подвергающиеся температурному воздействию;
подвергающиеся ударному воздействию;
на уклонах более ;
на кривых малого радиуса (менее 150 м);
с интенсивным засорением;
на участках агрессивных коррозионных сред;
на участках с большим притоком технологической воды;
на участках устройства технологических площадок;
в зданиях;
совмещенной трех- и четырехниточной колеи.
5.5.4 На путях с заглубленной и полузаглубленной балластной призмой при песчаных грунтах (песках, супесях) корыта земляного полотна толщину балластного слоя под шпалой (при двухслойном балласте - подушки), указанную в таблице 5.20, следует увеличивать в зависимости от степени влажности грунта по таблице 5.21. При коэффициенте фильтрации песчаных грунтов земляного полотна не менее 0,5 м/сут утолщение балластной призмы допускается не предусматривать.
Таблица 5.21
Песчаные грунты | Степень влажности грунта | Утолщение балластной призмы, см |
Маловлажные | До 0,5 | 5 |
Влажные | Более 0,5 до 0,8 | 8 |
Насыщенные водой | Более 0,8 до 1,0 | 10 |
5.5.5 Ширина балластной призмы по верху на прямых однопутных участках должна быть равна 3,2 м.
На кривых участках пути толщину балластной призмы следует принимать с учетом возвышения наружного рельса при сохранении под внутренним рельсом толщины балластного слоя, установленной для прямых участков.
Балластную призму на кривых участках пути радиусом менее 600 м следует уширять с наружной стороны на 0,1 м, а на двухпутных и многопутных участках, кроме того, на величину междупутных расстояний с учетом уширения на габарит.
Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта принимается равной 1:1,5, крутизна откосов подушки - 1:2.
5.5.6 Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже поверхности деревянных шпал и на одном уровне с поверхностью средней части железобетонных шпал.
Поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках должна быть спланирована с уклоном от оси пути в сторону обочин для обеспечения стока поверхностных вод; для двухпутных участков такие же уклоны следует предусматривать от оси междупутья.
Поверхность балластной призмы на лесовозных ветках со сроком службы до пяти лет и в других аналогичных случаях должна находиться на половине толщины шпалы, за исключением участков, подверженных угону пути.
5.5.7 Междупутья на раздельных пунктах при расстоянии между осями смежных путей до 6,5 м следует заполнять балластом.
Поверхности балласта между торцами шпал смежных путей следует придавать поперечный уклон того же направления, что и на поверхности земляного полотна.
Балластную призму смежных путей при расстоянии между их осями на раздельных пунктах 6,5 м и более, а на подходах к станциям - 5 м и более (кроме районов распространения вечной мерзлоты) допускается проектировать раздельной с обеспечением отвода воды из междупутного пространства.
5.5.8 При укладке станционных путей из старогодных рельсов перед остряками и за крестовинами стрелочных переводов следует предусматривать укладку звеньев (рубок) из новых рельсов, а на путях сортировочных горок в пределах от их вершины до конца кривых в голове парка - новые рельсы не легче Р50.
5.5.9 Для путей, сооружаемых в районах распространения вечной мерзлоты, укладка старогодных рельсов не допускается.
5.5.10 Конструкцию верхнего строения передвижных путей в карьерах и на отвалах в зависимости от несущей способности основания и осевых нагрузок следует принимать по таблице 5.22.
Таблица 5.22
Параметр верхнего строения пути | Характеристика верхнего строения пути в зависимости от несущей способности основания и осевых нагрузок подвижного состава, кН | |||||
на глинистых, песках мелких и пылеватых, аргиллитах и других основаниях с малой несущей способностью | на скальных, крупноблочных и песчаных (кроме мелких и пылеватых), металлургических шлаках и других прочных основаниях | |||||
До 265 | Св. 265 до 294 | Св. 294 | До 265 | Св. 265 до 294 | Св. 294 | |
Тип рельсов | Р65(С), Р50 | Р65 | Р65 | Р65(С), Р50 | Р65 | Р65 |
Число шпал на 1 км пути, шт. | 1840 | 1840 | 2000 | 1600 | 1840 | 1840 |
Толщина балласта под шпалой, см | 25 | 30 | 30 | 20-25 | 30 | 30 |
Примечание - Рельсы типа Р65(С) принимают для подкатегорий IIп-1 и IIп-2, шпалы - деревянные непропитанные или металлические, балласт - щебеночный, гравийный или из шлака. |
Передвижные пути на отвалах металлургических шлаков следует укладывать с применением в качестве балласта отвальных шлаков, а в карьерах и на отвалах горнодобывающих предприятий, наряду со щебеночным и гравийным балластом, использовать шлаки, вскрышные породы и другие местные материалы, удовлетворяющие техническим условиям на балласт.
Для передвижных путей на отвалах горячего шлака следует применять рельсы типа Р65 на металлических шпалах с числом шпал 1840 шт/км пути.
5.5.11 На путях, располагаемых на кривых участках радиусом менее 150 м (в районах распространения вечномерзлых грунтов - радиусом менее 250 м), а также на кривых участках радиусом 300 м и менее путей категорий I-п и II-п при обращении подвижного состава с осевой нагрузкой более 294 кН со стороны внутренней рельсовой нити следует предусматривать укладку контррельсов.
Укладка контррельсов на кривых участках специальных путей (слитковозных, шлаковозных, чугуновозных и др.) должна обосновываться расчетом.
5.5.12 На кривых участках путей радиусом 300 м и менее при осевых нагрузках подвижного состава свыше 294 кН следует предусматривать установку металлических стяжек, число которых принимается по таблице 5.23.
Таблица 5.23
Радиус кривой, м | Тип рельса | Число металлических стяжек при эпюре шпал на 1 км пути, шт. | ||
1600 | 1840 | 2000 | ||
До 200 | Р50, Р65, Р75 | 10/20 | 10/23 | 10/25 |
Св. 200 до 300 | Р50 Р65, Р75 | 7/15 5/10 | 8/15 5/11 | 8/17 6/12 |
Примечание - Перед чертой - число стяжек для рельсов длиной 12,5 м; после черты - для рельсов длиной 25,0 м. |
5.5.13 Для технологических путей следует предусматривать укладку новых деревянных или новых и старогодных железобетонных шпал согласно таблице 5.20. Промежуточные рельсовые скрепления необходимо предусматривать: для пути с деревянными шпалами - костыльное или раздельное подкладочное; для пути с железобетонными шпалами - раздельное подкладочное или бесподкладочное. Для случаев, допускающих применение как деревянных, так и железобетонных шпал, выбор вида шпал должен быть экономически обоснован с учетом дальности их поставки и условий, изложенных в 5.5.15 и 5.5.16.
5.5.14 Железобетонные шпалы следует укладывать на прямых и кривых участках пути радиусом 350 м и более при обращении подвижного состава с осевыми нагрузками не более 265 кН без ограничения объема перевозок.
При применении специальных конструкций шпал и промежуточного скрепления укладывают железобетонные шпалы на кривых участках пути радиусом менее 350 м, но не менее 200 м.
При этом старогодные железобетонные шпалы I группы годности допускается применять на всех подъездных и технологических путях, а шпалы II группы - на всех путях, кроме подъездных и соединительных категории I-п и специальных путей для перевозки горячих грузов.
Участки путей, предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных операций с легковоспламеняющимися и горючими грузами в железнодорожных цистернах, участки путей, расположенные на расстоянии менее 25 м от стационарных сосудов для хранения этих грузов или от сливо-наливных устройств для них, следует предусматривать с железобетонными шпалами на гравийном или щебеночном балласте.
На путях грузовых фронтов, где осуществляют погрузку и выгрузку агрессивных грузов и загрязняющих окружающую среду грузов, следует предусматривать деревянные шпалы, обработанные битумом или другими материалами, устойчивыми в соответствующей агрессивной среде, а также устройство специальных твердых водонепроницаемых покрытий и лотков для отвода и сбора агрессивных жидкостей и загрязненных поверхностных стоков.
Укладка в одном звене железобетонных шпал различных конструкций и групп годности или чередующихся шпал разного рода запрещается. Допускается замена двух-шести железобетонных шпал в зонах болтовых стыков деревянными шпалами.
На подходах к переездам, стрелочным переводам и мостам, где применены деревянные шпалы и брусья, укладку пути следует предусматривать с деревянными шпалами взамен железобетонных.
Не допускается укладка разного типа шпал на подходах (непосредственно стыкующемся звене длиной 25 м и 6-6,5 м предыдущего звена) к переездам, стрелочным переводам и мостовым сооружениям.
В трудных условиях смежной укладки стрелочных переводов на брусьях разного типа допускается укладывать шпалы, соответствующие типу брусьев, на половине вставки между стрелочными переводами, длина которой должна быть не менее 12,5 м.
На путях категории III-п допускается укладка участков пути звеньями с железобетонными и деревянными шпалами.
Переход от одного типа шпал к другому в этом случае следует осуществлять таким образом, чтобы зона стыковки (6-6,5 м от стыков) имела равнопрочное основание и одинаковые шпалы.
Укладка металлических шпал допускается на погрузочно-разгрузочных путях при обосновании их применения расчетом пути на прочность.
5.5.15 Железобетонные шпалы не должны предусматриваться к укладке:
на песчаный балласт;