- искусственное понижение уровня подземных вод;
- агролесомелиорация;
- закрепление грунтов (в том числе армированием);
- устройство удерживающих сооружений;
- исключение в особо сложных условиях из застройки участков крутых склонов и территорий, прилегающих к ним в радиусе, равном двукратной глубине оползневого склона;
- мониторинг геологической среды.
Защита от подтопления:
- обвалование, искусственное повышение поверхности территории, руслорегулирующие сооружения и сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения;
- организация и ускорение стока атмосферных осадков (дождевых и талых вод), вертикальная планировка с устройством усовершенствованных покрытий, организация закрытой системы отвода поверхностного стока;
- повышение водоотводящей и дренирующей роли гидрографической сети путем прочистки русел и других элементов естественного дренирования, а также проведение фитомелиорации;
- устройство перехватывающих дренажных сооружений для подземных вод, поступающих со стороны водоразделов;
- предупреждение утечек из водонесущих коммуникаций, в том числе путем их прокладки в полупроходных и проходных каналах, снабженных дренажем и противофильтрационными покрытиями, а также в футлярах; уплотнение стыков водонесущих коммуникаций; поддержание систем водонесущих коммуникаций в технически исправном состоянии;
- проведение эксплуатационных защитных мероприятий (применение различных дренажных систем, противофильтрационных завес, защитной гидроизоляции).
3.2.2. Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом:
- оптимизация и повышение эффективности управления транспортными потоками, в том числе ограничение движения грузового транспорта на территории города Москвы;
- увеличение пропускной способности автомагистралей: упорядочение парковок, реконструкция дорожно-транспортной системы;
- преимущественное использование общественного транспорта и малолитражных автотранспортных средств в черте города;
- снижение вредного воздействия автотранспортной системы на атмосферный воздух за счет ужесточения требований к экологическим характеристикам транспорта (последовательный переход на Евро-4 и Евро-5) и использования системы закольцовки и рекуперации паров бензина на автозаправочных станциях и нефтебазах;
- применение различных видов топлива с улучшенными экологическими характеристиками, а также альтернативных видов топлива, в том числе сжиженного природного газа; внедрение диметилового эфира в качестве экологически безопасной альтернативы моторному топливу, что позволит существенно сократить выброс вредных веществ от дизельных двигателей;
- развитие электрических видов транспорта, в том числе городского рельсового транспорта, создание системы скоростного трамвая в качестве транспорта, альтернативного Московскому метрополитену;
- обновление подвижного состава автобусных парков с заменой моделей с устаревшими двигателями на современные, удовлетворяющие требованиям не ниже Евро-4.
3.2.3. Мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками:
- реорганизация производственных зон и увеличение доли наукоемких и экологобезопасных промышленных объектов;
- внедрение эколого-ориентированных производств;
- уменьшение валовых выбросов загрязняющих веществ от объектов - источников загрязнения атмосферного воздуха, в том числе на первую очередь, на 25% - на промышленных предприятиях, на 20% - на объектах теплоэнергетики за счет применения передовых природоохранных технологий.
3.2.4. Мероприятия по уменьшению зон воздействия физических факторов:
- осуществление мониторинга радиационного состояния территории, ликвидация выявленных источников загрязнения;
- разработка и выполнение радонозащитных мероприятий при объектном проектировании и строительстве;
- обеспечение контроля за источниками электромагнитного излучения;
- перевод воздушных линий электропередач в кабельные линии;
- организация санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки с целью обеспечения защиты от источников электромагнитного излучения;
- снижение шумового и вибрационного воздействия от стационарных и передвижных источников, промышленных предприятий, трансформаторных подстанций, авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта;
- размещение новых объектов тепло- и электроэнергетики, промышленных и коммунальных объектов на расстояниях от жилой застройки, обеспечивающих выполнение нормативных требований с учетом мероприятий строительно-акустического характера, реализуемых при строительстве и реконструкции объектов;
- оптимизация функционального использования территорий, прилегающих к транспортным магистралям, с размещением вдоль магистрали буферной застройки нежилого назначения, ограничивающей проникание шума на жилые территории;
- применение придорожных сооружений для снижения уровней шума в прилегающей застройке, на территориях объектов лечебного назначения, в зонах отдыха;
- использование виброшумозащитных конструкций при реконструкции транспортных магистралей;
- установка шумозащитных экранов вдоль строящихся и реконструируемых транспортных магистралей для снижения шума на территории жилой, общественной застройки и рекреационных территориях;
- использование остекления, обеспечивающего нормативный уровень звука во внутренних помещениях в существующей жилой застройке, расположенной в непосредственной близости от источников шума, а также, в случае необходимости, приточных вентиляционных шумозащитных устройств;
- полное или частичное перекрытие железнодорожных магистралей на участках, проходящих через жилую застройку;
- использование шумозащитных свойств рельефа местности при трассировке новых транспортных магистралей, строительство искусственных сооружений (тоннелей, эстакад) при прохождении транспортных магистралей через районы жилой застройки, природные и озелененные территории;
- создание системы озеленения, включая специальные полосы древесно-кустарниковых насаждений с использованием газоустойчивых пород, обеспечивающих снижение шума на территориях лечебных учреждений, зон отдыха и в парковых зонах.
3.2.5. Мероприятия по сокращению и обеспечению режимов санитарно-защитных зон производственных объектов:
- сокращение площади санитарно-защитных зон и использование соответствующей территории в качестве градостроительного резерва развития Москвы;
- разработка и реализация проектов организации санитарно-защитных зон производственных предприятий (промышленных зон) с целью исключения случаев проживания населения в зонах сверхнормативного воздействия производственных объектов;
- реализация технических мероприятий на источниках воздействия за счет установления шумозащитного оборудования на вентиляционных системах производственных объектов и внедрение современных систем газоочистки;
- технологическое перевооружение предприятий в соответствии с требованиями Федерального закона "О техническом регулировании" (от 27 декабря 2002 г., N 184-ФЗ) и исключение сверхнормативного воздействия объектов за границами предприятия;
- оценка риска для здоровья населения, проживающего в пределах ориентировочных санитарно-защитных зон производственных объектов.
3.2.6. Мероприятия по обеспечению режимов зон охраны источников питьевого водоснабжения:
- запрещение размещения объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почв, грунтовых вод и поверхностных источников водоснабжения;
- повышение надежности работы водопроводных станций, обеспечение нормативного качества питьевой воды при аварийных загрязнениях источников водоснабжения;