Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 августа 2010 г. N 398 "Об утверждении Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия"

В соответствии с пунктом 5.2.28 (60) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия (далее - Положение).
2. Департаменту оценки регулирующего воздействия (А.И. Херсонцев) проводить оценку регулирующего воздействия в соответствии с Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Попову А.В.
Министр
Э.С. Набиуллина
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 сентября 2010 г.
Регистрационный N 18566
Приложение

Положение о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 31 августа 2010 г. N 398)

1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) заключений об оценке регулирующего воздействия на проекты актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации, в случаях, предусмотренных пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260*, а также проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009**.
2. Минэкономразвития России готовит заключения об оценке регулирующего воздействия на поступившие на такие заключения проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, вносимые в Правительство Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (далее - проект акта), регулирующих отношения в области:
а) организации и осуществления государственного контроля (надзора);
б) установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
в) оценки соответствия;
г) безопасности процессов производства.
3. В случае, если к проекту акта, поступившего в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, не прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые для оценки регулирующего воздействия расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, Минэкономразвития России запрашивает сведения об указанных расчетах, обоснованиях и прогнозах у федерального органа исполнительной власти, направившего проект акта (далее - разработчик акта), в порядке, предусмотренном разделом 10 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30***.
Примерный перечень запрашиваемых сведений приводится в приложении к настоящему Положению.
4. В случае, если при рассмотрении проекта акта, поступившего в Минэкономразвития России на согласование или заключение об оценке влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности, будет установлено, что проект акта регулирует отношения, указанные в пункте 2 настоящего Положения, и при этом такой проект акта не направлялся в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия, Минэкономразвития России уведомляет разработчика акта о необходимости направления такого проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
5. Оценка регулирующего воздействия проводится в соответствии с утверждаемой Минэкономразвития России методикой оценки регулирующего воздействия в целях выявления в проекте акта положений, которые:
а) вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению;
б) способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности;
в) способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. При подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение) проводятся:
а) предварительная оценка регулирующего воздействия проекта акта;
б) углубленная оценка регулирующего воздействия проекта акта и публичные консультации по нему.
7. Заключение подготавливается в срок не более 30 дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
Заключение подписывается заместителем Министра экономического развития Российской Федерации.
8. Одновременно с заключением разработчику могут быть направлены замечания и (или) предложения Минэкономразвития России по проекту акта по вопросам, не являющимся предметом оценки регулирующего воздействия, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проекта акта с Минэкономразвития России.
Не позднее 5 рабочих дней с даты направления разработчику проекта акта заключение подлежит размещению на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
9. Предварительная оценка регулирующего воздействия проекта акта (далее - предварительная оценка) проводится в целях выяснения:
а) относятся ли общественные отношения, регулируемые проектом акта, к отношениям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Положения;
б) предусматривает ли проект акта положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и иной деятельности (далее - новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности), а также приведет ли предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности:
к невозможности исполнения указанными субъектами возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Российской Федерации уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг;
к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
10. Предварительная оценка проводится в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления проекта акта в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
11. По результатам предварительной оценки:
а) разработчик проекта акта уведомляется о том, что подготовка заключения в отношении проекта акта не требуется, если сделан вывод о том, что проект акта не содержит положений, регулирующих общественные отношения, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения. Одновременно с уведомлением разработчику проекта акта могут быть направлены замечания и (или) предложения Минэкономразвития России по проекту акта, если законодательством Российской Федерации предусмотрено согласование проекта акта с Минэкономразвития России;
б) составляется заключение об оценке регулирующего воздействия, если сделан вывод о том, что проект акта не предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности либо предусмотренное проектом акта новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности не приведет к последствиям, указанным в подпункте "б" пункта 9 настоящего Положения;
в) принимается решение о проведении углубленной оценки регулирующего воздействия проекта акта и публичных консультаций по проекту акта - в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения.
12. Углубленная оценка регулирующего воздействия проекта акта (далее - углубленная оценка), а также публичные консультации по нему проводятся после предварительной оценки, по результатам которой сделан вывод, что такой проект акта предусматривает новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, приводящее к обстоятельствам, указанным в подпункте "б" пункта 9 настоящего Положения.
В целях выявления положений, указанных в пункте 5 настоящего Положения, при проведении углубленной оценки устанавливаются:
а) цели предусмотренного проектом акта правового регулирования и их соответствие:
принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации;
посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации, программе социально-экономического развития Российской Федерации, основным направлениям внешней политики Российской Федерации, основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации, федеральным целевым программам, концепциям, стратегиям и иным утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации документам, в которых формулируются и обосновываются цели и приоритеты политики государства, направления реализации указанных целей, задачи, подлежащие решению для их реализации;
поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти;
б) проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, ее влияние на достижение целей предусмотренного проектом акта правового регулирования, а также возможность ее решения иными правовыми, информационными или организационными средствами. При этом могут приниматься во внимание сведения о существующем опыте решения данной или аналогичной проблемы правовыми, информационными или организационными средствами в Российской Федерации и иностранных государствах;
в) основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и иной деятельности, их предполагаемые издержки и выгоды от предусмотренного проектом акта правового регулирования;
г) риски недостижения целей правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития Российской Федерации в целом или отдельных отраслей экономики, конкуренции, рынков товаров и услуг, в том числе развития субъектов малого и среднего предпринимательства;