СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций Правила проектирования (с Изменением N 1) стр. 12

Б.2.4 В случае расположения здания БНК на участке территории образовательной организации, обучающиеся и/или дошкольники пользуются общими спортивными сооружениями.
Б.2.5 Для дошкольных групп на участке территории выделяют игровую зону, оборудованную в соответствии с требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО.
Б.2.6 По заданию на проектирование возможно посменное использование площадок для дошкольников согласно положениям СанПиН 2.4.1.3049.
Б.3 Требования к зданию
Б.3.1 Этажность здания комбинированного БНК принимается не выше трех этажей. Высота помещений принимается не менее 3,3 м в чистоте. В частично комбинированных БНК универсальные ячейки следует располагать на первом или втором этажах. В комбинированных БНК, используемых в качестве дошкольной организации, на нижних этажах располагаются обучающиеся младшего возраста.
Б.3.2 В здании комбинированного БНК должно быть предусмотрено два входа для эксплуатации объекта как "начальная школа - детский сад".
Б.3.3 При эксплуатации здания (или его части) как ДОО допускается устройство входа в него без разделения на группы.
Б.3.4 При каждой универсальной ячейке допускается предусматривать собственную гардеробную.
Б.3.5 В случае оборудования гардеробных при универсальной ячейке площадь вестибюля здания следует принимать 0,1 м2 на одного обучающегося. В комбинированных БНК площадь вестибюля принимают как для ОО с учетом полной вместимости здания.
Б.3.6 Здание БНК оборудуют не менее чем одним лифтом, предназначенным для транспортирования пожарных подразделений и обучающихся, относящихся к МГН.
Б.3.7 По заданию на проектирование в здании БНК могут предусматриваться помещения для хранения оборудования, используемого при трансформациях.
Б.4 Требования к универсальной ячейке
Б.4.1 Каждая универсальная ячейка должна проектироваться обособленной и непроходной для остальных обучающихся.
Б.4.2 Из непроходной многофункциональной ячейки должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Второй выход допускается осуществлять по лестнице 3-го типа СП 1.13130.2009.
Б.4.3 Рекомендуемый состав универсальной ячейки:
- универсальное помещение (класс/игровая) площадью не менее 2,5 м2 на одного ребенка (суммарная площадь не менее 62,5 м2);
- спальня для дошкольников с возможностью переоборудования в рекреацию площадью 2,0 м2 на одного ребенка;
- туалетная комната площадью не менее 16 м2;
- раздевальная (гардеробная-вестибюль) площадью 16 м2, оборудованная индивидуальными шкафчиками.
Б.4.4 Допускается переустройство помещений раздевальных под рекреации. Б.4.5 Максимальная глубина универсального учебного/игрового помещения - 7 м.
Б.4.6 Допускается применение трансформируемых универсальных ячеек и оборудование спален трансформируемыми кроватями (выдвижными или 2-3-ярусными выкатными).
Б.5 Требования к общешкольным помещениям
Б.5.1 Требования к пищеблоку и обеденному залу принимают аналогично требованиям к пищеблокам зданий ОО.
Б.5.2 Спортивный зал в БНК проектируется площадью из расчета 0,54 м  на одного обучающегося, но не менее 162 м (9х18 м). Требования к вспомогательным помещениям при спортивном блоке те же, что и в зданиях ОО.
Б.5.3 Допускается использование актового зала в зданиях комбинируемого БНК для музыкальных или физкультурных занятий с дошкольными группами.
Б.5.4 Требования к размерам, вместимости вспомогательных помещений актового зала те же, что и в зданиях ОО.
Б.5.5 При актовом зале проектируют кабинет музыкального работника площадью не менее 6 м2 или для него предусматривают место в учительской, площадь которой увеличивают на 6 м2.
Б.5.6 Помещения группы информации проектируют из расчета 0,6 м2 на одного обучающегося, но не менее 50 м2.
Б.5.7 Состав помещений медицинского блока, помещения группы продленного дня и кружковых определяется заданием на проектирование.
Б.5.8 Санитарные узлы оборудуют по нормативам классов начальной школы.
Б.5.9 Требования мероприятий по пожарной безопасности для комбинированных БНК с наличием универсальных ячеек (в части класса пожарной опасности, разделения на пожарные отсеки и др.) определяются согласно положениям специальных технических условий для конкретных адресов строительства.

Приложение В (рекомендуемое). Функциональные группы и состав помещений

Таблица В.1
Наименование функциональных групп помещений
Назначение помещения
ОО
СПШ
Классы начальной школы (1 классы)
1 Класс
+
2 Спальня-игровая (комната отдыха)
+
3 Рекреация
+
4 Санузлы
+
Классы начальной школы (2-4 классы)
1 Класс
+
2 Универсальное помещение для групп продленного дня
+
3 Комната тихих игр и уединения
+
4 Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства, природы
+
5 Методический кабинет, учительская
+
6 Рекреация (зальная)
+
7 Компьютерный класс
+
8 Санузлы
+
Классы-кабинеты основной школы (5-9 классы)
1 Класс - учебный кабинет
+
+
2 Ресурсный центр
+
3 Рабочие комнаты для занятий по интересам
+
4 Рекреация (зальная)
+
+
Кабинеты старшей школы (10-11 классы)
1 Кабинеты универсального назначения старшей школы (оснащаются в зависимости от профиля обучения)
+
+
2 Комнаты индивидуальных занятий
+
3 Ресурсный центр
+
4 Рекреации
+
+
5 Санузлы
+
+
Специализированные учебные кабинеты основной и старшей школы
1 Кабинеты естествознания с лаборантскими по физике, химии, биологии
+
2 Учебные кабинеты по естественным наукам на каждую дисциплину (физика, химия, биология) в составе:
- лаборатория
+
- практикум
+
+
- лаборантская
+
+
3 Специализированные кабинеты:
- иностранного языка
+
- информатики и вычислительной техники
+
+
- компьютерный класс
+
+
- технического черчения
+
+
- кабинет учителя
+
+
4 Специализированные блоки помещений для профильного обучения (гуманитарное, физико-математическое, техническое, химико-биологическое, биоэкологическое, экологическое, экономическое) в составе лабораторий, помещений практикумов и лаборантских
Помещения изучения технологий и трудового обучения
1 Комбинированная мастерская
+
2 Блоки мастерских и кабинетов по изучению технологий и обработке материалов (металл, дерево)
+
+
3 Кабинет по электрорадиотехнологии
+
4 Домоводство (ткани, кулинария, бытовая электроника)
+
+
5 Кабинет изучения технологий
+
6 Универсальная мастерская по техническим видам труда
+
7 Блоки специализированных кабинетов (технология) для старших классов
+
Вестибюльная группа
помещения администрации, медицинские комнаты 
1 Вестибюль-гардероб
+
+
2 Помещение администрации школы (кабинеты директора и завуча, канцелярия с приемной, санузел для преподавателей)
+
+
3 Кабинет врача, процедурная, кабинет зубного врача, физиотерапия, логопедия
+
+
Рекреационный центр (центр досуга)
Рекреационный центр (центр досуга) в следующем составе:
1 Форум
2 Вестибюль-гардероб
3 Административно-хозяйственные помещения
4 Медицинский кабинет
5 Комната родителей
+
+
6 Комната персонала
+
+
7 Санузлы
+
+
Группа зрительного зала
1 Зрительный зал с расширенной эстрадой (вместимостью не менее 60% обучающихся)
+
+
2 Лекционная аудитория
+
3 Обслуживающие помещения зрительного зала (кинопроекционная, артистические, карман эстрады и т.д.)
+
+
Группа спортивно-оздоровительная.
Залы [12х15 м, 18х15 м, 24х15 м (12), 36(30)х18 м, 42х24 м]
1 Спортивные залы (общая физическая подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры, легкая атлетика, борьба)
+
+
2 Обслуживающие помещения:
- снарядные (инвентарные)
+
+
- раздевальные с душевыми и санузлами
+
+
- комната инструктора
+
+
Бассейн с ваннами 25х11 и 10х6 м (на группу школ)
1 Бассейн
+
+
2 Обслуживающие помещения:
+
+
- раздевальные с душевыми и санузлами
- комната инструктора (тренера) - инвентарная
- комната медсестры, лаборатория анализа воды
Группа художественного воспитания
Студии и кружки:
1 Изобразительное искусство
+
+
2 Музыка и пение
+
+
3 Хореография
+
+
4 Универсальная студия
5 Кабинет эстетики
+
6 Фотокиностудия
+
+
Группа технического творчества
1 Универсальное помещение (кружок) технического творчества
+
+
2 Кабинет-практикум по технике, радиотехническое конструирование
+
3 Универсальная мастерская
+
+
4 Физико-техническое творчество
+
5 Конструирование малой механизации
+
6 Архитектура и дизайн
+
7 Радиотехническое конструирование
+
Группа биолого-опытнической деятельности
1 Кружок юннатов
+
+
2 Лаборатория биологических наблюдений и экспериментов
+
3 Кабинет экологии
4 Теплица-оранжерея
+
+
5 Кабинет краеведения
+
+
6 Кабинет сельхозтехники
+
7 Биохимическая лаборатория
+
Столовая
1 Обеденный зал
+
+
2 Кухонный блок с кладовыми (пищеблок)
+
+
3 Видеокафе с буфетом
+
+

Приложение Г (рекомендуемое). Площади функционального состава участков территорий общеобразовательных организаций

Таблица Г.1
Функциональный состав участков территории
Площадь, м2
Число параллелей классов
Число классных групп
1
1
1
2
3
4
4
9
11
22
33
22+22
Физкультурно-спортивная зона*
850
231
5450
605
5610
510
6140
280
7760
235
7920
180 
Учебно-опытная зона
240
60
1008
112
1200
109
1430
65
1980
60
2508
57
Зона отдыха
480
120
700
78
700
78
1400
64
2100
64
2800
64
Хозяйственная зона
500
125
500
56
500
45
625
28
750
23
750
17
Итого:
по зонам, м2 на 1 класс
2070
518
7658
851
8010
728
9595
436
12590
382
13378
318
(без учета площади застройки, проездов и озеленения)
Всего:
на учреждение, га (без учета площади застройки)
1,62
2,0
3,0
3,2
3,63
* Чистая (нетто) площадь физкультурно-спортивных площадок.
Примечания
1 Для сблокированных школ на 22+22 класса учебно-опытную зону следует принимать раздельно для каждого учебного блока, а остальные зоны едиными.
2 При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов площади основных частей участков определяют заданием на проектирование.
3 Участок территории СПШ принимают по заданию на проектирование с учетом сетевого обслуживания спортом обучающихся окружающих общеобразовательных школ.
4 В числителе приведена площадь на зону, в знаменателе - площадь на класс.

Приложение Д (рекомендуемое). Рекомендуемые мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности зданий общеобразовательных организаций

В целях достижения оптимальных технико-экономических характеристик здания и дальнейшего сокращения удельного расхода энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и энергопотребление рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
- выбор наиболее компактных объемно-планировочных решений зданий, в том числе способствующих сокращению площади поверхности наружных стен, увеличению ширины корпуса здания и др.;
- ориентация здания и его помещений по отношению к странам света с учетом преобладающих направлений холодного ветра и потоков солнечной радиации;
- применение эффективного инженерного оборудования соответствующего номенклатурного ряда с повышенным КПД;
- применение систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения с автоматическим или ручным регулированием;
- применение отопительных систем, оснащенных термодатчиками и термостатическими вентилями на отопительных приборах;
- оснащение инженерных систем приборами учета тепловой энергии, холодной и горячей воды, электроэнергии и газа при централизованном снабжении;
- применение систем освещения помещений, использующих энергосберегающие лампы, оснащенных датчиками движения и освещенности;
- применение индивидуальных тепловых пунктов, оснащенных автоматизированными системами управления и учета потребления энергоресурсов;
- утилизация теплоты вытяжного воздуха и сточных вод, использование возобновляемых источников энергии (солнечной, ветра и т.д.).

Библиография

[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02 июня 2016 г.)