- базы данных "Общероссийский классификатор продукции" ("ОКП");
- базы данных "Технические регламенты", содержащей перечень технических регламентов, включенных в Правительственную программу;
- базы данных "Действующие законы и технические регламенты";
- базы данных "Технические комитеты по стандартизации".
4.5.6 АИС "Мониторинг НД" обеспечивает автоматизацию следующих процессов:
- мониторинга процесса разработки, рассмотрения и утверждения проектов разрабатываемых в соответствии с ПРНС документов;
- текущего контроля за процессом выполнения этапов разработки, рассмотрения, утверждения и издания документов в ходе выполнения ПРНС;
- формирования официальных уведомлений об этапах разработки, библиографий и дел стандартов;
- организации информационного взаимодействия между участниками ПРНС.
4.5.7 Автоматизация процессов в АИС "Мониторинг НД" основывается на:
- импорте данных из ПРНС на планируемый год;
- формировании справочников организаций и ТК, номенклатуре показателей и понятиях, установленных в ПРНС;
- регистрации пользователей, работающих в системе, с разграничением их прав и возможностей в зависимости от выполняемой роли;
- вводе зарегистрированными пользователями учетных данных о ходе работ по ПРНС (подготовке, рассмотрении и утверждении разрабатываемых проектов документов);
- возможности занесения в систему документов, сопутствующих процессу работ по ПРНС, их хранении и ознакомлении с ними пользователей системы;
- возможности поиска, сортировки и группировки информации по проектам, разрабатываемым в соответствии с ПРНС документов по динамически задаваемым пользователем условиям;
- формировании отчетных форм, расчете статистических показателей хода и результатов работ по ПРНС;
- экспорте реквизитов проектов нормативных документов, формирующих библиографию стандарта в общедоступном формате.
4.5.8 Организации - администраторы АИС "ПРНС" и "Мониторинг НД" выполняют следующие функции:
- общую настройку системы;
- регистрацию пользователей;
- обеспечение доступа пользователей к ресурсам и функциям системы;
- администрирование системы;
- научно-методическое и техническое сопровождение процесса формирования проекта ПРНС.
4.5.9 Порядок представления предложений в ПРНС в электронном виде приведен в 5.2.1.
5 Правила формирования программы разработки национальных стандартов
5.1 Подготовка предложений по разработке национальных и межгосударственных стандартов, пересмотру действующих стандартов и по внесению изменений
5.1.1 Формирование ПРНС на следующий год проводят с учетом тем, выполнение которых уже начато в соответствии с ПРНС на текущий год.
ФОИВ и любое лицо (юридическое или физическое) направляют предложения с обоснованием по разработке национального или межгосударственного стандарта в ТК по соответствующей области деятельности или его ПК, а при отсутствии ТК - в научно-исследовательскую организацию по закрепленной тематике или непосредственно в национальный орган по стандартизации.
5.1.2 В обосновании приводят:
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- доказательность актуальности и целесообразности разработки стандарта на национальном или межгосударственном уровне (в последнем случае обосновывают целесообразность разработки стандарта с участием МТК);
- наименование приоритетных направлений стандартизации, по которым разрабатывается стандарт;
- сведения о связи предлагаемого к разработке стандарта с федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- доказательность целесообразности использования международного, регионального или национального стандарта другой страны как основы для разработки национального стандарта Российской Федерации (межгосударственного стандарта) в виде идентичного, модифицированного или неэквивалентного стандарта;
- доказательность необходимости привлечения средств федерального бюджета для финансирования разработки или сведения об иных источниках финансирования (наличие потенциального заказчика или средств заказчика);
- сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта при бюджетном финансировании (расчет рекомендуется проводить по методике [2], утвержденной национальным органом по стандартизации);
- сведения о заказчике, исполнителе и соисполнителях;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения стандарта (по возможности и результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности).
Примечание - Если заинтересованное лицо предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет своих средств, то к обоснованию прикладывают соответствующее письмо, в котором заявитель обязуется осуществить выполнение в установленные ПРНС сроки разработку стандарта. После утверждения ПРНС при отказе заинтересованного лица от первоначально заявленного финансирования разработки стандарта за счет своих средств или при невыполнении темы в установленные сроки разработчик обращается в национальный орган по стандартизации с просьбой провести корректировку по изменению объема финансирования или сроков или исключению темы из ПРНС.
Также приводят иные дополнительные сведения по усмотрению ТК, такие как сведения о взаимосвязи проекта стандарта со стандартами, утвержденными ранее и действующими в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, предложения по их пересмотру, изменению или отмене (по межгосударственным стандартам - прекращению применения на территории Российской Федерации) и т.д.
5.1.3 При необходимости обновления (путем пересмотра или внесения изменений) действующего национального или межгосударственного стандарта вместо характеристики объекта и аспекта стандартизации приводят соответствующее обоснование.
Примечание - Национальный стандарт подлежит обновлению в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (пункт 5.1), межгосударственный - в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (пункт 8.1).
5.2 Правила участия технических комитетов по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.2.1 Члены ТК направляют предложения на разработку стандартов в секретариат соответствующего ТК, который обобщает эти предложения.
Предварительную подготовку предложений в ПРНС осуществляют ПК с последующим рассмотрением предложений на заседании ТК и обобщением секретариатом ТК.
5.2.2 Секретариат ТК рассматривает и анализирует предложения по разработке национальных стандартов и обновлению действующих стандартов по мере их поступления и, исходя из данных предложений, обобщает предложения, которые относятся к одному объекту и аспекту стандартизации. При этом секретариат ТК оценивает актуальность разработки (пересмотра) каждого стандарта (изменения), определяет потенциального заказчика разработки, организацию или иное лицо, которое способно разработать данный стандарт.
5.2.3 При проведении анализа предложений секретариат ТК в срок 45 дней с момента представления разработчиком комплекта документов (см. 5.1.1) в секретариат ТК рассматривает предложения в ПРНС по обеспечению национальных проектов, федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, программ разработки технических регламентов, программ работ международных и региональных организаций по стандартизации и проектов указанных программ, бизнес-планов ТК и аналогичных международных ТК, их краткосрочных и долгосрочных программ технической работы, программы работ по межгосударственной стандартизации и планов стратегической политики, а также информацию о принятых в последние годы международных, региональных и зарубежных национальных стандартах, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, которые проводились членами ТК или по их заказу, результаты патентных исследований, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
5.2.4 До 1 июня года, предшествующего планируемому, секретариат ТК готовит предложения в ПРНС по закрепленной за данным ТК тематике (объектам стандартизации или сфере деятельности).
Предложения ТК в ПРНС и обоснования к ним представляют для рассмотрения членами ТК и обсуждают на заседании ТК.