Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 сентября 2011 г. N 2298"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071700 Цирковое искусств стр. 2

репетиторской;
организационно-управленческой;
методической;
культурно-просветительской.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 071700 Цирковое искусство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области исполнительской деятельности (в качестве артиста циркового сольного номера, участника циркового коллектива):
осуществление исполнительской деятельности в области циркового искусства в рамках различных художественных стратегий, продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом с целью качественного воплощения авторского замысла, исполнение поручаемых номеров на основной сцене, гастролях и выездах;
исполнение цирковых номеров и программ в различных жанровых направленностях, техниках и формах;
совершенствование своего опорно-двигательного аппарата, развитие специальных физических, психомоторных, зрительных и слуховых способностей, сохранение и поддержание внешней физической, психологической и профессиональной формы с целью обеспечения, требуемого для исполнительской деятельности уровня двигательной и иной активности организма;
при необходимости участие в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности;
в области педагогической деятельности:
осуществлять процесс обучения и воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, цирковых и концертных коллективах;
формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; создавать психолого-эргономические, педагогические условия успешности личностно-профессионального становления обучающегося;
разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы, учебные пособия в соответствии с нормативными правовыми актами; анализировать факторы формирования и закономерности развития современного языка циркового искусства, особенности и перспективы его развития;
планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания; систематически повышать уровень профессиональной квалификации;
формировать систему контроля качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса; оценивать потенциальные возможности обучающихся, выстраивать на этой основе индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания;
формировать духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций; способствовать творческому саморазвитию обучающихся, подготавливая их к выполнению определённых социальных ролей в современном обществе;
в области режиссерской деятельности:
реализовывать художественный замысел в профессиональном творческом коллективе; владеть теорией и технологией создания циркового произведения на основе синтеза всех компонентов выразительных средств циркового искусства;
создавать различные формы цирковых произведений, исходя из поставленных задач; участвовать в работе по постановке новых и возобновлению старых цирковых постановок, номеров;
осуществлять постановку собственных цирковых произведений; разучивать их на репетициях с исполнителями;
владеть основными формами, средствами и методами постановочной, репетиторской и педагогической деятельности, проводить занятия по повышению профессионального мастерства артистов цирка;
планировать и проводить все виды репетиций цирковых произведений; взаимодействовать с музыкантами, художником, дирижером оркестра, композитором; обеспечивать высокий художественный уровень постановок;
участвовать в организации и планировании творческо-производственного процесса по подготовке и созданию циркового произведения, программы; решать организационные и художественные задачи, выбирать и комбинировать тип управления, анализировать проблемные ситуации в профессиональном творческом цирковом коллективе;
осуществлять анализ факторов формирования и закономерностей развития современного художественного языка, современное состояние, особенности и перспективы развития циркового искусства;
в области репетиторской деятельности:
владеть методикой технического исполнения материала, знать музыкальную основу циркового номера или программы, текущий репертуар цирка;
проводить тренаж с цирковой труппой; различные виды репетиций, разучивать с артистами номера, осуществлять ввод новых исполнителей в текущий репертуар цирка;
проводить с артистами индивидуальные и групповые занятия, с целью повышения исполнительского мастерства, выявления их творческого потенциала; программировать и корректировать их физические нагрузки;
владеть спецификой композиционной структуры и принципами текстосложения в истолковании идеи, образа, смысла циркового произведения; осуществлять контроль качества исполнения номеров и программ;
планировать и организовывать творческий процесс, опираясь на авторские, инновационные технологии обучения и воспитания артиста цирка; уметь мобилизовать и восполнять его психофизические и психофизиологические резервы;
формировать исполнительскую, эстетическую и нравственную культуру артиста цирка; продуктивно взаимодействовать с профессиональным сообществом;
в области организационно-управленческой деятельности:
планировать и осуществлять административно-организационную деятельность организации (проекта) циркового искусства;
координировать деятельность творческих и финансово-хозяйственных служб; обеспечивать высокую экономическую эффективность деятельности цирковой организации, учреждения, коллектива;
осуществлять контроль деятельности организации (проекта), имеющихся финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, используя различные экономико-математические методы учета;
разрабатывать стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
осуществлять необходимые маркетинговые действия для составления прогноза эффективности деятельности проекта; изыскивать необходимые финансовые средства для его реализации;
обеспечивать многосторонние связи с общественностью в процессе работы над проектом (мероприятием); участвовать в разработке рекламной и печатной продукции;
сочетать цели организации (учреждения) с реализацией культурной политики муниципальных, региональных и федеральных органов власти; создавать условия для взаимодействия всех сотрудников и внешних партнеров творческой организации в осуществлении ее деятельности;
применять основные методы защиты производственного персонала от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения и основные меры по ликвидации их последствий;
в области методической деятельности:
изучать, обобщать практический и теоретический опыт отечественного и зарубежного циркового искусства;
участвовать в разработке и внедрении методик организации и руководства цирковым образованием;
участвовать в разработке и апробации новых педагогических технологий в сфере циркового образования;
разрабатывать методические пособия и другие методические материалы по организации и руководству цирковым образованием, коллективами художественного творчества, культурными учреждениями и организациями;
собирать информацию и создавать соответствующие компьютерные базы данных о цирковом искусстве, различных видах циркового творчества и культуры;
участвовать в подготовке и проведении телевизионных передач и других форм деятельности средств массовой информации (СМИ) по пропаганде духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры, лучших работ и традиций циркового искусства и творчества;
в области культурно-просветительской деятельности: