Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок
Для поддержки отечественных производителей культурных благ и их продвижения на мировой рынок предусматривается реализация мероприятий Программы по следующим направлениям:
государственная поддержка производства российских фильмов;
государственный протекционизм в продвижении на мировой рынок продуктов российской культуры, искусства и литературы.
Ожидаемые результаты реализации Программы представлены показателями количества выпущенных кинофильмов, а также проведенных международных культурных акций. При решении указанной задачи используются индикаторы 1 и 15, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций
Важной задачей Программы является обновление специального оборудования организаций культуры, оснащение которых существенно отстает от современных требований.
Ожидаемые результаты реализации этой задачи представлены показателями обеспеченности отрасли уникальным специализированным оборудованием и компьютерной техникой. При решении указанной задачи используются индикаторы 2 - 4 и 7, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации
Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации в рамках настоящей Программы за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных устройств и переход на цифровое телерадиовещание.
Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социокультурной ситуации в стране. Предполагаются проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка потребления услуг культуры, разработка и апробация новых технологий создания, хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности.
Организационное обеспечение Программы основано на проведении ряда мероприятий, направленных на управление Программой, координацию действий государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков. Государственный заказчик - координатор Программы организует проведение мероприятий, предусмотренных в разделе "Научное, организационное и информационное обеспечение Программы" перечня мероприятий Программы, с участием государственных заказчиков.
Программа предусматривает достижение стратегических целей к концу 2010 года. Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, целесообразно в качестве отдельного этапа реализации Программы рассматривать календарный год.
Поддержка культуры народов Российской Федерации
Важной задачей Программы является сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации. На ее решение направлено выполнение мероприятий по формированию и ведению каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, по поддержке проектов, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, а также по поддержке региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей, конкурсов, выставок народного творчества.
Ожидаемые результаты реализации этой задачи представлены показателями количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количеством выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества. При решении указанной задачи используются индикаторы 17 и 18, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
Повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры
Повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, является важной задачей Программы. На ее реализацию направлено выполнение мероприятий по развитию организаций культуры, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений культуры, обновление библиотечных фондов, создание новых постановок в театрах, экспозиционно-выставочных работ в музеях, пополнение репертуаров оркестров и концертных коллективов.
Ожидаемыми результатами реализации этой задачи являются ускорение темпов обновляемости библиотечных фондов, повышение качества экспозиционной работы в музеях, рост зрительского интереса к работе театров и концертных организаций, увеличение уровня охвата сельских жителей нестационарным культурным обслуживанием.
III. Мероприятия Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3, перечень федеральных государственных учреждений культуры, финансируемых за счет государственных капитальных вложений для федеральных государственных нужд, предусмотренных на реализацию Программы в рамках федеральных адресных инвестиционных программ на 2006 - 2011 годы, - в приложении N 4.
Распределение средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидий) на софинансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений культуры регионов, в том числе библиотек, архивов, предусмотренных на реализацию Программы, приведено в приложении N 5.
В 2006 - 2011 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в г. Москве, Дворец наместника в г. Тобольске, здание Арсенала в г. Челябинске, усадьба Остафьево, объекты Литературного музея, государственного музея-заповедника "Гатчина" и государственного музея-заповедника "Павловск", Гостиный двор в г. Архангельске, Суздальский кремль, Путевой дворец в г. Твери и другие.
В течение 2006 - 2011 годов в ходе реализации Программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, повышения доступности искусства, обеспечения социально значимой литературой жителей различных регионов страны, развития национальной культуры народов России.
Мероприятия Программы предполагают развитие отечественного кинематографа. Предусматривается создание 95 игровых, 1300 неигровых и 36 мультипликационных фильмов.
Ресурсы Программы должны быть направлены на преодоление отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий, создании произведений культуры на электронных носителях, обеспечении безопасности их хранения.
Важным для библиотек и архивов России сегодня является перевод информационных ресурсов с бумажных на электронные носители, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Предполагается дальнейшее развитие сети региональных и межрегиональных центров консервации документов, формирование системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Реализация Программы позволит продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 1,5 млн. записей. Возрастет количество музеев, имеющих доступ к сети Интернет. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет и составляет 126764,1799 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 113752,8296 млн. рублей и за счет прочих источников - 13011,3503 млн. рублей. Капитальные вложения составляют 91599,7534 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 86520,6756 млн. рублей, за счет прочих источников - 5079,0778 млн. рублей.
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации составляет 79676,8906 млн. рублей, объем софинансирования объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирования объектов капитального строительства муниципальной собственности на 2009-2011 годы - 6843,785 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования средств приведены в приложении N 6.
Основу финансирования Программы составляют средства федерального бюджета (их доля составляет 89,74 процента общего объема финансирования). Из них 70,04 процента расходов составляют бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, распределяемые по учреждениям культуры, 23,69 процента направляется на финансирование прочих нужд и менее 1 процента - на проведение научно-исследовательских работ.
В общем объеме финансирования прочие источники составляют 10,26 процента. Более 48,24 процентов средств, поступающих из прочих источников, направлены в сферу кинематографии. В этой сфере сложилась устойчивая практика совместного участия государства и частного капитала в производстве и организации проката российских фильмов. Другим важным направлением реализации принципов государственно-частного партнерства является развитие (модернизация) системы телерадиовещания на территории Российской Федерации. В рамках этого направления средства внебюджетных источников, в том числе иностранный капитал, будут направлены как на капитальные вложения, так и на проведение научно-технических работ в области перехода на цифровое вещание.
V. Механизм реализации Программы
Руководителем Программы является Министр культуры Российской Федерации. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и достижение конечных результатов Программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, формирует при необходимости научно-координационный совет Программы.
Текущее управление Программой осуществляется государственными заказчиками Программы.
Программа предусматривает реализацию ряда укрупненных инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства. Эти укрупненные инвестиционные проекты представляют собой объединение однотипных и взаимосвязанных инвестиционных проектов по объектам капитального строительства в ряде регионов Российской Федерации в один укрупненный инвестиционный проект с целью повышения гибкости и оперативности управления ходом реализации мероприятий Программы.
Пообъектная детализация укрупненного инвестиционного проекта предусматривает распределение средств федерального бюджета по переходящим объектам капитального строительства на основании следующих сведений:
наименование объекта;
наличие или степень готовности проектно-сметной документации;
полная сметная стоимость объекта;
сроки реализации инвестиционного проекта;
степень готовности объекта (остаток сметной стоимости на конец предшествующего года);
объемы и источники ресурсного обеспечения инвестиционного проекта на текущий год.
В отношении новых объектов дополнительно представляется интегральная оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, для последующей проверки и оценки в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590.
На основании указанных данных государственный заказчик Программы определяет приоритетность финансирования объектов, предусмотренных укрупненным инвестиционным проектом, формирует перечень строек и объектов и согласовывает его с государственным заказчиком - координатором Программы, субъектом бюджетного планирования и Министерством экономического развития Российской Федерации.
Субсидии из федерального бюджета, предусмотренные в Программе на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
В 2008 году предоставление субсидий осуществлялось в отношении 3 учреждений культуры, расположенных в Республике Бурятия, в Калининградской области и Кабардино-Балкарской Республике, на основании соглашений, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 155 "О предоставлении в 2008 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности".