.2 предел положительной статической остойчивости (угол заката или угол обрыва диаграммы) должен быть не менее 60°; этот предел может быть уменьшен до 50° при условии, что на каждый градус уменьшения предела положительной статической остойчивости приходится 0,01 м увеличения максимального плеча
диаграммы сверх нормативного значения, определенного в соответствии с п. 1;

.3 для судов, кили которых заложены или модернизация которых начата 1 июля 2002 г. или после этой даты, площадь под положительной частью диаграммы статической остойчивости должна быть не менее чем 0,055
. до угла крена 30° и не менее чем 0,09
. до угла крена 40° или угла заливания
, если этот угол меньше 40°; дополнительно, площадь под положительной частью диаграммы между углами крена 30° и 40° или между углом 30° и углом заливания
, если этот угол меньше 40°, должна быть не менее 0,03
.





12.3.3 Остойчивость судов, совершающих международные рейсы с ограничениями, по основному критерию (критерию погоды) считается достаточной, если выполняются следующие требования:
.1 судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента
(см. рис. 12.3.3);

.2 под действием волн судно кренится на подветренный борт от статического угла крена
(который в любом случае не должен превышать 16°), вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения горизонтальной прямой
и кривой восстанавливающих плеч
, до угла, равного амплитуде бортовой качки
;




.3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящего момента
;

.4 для определения критерия погоды вычисляются и сравниваются площади a и в, заштрихованные на рис. 12.3.3. Площадь в ограничена кривой
восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой на уровне плеча кренящего момента
и наименьшим из следующих сопоставляемых углов: крена
°; заливания
; опрокидывания
. Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч
, горизонтальной прямой на уровне плеча кренящего момента
и углом крена, равным
.








.5 остойчивость судна по критерию погоды K = в/a считается достаточной, если площадь в равна или больше площади а, т.е.
;

.6 плечо ветрового кренящего момента
принимается постоянным для всех углов и рассчитывается по формуле, м:


где
- статическое давление ветра:
Па;


z - приведенное плечо кренящей пары при одновременных крене и боковом дрейфе судна, м;

где
- возвышение центра парусности над основной плоскостью судна, м;


Т - осадка (см. 12.1.1.3.);




S - площадь парусности судна при его посадке с проверяемым вариантом загрузки,
;

D - водоизмещение судна с проверяемым вариантом загрузки, т;
g - ускорение свободного падения: g = 9,81
.

Кренящее плечо
определяется по формуле:


12.3.4 Амплитуда качки
судна с круглой скулой вычисляется по формуле, град.:


где k - коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей, принимаемый по табл. 12.2.12;



r - параметр:

s - безразмерный множитель, определяемый по табл. 12.3.4-2 в зависимости от периода бортовой качки судна
, значение которого рассчитывается по формуле, с:

Таблица 12.3.3-1
B/T | 2,5 и менее | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 и более |
![]() | 0,40 | 0,41 | 0,46 | 0,60 | 0,81 | 1,00 | 1,20 | 1,28 | 1,30 |
Таблица 12.3.3-2
Zg/B | 0,15 и менее | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | 0,45 и более |
![]() | 0,66 | 0,58 | 0,46 | 0,34 | 0,22 | 0,10 | 0 |
Таблица 12.3.4-1
B/Т | 2,4 и менее | 2,5 | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 и более |
![]() | 1,00 | 0,98 | 0,96 | 0,95 | 0,93 | 0,91 | 0,9 | 0,88 | 0,86 | 0,84 | 0,82 | 0,80 |
Таблица 12.3.4-2
![]() | 5 и менее | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 14 и более |
s | 0,100 | 0,093 | 0,083 | 0,073 | 0,053 | 0,040 | 0,035 |

В диапазоне изменения периода качки от 6 до 20 с вместо табл. 12.3.4-2 может быть использована формула:

с - поправочный коэффициент, зависящий от размерений судна:

h - исправленная метацентрическая высота, м (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов);
L - длина судна, м.
Амплитуду качки судна с острой скулой следует принимать равной 70% амплитуды, вычисленной по формуле 12.3.4-1.
Расчетные значения амплитуды качки следует округлить до целых градусов.
12.3.5 Проверку остойчивости пассажирских судов класса "М-СП" по дополнительным требованиям следует выполнить в соответствии с пунктами 12.8.2-12.8.5, 12.8.7-12.8.10, 12.8.12 ч. 1 ПСВП.