Рассмотрение предложений в программу разработки национальных стандартов и голосование по ним в техническом комитете по стандартизации проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.1 и Типовым положением о технических комитетах по стандартизации [3].
5.2.5 Члены ТК рассматривают подготовленные секретариатом данного ТК предложения в ПРНС, оценивают актуальность включения в ПРНС тем по разработке и обновлению стандартов и представляют свой отзыв по этим предложениям в целом и по отдельным темам. При этом замечания по предложениям в ПРНС члены ТК излагают конкретно и обоснованно, приводя конкретные формулировки наименований отдельных тем, сроки их выполнения, исполнителей (соисполнителей), источники финансирования и стоимость работ.
5.2.6 Принятые на заседании ТК предложения в ПРНС вносит секретариат ТК в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении А, в срок до 1 июля года, предшествующего планируемому. При отсутствии у ТК интернет-связи секретариат ТК направляет предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской к этим предложениям и протоколом заседания ТК по их рассмотрению в национальный орган по стандартизации и в научную организацию.
Предложения о разработке стандартов вводят в АИС "ПРНС" через соответствующий интернет-портал системы в соответствии с кратким руководством пользователя.
В исключительных случаях секретариат ТК в срок до 30 августа года, предшествующего планируемому, может направить по электронной почте в НИИ по закрепленной тематике или в национальный орган по стандартизации предложения в ПРНС вместе с пояснительной запиской к ним и протоколом заседания ТК.
5.3 Правила участия научных организаций в формировании программы разработки национальных стандартов
5.3.1 Научные организации в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проводят анализ размещенных в АИС "ПРНС" предложений ТК по закрепленной за научными организациями тематике и представляют замечания и дополнения по формированию ПРНС в национальный орган по стандартизации по формам, приведенным в приложении Б.
Научные организации в процессе анализа осуществляют:
- проверку правильности наименования предлагаемых к разработке стандартов, однозначности указания вида работ, наличия дублирующих друг друга предложений, соответствия предложений установленным народно-хозяйственным комплексам;
- оценку актуальности каждой темы с учетом приоритетных направлений работ по национальной и межгосударственной стандартизации;
- определение целесообразности проведения работ по каждой теме на национальном или межгосударственном уровне;
- рассмотрение обоснованности разработки национального (межгосударственного) стандарта с предложенной степенью соответствия аналогичному международному стандарту;
- рассмотрение обоснованности предложений ТК по привлечению для финансирования работы средств федерального бюджета и приведенных при этом данных о стоимости и технико-экономической эффективности работ по теме;
- определение возможности использования средств заказчика для финансирования предлагаемых работ вместо использования средств федерального бюджета;
- проверку обоснованности сроков выполнения разработки.
При проведении анализа исключают необоснованные темы, предложенные ТК, и вносят новые темы по согласованию с секретариатом ТК.
5.3.2 При наличии замечаний по предложению ТК в ПРНС (приложение Б, формы Б.1 и Б.2) научные организации согласовывают их с национальным органом по стандартизации и направляют их по электронной почте в секретариат ТК с соответствующими обоснованиями и указанием срока, в течение которого секретариат ТК должен предоставить подтверждение на проведение соответствующих изменений.
5.3.3 Если объект стандартизации по теме относится к области деятельности не менее чем двух ТК, то научные организации предлагают секретариатам этих ТК определить организации, которые целесообразно подключить к работе по данной теме в качестве соисполнителей, или создать совместную рабочую группу из представителей различных ТК.
5.3.4 После завершения анализа предложений ТК научные организации согласуют их с национальным органом по стандартизации, формируют сводную информацию о внесенных изменениях и дополнениях в проект ПРНС и направляют ее в структурные подразделения национального органа по стандартизации, ответственные за вопросы стандартизации по закрепленной тематике.
5.3.5 После завершения анализа предложений ТК организация - администратор системы формирует на основании информации АИС "ПРНС" первую редакцию проекта ПРНС по форме, приведенной в приложении В.
5.3.6 Организация - администратор системы представляет первую редакцию проекта ПРНС в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС.
5.4 Подготовка предложений по разработке стандартов ограниченного распространения
Предложения на разработку стандарта оформляют и представляют в соответствии с порядком, установленным Ростехрегулированием, в организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по стандартизации специальной продукции.
5.5 Правила участия структурных подразделений национального органа по стандартизации в формировании программы разработки национальных стандартов
5.5.1 Структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за разработку ПРНС, после определения объемов финансирования за счет средств федерального бюджета совместно с иными заинтересованными структурными подразделениями уточняет темы ПРНС, финансируемые за счет этих средств, направляет сводную информацию об уточнении проекта ПРНС в организацию - администратор системы для внесения изменений в АИС "ПРНС" и формирования окончательной редакции, а затем представляет окончательную редакцию проекта программы для рассмотрения на коллегии национального органа по стандартизации.
5.5.2 После рассмотрения ПРНС на заседании коллегии национального органа по стандартизации организация - администратор АИС "ПРНС" проводит доработку ПРНС с учетом принятых на заседании коллегии замечаний и предложений и формирует ПРНС для ее утверждения руководителем национального органа по стандартизации.
5.5.3 Сформированную ПРНС на следующий год утверждает руководитель национального органа по стандартизации не позднее 1 декабря текущего года.
6 Обеспечение доступности программы разработки национальных стандартов и правила внесения в нее уточнений
6.1 В целях обеспечения доступности информации о работах по национальной стандартизации программу размещают в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет.
6.1.1 Организация - администратор системы после утверждения ПРНС направляет ее на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме на издание.
6.1.2 Опубликование утвержденной ПРНС на интернет-портале национального органа по стандартизации обеспечивает организация - администратор системы.
6.2 При необходимости уточнить содержание ПРНС участники разработки национальных стандартов, включенных в ПРНС, направляют соответствующие предложения с обоснованием целесообразности их реализации в секретариат ТК, за которым закреплена данная тема.
Изменения реквизитов работ по ПРНС, изложенных в части 5 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6-6.6 и 8.1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Изменение иных реквизитов работ по ПРНС осуществляется на основании решения руководителя или заместителя руководителя национального органа по стандартизации по согласованию с исполнителем работ.
Расторжение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
6.3 В случае приостановки разработки решение об исключении данной темы из ПРНС принимает заместитель Руководителя национального органа по стандартизации.
6.4 После утверждения ПРНС в исключительных случаях с разрешения национального органа по стандартизации информацию, касающуюся работ по дополнительному включению в ПРНС (в т.ч. инициативной разработки стандартов по ГОСТ Р 1.2, подпункт 4.1.4), направляет секретариат ТК или заинтересованное лицо (при отсутствии ТК) в организацию - администратор системы для последующего внесения в АИС "ПРНС" по форме, приведенной в приложении В, и в АИС "Мониторинг НД".
7 Правила осуществления контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов и отчетности о ее выполнении
7.1 Контроль за реализацией ПРНС осуществляет структурное подразделение, ответственное за формирование ПРНС, и другие структурные подразделения национального органа по стандартизации, выполняющие функции заказчиков этих работ.
7.2 Контроль за выполнением ПРНС осуществляют секретариаты ТК и Научные организации на основе отчетности о ходе ее выполнения и в процессе рассмотрения проектов стандартов и изменений стандартов перед их утверждением (для проектов межгосударственных стандартов - перед отправкой их в Бюро по стандартам МГС на принятие).
7.3 В случае нарушения сроков исполнения одной стороной обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, или последовательности выполнения этапов и тем в целом, а также иных реквизитов ПРНС другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в соответствии с частями 9-12 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
7.4 За выполнение ПРНС отчитываются секретариаты ТК по каждому этапу разработки стандартов и НИИ, ответственные за подготовку стандартов к утверждению. Секретариаты ТК и Научные организации своевременно по каждой теме вносят в АИС "ПРНС" информацию о выполнении каждого конкретного этапа разработки проекта стандарта.
Научные организации, выполняющие методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности и проводящие подготовку разработанных проектов стандартов к утверждению, в соответствии с ПРНС отражают учетную информацию по выполнению отдельных этапов работы в автоматизированной системе сбора и обработки информации хода разработки национальных стандартов "Мониторинг НД".
7.5 В соответствии с системой "Мониторинг НД" формируют следующие отчетные документы:
- отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов (в соответствии с источниками финансирования, ТК);
- отчет о ходе подготовки проектов национальных стандартов к утверждению (в соответствии с разделами ПРНС, народно-хозяйственными комплексами, ТК, организациями-разработчиками, источниками финансирования).
Отчетные документы составляют по формам, установленным национальным органом по стандартизации.
7.6 Организации - администраторы систем АИС "ПРНС" и АИС "Мониторинг НД" совместно обобщают отчетные материалы и до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют сводный отчет в структурное подразделение национального органа по стандартизации, ответственное за планирование работ по национальной стандартизации.
8 Правила осуществления финансирования программы разработки национальных стандартов
8.1 ПРНС включает темы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет средств заказчика.