Приказ Министра обороны РФ от 17 апреля 2008 г. N 185 "Об учете дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации"

1. Утвердить и ввести в действие с 10 июня 2008 г. прилагаемую Инструкцию по учету дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуется - Инструкция).
2. Признать утратившим силу с 10 июня 2008 г. приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 40.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 17 апреля 2008 г. N 185

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием транспортных средств воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации*(1) (далее именуются - воинские части) и личного состава Вооруженных Сил.
2. Для целей настоящей Инструкции*(2) используются следующие основные понятия:
"владельцы транспортных средств" - юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке*(3);
"водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению;
"дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
"ДТП" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
"ДТП с тяжелыми последствиями" - ДТП, в результате которого погибли 2 человека и более или получили ранения 5 человек и более;
"механическое транспортное средство" - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины;
"обеспечение безопасности дорожного движения" - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий;
"пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него);
"пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску;
"погибший" - лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
"раненый" - лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения;
"транспортное средство (ТС)" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
"участник дорожного движения" - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира;
"наезд на стоящее транспортное средство" - ДТП, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;
"наезд на препятствие" - ДТП, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);
"наезд на пешехода" - ДТП, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также ДТП, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры и т.д.);
"наезд на велосипедиста" - ДТП, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;
"наезд на гужевой транспорт" - ДТП, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду относится также ДТП, при котором транспортное средство совершило наезд на животное;
"опрокидывание" - ДТП, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;
"падение пассажира" - ДТП, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате, резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из стоящего транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является ДТП;
"столкновение" - ДТП, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;
"иной вид ДТП" - ДТП, не относящееся к указанным выше видам. К нему относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и т.д.) и др.
3. Учету в Вооруженных Силах подлежат ДТП, совершенные с участием:
транспортных средств (механических транспортных средств) воинских частей;
военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся водителями транспортных средств, не принадлежащих воинским частям, в результате которых пострадали люди;
пострадавших военнослужащих Вооруженных Сил, являющихся иными участниками дорожного движения (пешеходами, пассажирами).
4. Учетными документами о ДТП являются:
журнал учета дорожно-транспортных происшествий (приложение N 1 к настоящей Инструкции);
карточка учета дорожно-транспортного происшествия (форма карточки учета дорожно-транспортного происшествия устанавливается начальником Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации).

II. Порядок учета дорожно-транспортных происшествий

5. В воинской части учет ДТП ведется в журнале учета дорожно-транспортных происшествий должностным лицом, ответственным за эксплуатацию транспортных средств воинской части. Учету в воинской части подлежат ДТП, указанные в пункте 3 настоящей Инструкции.
6. В военной автомобильной инспекции (ВАИ) гарнизона учет ДТП ведется в журнале учета дорожно-транспортных происшествий начальником ВАИ гарнизона. Учету в ВАИ гарнизона подлежат ДТП, указанные в пункте 3 настоящей Инструкции, за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ гарнизона.
7. В ВАИ (территориальной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (территориальной), ответственным за учет ДТП, по карточкам учета дорожно-транспортных происшествий. Учету в ВАИ (территориальной) подлежат ДТП, в результате которых получили ранения или погибли люди*(4), за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (территориальной).
На каждое ДТП с пострадавшими заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия в трех экземплярах. Два экземпляра карточки учета дорожно-транспортного происшествия направляются до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в ВАИ (региональную) после проведения сверки учетных данных о количестве и последствиях ДТП (далее именуется - сверка).
8. В ВАИ (региональной) учет ДТП ведется должностным лицом ВАИ (региональной), ответственным за учет ДТП, по карточкам учета дорожно-транспортных происшествий, представленным ВАИ (территориальными), и с использованием средств вычислительной техники (СВТ). Учету в ВАИ (региональной) подлежат ДТП с пострадавшими за воинские части, дислоцирующиеся в районе ответственности ВАИ (региональной). Один экземпляр карточки учета дорожно-транспортного происшествия, представленной ВАИ (территориальной), до 15 числа месяца, следующего за отчетным, ВАИ (региональной) после проведения сверок с ВАИ (территориальными) направляется в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации.
9. Учет ДТП в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации ведется должностным лицом ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, ответственным за учет ДТП, по карточкам учета дорожно-транспортных происшествий, представленным ВАИ (региональными), и с использованием СВТ. Учету в ВАИ Министерства обороны Российской Федерации подлежат ДТП с пострадавшими за воинские части Вооруженных Сил.

III. Порядок сбора информации о дорожно-транспортных происшествиях

10. Командир воинской части обязан сообщить о ДТП с участием транспортных средств и личного состава воинской части в ВАИ гарнизона, на территории ответственности которой дислоцируется воинская часть, в день совершения ДТП (время, место, принадлежность, обстоятельства, принятые меры).
Должностное лицо, ответственное за ведение учета ДТП в воинской части, составляет справку о дорожно-транспортном происшествии в двух экземплярах (приложение N 3 к настоящей Инструкции) и в течение двух суток с момента совершения ДТП направляет ее в ВАИ гарнизона и ВАИ (территориальную).