Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2010 г. N 16 "О Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год"

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление) Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год согласно приложению.
2. Установить, что Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по реализации Постановления, за исключением подписания Соглашения с Федеральной службой по труду и занятости о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 20.01.2010 N 16

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год

1. Паспорт Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год

Наименование Программы- Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год (далее - Программа).
Наименование ответственного исполнителя Программы- Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
Исполнители Программы- Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга; санкт-петербургские государственные учреждения центры занятости населения районов Санкт-Петербурга (далее - ГУ ЦЗН).
Основание для разработки Программы- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";- постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Срок реализации Программы- 1-й этап - I-II квартал 2010 года;2-й этап - III-V квартал 2010 года.
Цель Программы- принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Санкт-Петербурге.
Основные задачи Программы- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения;- повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных учреждений;- стимулирование сохранения и создания рабочих мест; трудоустройство инвалидов;- развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Основные мероприятия Программы- опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения;- опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом федерального государственного унитарного предприятия "Государственная транспортная компания "Россия" (далее - ФГУП "ГТК "Россия") на современные воздушные суда;- организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;- стажировка выпускников образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в целях приобретения ими опыта работы;- содействие трудоустройству инвалидов;- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Объемы и источники финансирования ПрограммыОбщий объем финансирования Программы в 2010 году составляет 199828,1 тыс.руб.,в том числе:- субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 175690,9 тыс.руб.;- средства бюджета Санкт-Петербурга - 22 000,0 тыс.руб.;- средства ФГУП "ГТК "Россия" - 2137,2 тыс.руб.
Целевые показатели Программы- уровень регистрируемой безработицы - 1 процент от численности экономически активного населения к концу 2010 года;- коэффициент напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга (число незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) - 1,5 человека на вакансию к концу 2010 года.
Показатели результативности Программы- опережающее профессиональное обучение не менее 2250 работников в случае угрозы массового увольнения;- опережающее профессиональное обучение не менее 12 штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом ФГУП "ГТК "Россия" на современные воздушные суда;- организация общественных работ, временного трудоустройства не менее4 800 работников в случае угрозы массового увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;- стажировка не менее 600 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;- содействие трудоустройству 150 инвалидам;- содействие безработным гражданам в организации 100 субъектов предпринимательской деятельности.

2. Обоснование необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга

В экономике Санкт-Петербурга в 2009 году продолжилось падение темпов производства товаров, выполнения работ, оказания услуг практически по всем видам экономической деятельности. Ожидается, что валовый региональный продукт по объему уменьшится на 5-6 процентов к предыдущему году, в том числе промышленное производство - на 16 процентов; строительство - на 20,8 процента; оборот розничной торговли - на 11 процентов; оборот общественного питания - на 18,6 процента; объем платных услуг населению - на 9,3 процента.
Вместе с тем негативные явления 2009 года не находят своего адекватного продолжения в прогнозах на 2010 год. Меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Санкт-Петербурга, позволяют с определенным оптимизмом оценивать предстоящий год.
Растет объем заказов в промышленности Санкт-Петербурга, в том числе государственных заказов на предприятиях военно-промышленного комплекса, дальнейшее развитие получают предприятия, осуществляющие производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 5,3 процента); растет объем услуг связи (на 7,1 процента); объем работ в строительстве (на 7,2 процента).
Рост экономики повлечет за собой рост потребности в рабочей силе, но восстановить численность работающих в объемах 2008 года не представляется возможным.
Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга в 2009 году характеризовалась целым рядом негативных явлений, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. По сравнению с благополучным 2008 годом в 2009 году уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,5 процента до 1,1 процента от экономически активного населения (далее - ЭАН); численность зарегистрированных безработных увеличилась в 2,2 раза; численность высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, банкротством предприятий - в 4 раза; численность занятых неполное рабочее время по инициативе администрации - в 10 раз. При этом число вакантных рабочих мест, заявляемых в ГУ ЦЗН, составлявшее в октябре 2008 года более 88 тыс. единиц, снизилось к 01.04.2009 до 35 тыс. единиц.
Для предотвращения критической ситуации на рынке труда Правительством Санкт-Петербурга совместно с Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) была сформирована система антикризисных мер по сдерживанию роста безработицы, центральным звеном которой стала Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2009 год, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2009 N 311 (далее - Программа 2009 года).
Уже к маю 2009 года предпринятые меры дали положительные результаты.
В начале мая 2009 года рост численности безработных замедлился, а с середины месяца количество безработных, приблизившись к 30 тыс. человек, начало снижаться. На конец октября 2009 года численность безработных составила 28,6 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности ЭАН) составляет в Санкт-Петербурге 1,04 процента от ЭАН и является самым низким в Северо-Западном федеральном округе.
Увеличилось количество вакансий в банке данных Комитета. На конец октября 2009 года число заявленных работодателями вакансий составило 49,2 тыс. единиц, что на 40 процентов больше, чем на 01.04.2009.
Коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, в расчете на одну вакансию) в конце ноября 2009 года составил 1,68 человека на вакансию, существенно снизившись по сравнению с концом апреля 2009 года (2,3 человека на вакансию).
Оценка результатов поддержки ищущих работу граждан в результате дополнительных антикризисных мер в 2009 году показывает, что мероприятиями Программы 2009 года охвачено более 15 тыс. человек из числа уволенных по сокращению штата и находящихся под угрозой увольнения работников или 11 процентов таких граждан.
Баланс рабочих мест по Санкт-Петербургу в 2009-2010 годах (приложение N 1 к Программе) показывает, что дефицит вакантных рабочих мест сохранится. В рамках реализации инвестиционных проектов планируется ввести в 2010 году больше рабочих мест, чем в 2009 году, - более 16 тыс. рабочих мест. При этом ожидается, что численность уволенных по сокращению и находящихся под угрозой увольнения граждан несколько сократится (со 133,2 тыс. в 2009 году до 110 тыс. человек в 2010 году).
Вместе с тем, задача удержания регистрируемой безработицы в Санкт-Петербурге на уровне 1 процента от численности ЭАН остается актуальной и в 2010 году.
Расчеты показывают, что эта задача может быть решена, если, наряду с расширенной реализацией мер активной политики занятости населения, в рамках реализации мероприятий Программы государственную поддержку получат около 8 тыс. граждан путем направления их на опережающее профессиональное обучение, общественные работы и временные рабочие места, содействия трудоустройству инвалидов и самозанятости безработных граждан. Проведение мероприятий в таком объеме позволит оказать помощь 8 процентам уволенных по сокращению и находящихся под угрозой массового увольнения работников, а также не менее 150 инвалидам и 100 начинающим предпринимателям из числа безработных граждан.
В 2010 году на общественные работы и временные рабочие места планируется трудоустроить 4800 человек из числа работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
В 2009 году доказала свою эффективность такая форма содействия занятости, как опережающее профессиональное обучение с последующим трудоустройством. На опережающее профессиональное обучение в 2010 году предполагается направить 2250 работников из числа тех, кто находится под угрозой массового увольнения. Учитывая, что экономическая ситуация на многих предприятиях начала улучшаться, данное мероприятие будет в основном ориентировано на работников, которые намечены к увольнению и будут вынуждены искать работу на других предприятиях, в целях повышения конкурентоспособности данных работников на рынке труда.
Кроме того, будет организовано опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда. В рамках мероприятия предусматривается организация подготовки девяти пилотов из числа штурманов и бортинженеров - работников ФГУП "ГТК "Россия".
Особое внимание в 2010 году будет уделено трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Ожидается, что 600 выпускникам понадобится помощь в получении практических навыков - стажировке.

3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроля за ходом ее выполнения

Организации, расположенные на территории Санкт-Петербурга, предоставившие в ГУ ЦЗН информацию о массовом высвобождении работников, введении режима неполного рабочего времени, простоях, предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы по инициативе администрации (далее - информация об угрозе массового увольнения работников), считаются потенциальными участниками мероприятий Программы, в отношении которых в приоритетном порядке проводятся мероприятия по привлечению к участию в Программе.
Расходование финансовых средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

4. Система мероприятий Программы

N п/п Наименование задачи, мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель Объем и источник финансирования, тыс.руб.
1 2 3 4 5
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения
1.1Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, в т.ч.2010 г.КТЗН34875,0 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 34375,0 тыс.руб.; средства бюджета Санкт-Петербурга - 500,0 тыс.руб.
1.1.1Организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения под инновационные сферы деятельности
1.2Опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом ФГУП "ГТК "Россия" на современные воздушные суда2010 г.КТЗН42743,5 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 40606,3 тыс.руб.; средства ФГУП "ГТК "Россия" - 2137,2 тыс.руб.
2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников образовательных учреждений
2.1Организация стажировки выпускников образовательных учреждений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в целях приобретения ими опыта работы2010 г.КТЗН11311,4 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 11311,4 тыс.руб.
3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест
3.1Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу2010 г.КТЗН78688,2 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 78188,2 тыс.руб.; средства бюджета Санкт-Петербурга - 500,0 тыс.руб.
4. Трудоустройство инвалидов
4.1Содействие трудоустройству инвалидов2010 г.КТЗН4500,0 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 4500,0 тыс.руб.
4.2.Оказание поддержки по созданию, модернизации рабочих мест, в т.ч. специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов2010 г.КТЗНВПТФ**
5. Развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
5.1Организация оказания консультационных услуг обратившимся в ГУ ЦЗН гражданам по вопросам организации субъектов малого предпринимательства и самозанятости2010 г.КТЗНВПТФ*
5.2Проведение ярмарок вакансий в малом бизнесе2010 г.КТЗНВПТФ*
5.3Предоставление безработным гражданам организационно-консультационных услуг по поддержке предпринимательской инициативы2010 г.КТЗНВПТФ*
5.4Формирование специализированного банка вакансий в малом и среднем бизнесе2010 г.КТЗНВПТФ*
5.5Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан2010 г.КТЗН25880,0 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 5880,0 тыс.руб.; средства бюджета Санкт-Петербурга - 20000,0 тыс.руб.
6. Развитие мобильности рабочей силы и содействие перераспределению трудовых ресурсов между видами экономической деятельности
6.1Проведение ярмарок вакансий в организациях, реализующих инвестиционные и национальные проекты2010 г.КТЗНВПТФ*
6.2Информирование граждан о возможности переезда для трудоустройства в другую местность, в т.ч. вахтовым методом, через размещение информации в местах массового посещения граждан2010 г.КТЗНВПТФ*
6.3Информирование о финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения2010 г.КТЗНВПТФ*
6.4Взаимодействие со службами занятости других субъектов Российской Федерации в рамках соглашений о сотрудничестве по межтерриториальному перераспределению рабочей силы2010 г.КТЗНВПТФ*
6.5Взаимодействие с организациями, осуществляющими подбор персонала для организаций Санкт-Петербурга, в том числе по вопросам межтерриториального перераспределения рабочей силы2010 г.КТЗНВПТФ*
6.6Формирование банка данных граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации2010 г.КТЗНВПТФ*
6.7Формирование регионального банка вакансий с учетом заявленной кадровой потребности по крупным инвестиционным проектам2010 г.КТЗНВПТФ*
7. Замещение иностранной рабочей силы национальными трудовыми ресурсами
7.1Организация и проведение встреч (круглых столов) с союзами и ассоциациями работодателей в целях информирования работодателей по вопросам внешней трудовой миграции и межтерриториального перераспределения рабочей силы2010 г.КТЗНВПТФ*
7.2Обеспечение работы консультационных пунктов ГУ ЦЗН по вопросам внешней трудовой миграции2010 г.КТЗНВПТФ*
7.3Мониторинг трудоустройства иностранных граждан в организациях, заявивших о потребности в привлечении иностранных работников, в целях замещения вакантных рабочих мест российскими гражданами2010 г.КТЗНВПТФ*
7.4Мониторинг выданных УФМС разрешений на работу иностранным гражданам и полученных КТЗН уведомлений работодателей о приеме на работу иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы2010 г.КТЗНВПТФ*
7.5Корректировка квоты на привлечение и использование иностранных работников в 2010 году по результатам проведенного мониторинга трудоустройства иностранных граждан и замещения вакантных рабочих мест российскими гражданамиI-III кварталы 2010 г.КТЗНВПТФ*
8. Организация информационного сопровождения реализации мероприятий Программы
8.1Информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда Санкт-Петербурга, а также о государственных услугах, предоставляемых КТЗН2010 г.КТЗНВПТФ*
8.2Проведение мероприятий по информированию граждан и работодателей об условиях участия в Программе и реализации мероприятий Программы2010 г.КТЗН1830,0 тыс.руб., в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 830,0 тыс.руб.; средства бюджета Санкт-Петербурга - 1000,0 тыс.руб.
8.3Проведение семинаров (круглых столов) с руководителями организаций, предпринимателями по вопросам занятости населения и реализации мероприятий Программы2010 г.КТЗНВПТФ*
9. Общепрограммные мероприятия
9.1Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятостью работников2010 г.КТЗНВПТФ*
9.2Организация и проведение проверок организаций, нарушивших сроки представления информации о планируемом высвобождении работников2010 г.КТЗНВПТФ*
9.3Анализ причин принятия работодателями решения об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников2010 г.КТЗНВПТФ*
9.4Проведение мероприятий по привлечению к участию в Программе организаций, осуществляющих и планирующих массовые увольнения работников, а также организаций, заявивших о введении режима неполной занятости2010 г.КТЗНВПТФ*
9.5Направление информации об увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников для принятия необходимых мер в органы государственной власти в соответствии с их компетенцией:- аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;- Правительство Санкт-Петербурга;- Государственную инспекцию труда в городе Санкт-Петербурге;- Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу;- прокуратуру Санкт-Петербурга.#2010 г.КТЗНВПТФ*
9.6Организация работы в организациях, предполагающих проведение массовых увольнений, временных справочно-консультационных пунктов ГУ ЦЗН2010 г.КТЗНВПТФ*
Всего199828,1 тыс.руб.,в т.ч. субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 175690,9 тыс.руб.; средства бюджета Санкт-Петербурга - 22000,0 тыс.руб.; средства ФГУП "ГТК "Россия" - 2137,2 тыс.руб.
_______________
* Бюджетные ассигнования предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на содержание КТЗН.
** Бюджетные ассигнования предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на финансирование соответствующих расходов по отдельной целевой статье (код целевой статьи 5140356) не включаются в расходы на реализацию Программы.
Принятые сокращения:
ВПТФ - в пределах текущего финансирования
КТЗН - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
УФМС - Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

5. Финансирование мероприятий Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2010 году составляет 199828,1 тыс.руб., в том числе:
субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга - 175690,9 тыс.руб.;