Приказ Минприроды России от 30 декабря 2009 г. N 429 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов"

В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738, N 33, ст. 4088, N 34, ст. 4192), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
2. Признать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора России от 31.07.2003 N 86 "Об утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов", зарегистрированный в Минюсте России 28.08.2003, регистрационный N 5024 (Российская газета, 2003, N 184).
Министр
Ю. Трутнев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 марта 2010 г.
Регистрационный N 16561

Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (утв. приказом Минприроды России от 30 декабря 2009 г. N 429)

1. Положение о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17);
Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2188; 2009, N 18, ст. 2248);
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088, N 34, ст. 4192, N 49, ст. 5976);
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348, 2006, N 5, ст. 544, N 23, ст. 2527, N 52, ст. 5587, 2008, N 22, ст. 2581, N 46, ст. 5337, 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081, N 49, ст. 5976).
2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
3. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с участием структурных подразделений центрального аппарата.
4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий (далее - требования по учету и контролю), а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций.
5. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.
6. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Ростехнадзор в пределах своих полномочий:
1) запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
2) организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
3) принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов и причин этих нарушений;
4) предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
7. Ростехнадзор ведет учет данных, необходимых для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
8. Доступ должностных лиц Ростехнадзора к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Доступ должностных лиц Ростехнадзора к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация, получаемая Ростехнадзором в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 5 Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.
9. Инспекции по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые инспекции проводятся на основании планов проведения плановых инспекций Ростехнадзора, утвержденных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения выданных ранее предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций.
О проведении плановой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее, не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала, о проведении внеплановой инспекции - не менее чем за двадцать четыре часа до начала инспекции.
10. Периодичность проведения инспекций определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В ходе инспекций учета и контроля в организации в течение календарного года должны быть проверены все зоны баланса ядерного материала в данной организации.
Инспекции проводятся с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
Состав комиссии по проведению инспекции с указанием фамилии, имени, отчества и полного наименования должности проверяющих должностных лиц (должностного лица) Ростехнадзора определяется приказом Ростехнадзора о проведении инспекции.
11. Проведение инспекции должно включать в себя следующие этапы:
1) подготовка к проведению инспекции и организация инспекции, включая, в том числе, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора программы проведения инспекции, издание приказа о проведении инспекции и направление проверяемой организации копии приказа о проведении инспекции в сроки, установленные пунктом 9 Положения;
2) проведение инспекции;
3) оформление результатов инспекции.
12. Инспекция включает проверку:
1) расследования выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов и устранения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
2) наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных измерений характеристик ядерных материалов;
3) выполнения требований к учету и контролю;
4) соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;
5) выполнения условий действия лицензий, выданных Ростехнадзором организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии;
6) выполнение ранее выданных предписаний;
7) выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
8) проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов.
Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора.
13. Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.
В случае выявления нарушений могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные первоначальной программой инспекции.