В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2006 - 2011 годы)".
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать указанную в пункте 1 настоящего постановления программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии до 1 января 2012 года региональных целевых программ учитывать положения программы, утвержденной настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Фрадков |
Москва
8 декабря 2005 г.
N 740
Федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2011 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 740)
Паспорт федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2011 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации;Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;Федеральное архивное агентство |
Основные разработчики Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации;Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;Федеральное архивное агентство |
Цели Программы | - | сохранение культурного наследия Российской Федерации;формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям |
Задачи Программы | - | обеспечение сохранности историко-культурного наследия;сохранение и развитие системы художественного образования;поддержка молодых дарований;адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества;обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;обеспечение культурного обмена;разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок;обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;поддержка культуры народов Российской Федерации;повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля национальных фильмов в общем объеме отечественного проката;доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения;доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов;книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей);увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом;доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории;увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств;доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры;рост числа участников клубных формирований самодеятельного народного творчества |
Сроки реализации Программы | - | 2006 - 2011 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы -126764,1799 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:за счет средств федерального бюджета - 113752,8296 млн. рублей;за счет прочих источников - 13011,3503 млн. рублей.Средства направляются на:капитальные вложения - в размере 91599,7534 млн. рублей;научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 352,425 млн. рублей;прочие нужды - в размере 34812,0015 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:увеличение доли объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, до 35 процентов;увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 22 процентов;укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 20 процентов;увеличение количества посещений музеев;увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;увеличение показателя средней книгообеспеченности;увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 20 процентов);укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынках (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 23 процентов);развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом до 1,15 процента к 2011 году);увеличение количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества;сохранение библиотечных фондов, развитие библиотечного дела на современной основе |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития отрасли является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием. Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Значительная часть затрат, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2011 годы)" (далее - Программа), приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
Исходя из этого целями Программы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1. Расчеты целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведены в приложении N 2. Показатели эффективности за 2006 - 2007 годы выполнены в полном объеме.
Сохранение культурного наследия Российской Федерации
Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой, традиции народов, населяющих нашу многонациональную страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.
Достижение указанной цели в рамках Программы предполагает проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов, содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность таких ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.
Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан
В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
Реализация указанной цели в период выполнения Программы означает создание условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим к различным социальным группам.
Достижение указанной цели предполагает:
увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок, поддержку молодых дарований, сохранение и развитие системы художественного образования, адресную поддержку профессионального искусства, литературы и творчества, обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.
Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации
В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение.