками.
Б.4.4 Допускается переустройство помещений раздевальных под рекреации. Б.4.5 Максимальная глубина универсального учебного/игрового помещения - 7 м.
Б.4.6 Допускается применение трансформируемых универсальных ячеек и оборудование спален трансформируемыми кроватями (выдвижными или 2-3-ярусными выкатными).
Б.5 Требования к общешкольным помещениям
Б.5.1 Требования к пищеблоку и обеденному залу принимают аналогично требованиям к пищеблокам зданий ОО.
Б.5.2 Спортивный зал в БНК проектируется площадью из расчета 0,54 м на одного обучающегося, но не менее 162 м (9х18 м). Требования к вспомогательным помещениям при спортивном блоке те же, что и в зданиях ОО.
Б.5.3 Допускается использование актового зала в зданиях комбинируемого БНК для музыкальных или физкультурных занятий с дошкольными группами.
Б.5.4 Требования к размерам, вместимости вспомогательных помещений актового зала те же, что и в зданиях ОО.
Б.5.5 При актовом зале проектируют кабинет музыкального работника площадью не менее 6 м2 или для него предусматривают место в учительской, площадь которой увеличивают на 6 м2.
Б.5.6 Помещения группы информации проектируют из расчета 0,6 м2 на одного обучающегося, но не менее 50 м2.
Б.5.7 Состав помещений медицинского блока, помещения группы продленного дня и кружковых определяется заданием на проектирование.
Б.5.8 Санитарные узлы оборудуют по нормативам классов начальной школы.
Б.5.9 Требования мероприятий по пожарной безопасности для комбинированных БНК с наличием универсальных ячеек (в части класса пожарной опасности, разделения на пожарные отсеки и др.) определяются согласно положениям специальных технических условий для конкретных адресов строительства.
Приложение В (рекомендуемое). Функциональные группы и состав помещений
Таблица В.1
Наименование функциональных групп помещений | Назначение помещения | ОО | СПШ |
Классы начальной школы (1 классы) | 1 Класс | + | |
2 Спальня-игровая (комната отдыха) | + | ||
3 Рекреация | + | ||
4 Санузлы | + | ||
Классы начальной школы (2-4 классы) | 1 Класс | + | |
2 Универсальное помещение для групп продленного дня | + | ||
3 Комната тихих игр и уединения | + | ||
4 Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства, природы | + | ||
5 Методический кабинет, учительская | + | ||
6 Рекреация (зальная) | + | ||
7 Компьютерный класс | + | ||
8 Санузлы | + | ||
Классы-кабинеты основной школы (5-9 классы) | 1 Класс - учебный кабинет | + | + |
2 Ресурсный центр | + | ||
3 Рабочие комнаты для занятий по интересам | + | ||
4 Рекреация (зальная) | + | + | |
Кабинеты старшей школы (10-11 классы) | 1 Кабинеты универсального назначения старшей школы (оснащаются в зависимости от профиля обучения) | + | + |
2 Комнаты индивидуальных занятий | + | ||
3 Ресурсный центр | + | ||
4 Рекреации | + | + | |
5 Санузлы | + | + | |
Специализированные учебные кабинеты основной и старшей школы | 1 Кабинеты естествознания с лаборантскими по физике, химии, биологии | + | |
2 Учебные кабинеты по естественным наукам на каждую дисциплину (физика, химия, биология) в составе: | |||
- лаборатория | + | ||
- практикум | + | + | |
- лаборантская | + | + | |
3 Специализированные кабинеты: | |||
- иностранного языка | + | ||
- информатики и вычислительной техники | + | + | |
- компьютерный класс | + | + | |
- технического черчения | + | + | |
- кабинет учителя | + | + | |
4 Специализированные блоки помещений для профильного обучения (гуманитарное, физико-математическое, техническое, химико-биологическое, биоэкологическое, экологическое, экономическое) в составе лабораторий, помещений практикумов и лаборантских | |||
Помещения изучения технологий и трудового обучения | 1 Комбинированная мастерская | + | |
2 Блоки мастерских и кабинетов по изучению технологий и обработке материалов (металл, дерево) | + | + | |
3 Кабинет по электрорадиотехнологии | + | ||
4 Домоводство (ткани, кулинария, бытовая электроника) | + | + | |
5 Кабинет изучения технологий | + | ||
6 Универсальная мастерская по техническим видам труда | + | ||
7 Блоки специализированных кабинетов (технология) для старших классов | + | ||
Вестибюльная группа помещения администрации, медицинские комнаты | 1 Вестибюль-гардероб | + | + |
2 Помещение администрации школы (кабинеты директора и завуча, канцелярия с приемной, санузел для преподавателей) | + | + | |
3 Кабинет врача, процедурная, кабинет зубного врача, физиотерапия, логопедия | + | + | |
Рекреационный центр (центр досуга) | Рекреационный центр (центр досуга) в следующем составе: | ||
1 Форум | |||
2 Вестибюль-гардероб | |||
3 Административно-хозяйственные помещения | |||
4 Медицинский кабинет | |||
5 Комната родителей | + | + | |
6 Комната персонала | + | + | |
7 Санузлы | + | + | |
Группа зрительного зала | 1 Зрительный зал с расширенной эстрадой (вместимостью не менее 60% обучающихся) | + | + |
2 Лекционная аудитория | + | ||
3 Обслуживающие помещения зрительного зала (кинопроекционная, артистические, карман эстрады и т.д.) | + | + | |
Группа спортивно-оздоровительная. Залы [12х15 м, 18х15 м, 24х15 м (12), 36(30)х18 м, 42х24 м] | 1 Спортивные залы (общая физическая подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры, легкая атлетика, борьба) | + | + |
2 Обслуживающие помещения: | |||
- снарядные (инвентарные) | + | + | |
- раздевальные с душевыми и санузлами | + | + | |
- комната инструктора | + | + | |
Бассейн с ваннами 25х11 и 10х6 м (на группу школ) | 1 Бассейн | + | + |
2 Обслуживающие помещения: | + | + | |
- раздевальные с душевыми и санузлами | |||
- комната инструктора (тренера) - инвентарная | |||
- комната медсестры, лаборатория анализа воды | |||
Группа художественного воспитания | Студии и кружки: | ||
1 Изобразительное искусство | + | + | |
2 Музыка и пение | + | + | |
3 Хореография | + | + | |
4 Универсальная студия | |||
5 Кабинет эстетики | + | ||
6 Фотокиностудия | + | + | |
Группа технического творчества | 1 Универсальное помещение (кружок) технического творчества | + | + |
2 Кабинет-практикум по технике, радиотехническое конструирование | + | ||
3 Универсальная мастерская | + | + | |
4 Физико-техническое творчество | + | ||
5 Конструирование малой механизации | + | ||
6 Архитектура и дизайн | + | ||
7 Радиотехническое конструирование | + | ||
Группа биолого-опытнической деятельности | 1 Кружок юннатов | + | + |
2 Лаборатория биологических наблюдений и экспериментов | + | ||
3 Кабинет экологии | |||
4 Теплица-оранжерея | + | + | |
5 Кабинет краеведения | + | + | |
6 Кабинет сельхозтехники | + | ||
7 Биохимическая лаборатория | + | ||
Столовая | 1 Обеденный зал | + | + |
2 Кухонный блок с кладовыми (пищеблок) | + | + | |
3 Видеокафе с буфетом | + | + |
Приложение Г (рекомендуемое). Площади функционального состава участков территорий общеобразовательных организаций
Таблица Г.1
Функциональный состав участков территории | Площадь, м2 | |||||
Число параллелей классов Число классных групп | ||||||
1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4 | 9 | 11 | 22 | 33 | 22+22 | |
Физкультурно-спортивная зона* | 850 231 | 5450 605 | 5610 510 | 6140 280 | 7760 235 | 7920 180 |
Учебно-опытная зона | 240 60 | 1008 112 | 1200 109 | 1430 65 | 1980 60 | 2508 57 |
Зона отдыха | 480 120 | 700 78 | 700 78 | 1400 64 | 2100 64 | 2800 64 |
Хозяйственная зона | 500 125 | 500 56 | 500 45 | 625 28 | 750 23 | 750 17 |
Итого: | ||||||
по зонам, м2 на 1 класс | 2070 518 | 7658 851 | 8010 728 | 9595 436 | 12590 382 | 13378 318 |
(без учета площади застройки, проездов и озеленения) | ||||||
Всего: | ||||||
на учреждение, га (без учета площади застройки) | 1,62 | 2,0 | 3,0 | 3,2 | 3,63 | |
* Чистая (нетто) площадь физкультурно-спортивных площадок. Примечания 1 Для сблокированных школ на 22+22 класса учебно-опытную зону следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны едиными. 2 При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов площади основных частей участков определяют заданием на проектирование. 3 Участок территории СПШ принимают по заданию на проектирование с учетом сетевого обслуживания спортом обучающихся окружающих общеобразовательных школ. 4 В числителе приведена площадь на зону, в знаменателе - площадь на класс. |
Приложение Д (рекомендуемое). Рекомендуемые мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности зданий общеобразовательных организаций
В целях достижения оптимальных технико-экономических характеристик здания и дальнейшего сокращения удельного расхода энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и энергопотребление рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
- выбор наиболее компактных объемно-планировочных решений зданий, в том числе способствующих сокращению площади поверхности наружных стен, увеличению ширины корпуса здания и др.;
- ориентация здания и его помещений по отношению к странам света с учетом преобладающих направлений холодного ветра и потоков солнечной радиации;
- применение эффективного инженерного оборудования соответствующего номенклатурного ряда с повышенным КПД;
- применение систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения с автоматическим или ручным регулированием;
- применение отопительных систем, оснащенных термодатчиками и термостатическими вентилями на отопительных приборах;
- оснащение инженерных систем приборами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, электроэнергии и газа при централизованном снабжении;
- применение систем освещения помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности;
- применение индивидуальных тепловых пунктов, оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов;
- утилизация теплоты вытяжного воздуха и сточных вод, использование возобновляемых источников энергии (солнечной, ветра и т.д.).
Библиография
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02 июня 2016 г.)