4.3 Методы проектирования
4.3.1 При проектировании платформ или их отдельных частей необходимо использовать регламентированную ГОСТ 27751 и СП 58.13330 концепцию предельных состояний, предусматривающую проведение расчетов по двум группам предельных состояний. При этом проектирование следует выполнять на основе расчетных моделей путем использования расчетных значений нагрузок, расчетных характеристик материалов и грунтов, определяемых с помощью соответствующих коэффициентов надежности по нагрузкам, материалам и грунтам, а также по ответственности платформ.
4.3.2 В тех случаях, когда расчетные модели отсутствуют или нет возможности подтвердить достоверность получаемых результатов расчетов, проектирование должно основываться на результатах экспериментальных исследований.
4.3.3 При оценке результатов экспериментальных исследований необходимо учитывать следующие факторы:
различие естественных условий при испытаниях и на месте изготовления, транспортирования и установки платформ или их отдельных частей;
- масштабные эффекты (при модельных испытаниях).
4.3.4 Состав и объем испытаний необходимо отражать в программе испытаний. Эту программу следует пересматривать по мере поступления новой информации в процессе проведения испытаний. К согласованию программы испытаний следует привлекать специалистов, ответственных за конструктивные разделы проектной документации.
4.3.5 Экспериментальные исследования следует проводить на образцах или фрагментах реальных конструкций, масштабных моделях таким образом, чтобы условия экспериментов были подобны условиям работы платформ или их отдельных частей (соблюдались критерии подобия).
4.3.6 Для оценки поведения платформ или их отдельных частей при действии ледовых и волновых нагрузок в сочетании с нагрузками, вызванными течениями и ветром, следует применять апробированные расчетно-теоретические методы на основе современных программно-вычислительных комплексов с их последующей верификацией (проверкой) по имеющимся данным экспериментальных и натурных наблюдений.
4.4 Учет условий места эксплуатации
4.4.1 При размещении платформ на месте эксплуатации необходимо учитывать их влияние на окружающую среду, а также влияние на условия эксплуатации и работы конструкций близлежащих сооружений.
4.4.2 При проектировании необходимо выявлять все естественные природные условия, которые могут оказать влияние на соблюдение функциональных и эксплуатационных требований к платформам.
4.4.3 При определении местоположения и ориентации платформ по сторонам света необходимо учитывать направления господствующих ветров, волнения, течения и льда и др. При этом следует избегать расположения платформ вблизи геологических разломов и участков с залеганием скоплений придонного газа и газовых гидратов.
4.4.4 Форму и ориентацию платформ по частям света необходимо принимать такими, чтобы платформы воспринимали наименьшие климатические нагрузки. При расположении ВСП на ОЧП следует учитывать функциональные и эксплуатационные требования к системам снабжения материалами, отгрузки продукции, факельного хозяйства, покидания, эвакуации и спасения персонала, принимая во внимание ветровые, волновые, ледовые нагрузки и др.
4.4.5 При проектировании ВСП необходимо обеспечивать достаточность их возвышения над гребнями волн и/или нагромождениями льда. При недостаточном возвышении ВСП следует учитывать нагрузки от течений, волн и/или льда на ВСП или на части ВСП, взаимодействующих с волнами или со льдом.
4.4.6 Возвышения ВСП необходимо определять с учетом следующих основных параметров для расчетных и особых событий:
- глубины воды;
- возвышения гребней волн;
- характера взаимодействия конструкции и волн;
- возвышения нагромождений льда;
- начальные и долговременные осадки грунта и крены платформ;
понижения уровня дна в связи с выработкой месторождений (оценку просадки дна в связи с выработкой месторождения допускается производить на предварительных стадиях проектирования на основе сопоставления с аналогами).
4.4.7 При проектировании платформ следует устанавливать размеры зоны периодического смачивания с учетом возвышения ВСП, параметров судовых волн, приливно-отливных колебаний уровня, возвышений гребней и понижений ложбин ветровых волн.
4.4.8 Участок дна на месте установки и эксплуатации платформ должен быть подготовлен в соответствии с требованиями к проектируемому сооружению. При реализации мероприятий по подготовке дна могут быть использованы соответствующие положения [4].
4.4.9 При проектировании платформ необходим учет толщины на коррозионный износ и износ от истирающего воздействия льда.
4.5 Общие требования к изготовлению, транспортированию и установке
4.5.1 Изготовление, транспортирование и установку платформ или их отдельных частей следует планировать и осуществлять таким образом, чтобы минимизировать риски для персонала, связанные с неблагоприятными погодными условиями.
4.5.2 При планировании и осуществлении морских операций по транспортированию и установке платформ или их отдельных частей необходимо учитывать ограничения по минимальной осадке на акваториях, возможность появления льда и ледовых образований.
4.5.3 Требования к планированию и осуществлению морских операций, связанных с транспортированием и установкой платформ или их отдельных частей на место эксплуатации, приведены в [3], а также следует учитывать при этом требования международных конвенций и соглашений в области безопасности судоходства и морской индустрии.
5 Основные требования к конструкциям
5.1 Общие положения
5.1.1 Платформы и их отдельные части – это сооружения строительного профиля. При транспортировании на место эксплуатации или при перемещении для вывода из эксплуатации на плаву платформы и их отдельные части являются плавучими объектами.
5.1.2 При выборе конструкции платформ следует учитывать:
- необходимость размещения, крепления и защиты направлений, морских райзеров, J-труб, колодцев и резервуаров хранения;
- концепцию подготовки, хранения, отгрузки и транспорта продукции скважин;
- схему расположения энергетического и технологического оборудования и расстояния от источников опасности;
- возможность модернизации платформы;
- необходимость вывода из эксплуатации и утилизации платформ или их отдельных частей после завершения эксплуатации;
- наличие местных строительных материалов и оборудования;
- продолжительность навигационного периода и др.
5.1.3 При проектировании платформ следует предусматривать размещение внутри ОЧП необходимого постоянного и временного технологического оборудования, используемого для нужд ОЧП и ВСП.
5.1.4 При проектировании ОЧП следует рассматривать следующие основные типы конструкции:
- из железобетона;
- стали;
- сталежелезобетона.
В отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается использовать сталебетонные конструкции платформ.
5.1.5 Выбор типа конструкции ОЧП следует производить, исходя из сопоставления ТЭО вариантов с учетом оптимального использования трудовых ресурсов, материалов, стимулирования энергосбережения, снижения стоимости строительства.
5.1.6 Внутреннее пространство платформ или их опорных частей, доставляемых к месту эксплуатации на плаву, необходимо разделять водонепроницаемыми стенами на отсеки, обеспечивающие плавучесть и остойчивость при буксировке от места изготовления к месту эксплуатации, а также контролируемую балластировку при установке на морское дно.
5.2 Железобетонные и сталежелезобетонные конструкции
5.2.1 При проектировании ОЧП из железобетона и сталежелезобетона необходимо учитывать соответствующие требования СП 41.13330, СП 63.13330, СП 266.1325800.
5.2.2 Возможность применения железобетонных и сталежелезобетонных конструкций для изготовления несущих элементов платформ или их отдельных частей следует подтверждать ТЭО с учетом общих требований к проектированию платформ и местных природных условий.
5.2.3 При проектировании платформ или их отдельных частей из железобетонных и сталежелезобетонных конструкций необходимо принимать такие конструктивные схемы и технические решения, которые обеспечивают:
требуемую прочность, водонепроницаемость, морозостойкость, устойчивость и пространственную жесткость ОЧП в целом и ее отдельных конструкций на всех этапах срока службы, а также плавучесть и остойчивость ОЧП при буксировке на плаву и установке на место эксплуатации;
- защиту от коррозии и огнестойкость конструкций;
технологичность и наименьшую трудоемкость изготовления, транспортирования и установки платформ или их отдельных частей на место эксплуатации;