Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 9

.2 предел положительной статической остойчивости (угол заката или угол обрыва диаграммы) должен быть не менее 60°; этот предел может быть уменьшен до 50° при условии, что на каждый градус уменьшения предела положительной статической остойчивости приходится 0,01 м увеличения максимального плеча диаграммы сверх нормативного значения, определенного в соответствии с п. 1;
.3 для судов, кили которых заложены или модернизация которых начата 1 июля 2002 г. или после этой даты, площадь под положительной частью диаграммы статической остойчивости должна быть не менее чем 0,055 . до угла крена 30° и не менее чем 0,09 . до угла крена 40° или угла заливания , если этот угол меньше 40°; дополнительно, площадь под положительной частью диаграммы между углами крена 30° и 40° или между углом 30° и углом заливания , если этот угол меньше 40°, должна быть не менее 0,03 .
12.3.3 Остойчивость судов, совершающих международные рейсы с ограничениями, по основному критерию (критерию погоды) считается достаточной, если выполняются следующие требования:
.1 судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента (см. рис. 12.3.3);
.2 под действием волн судно кренится на подветренный борт от статического угла крена (который в любом случае не должен превышать 16°), вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения горизонтальной прямой и кривой восстанавливающих плеч , до угла, равного амплитуде бортовой качки ;
.3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящего момента ;
.4 для определения критерия погоды вычисляются и сравниваются площади a и в, заштрихованные на рис. 12.3.3. Площадь в ограничена кривой восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой на уровне плеча кренящего момента и наименьшим из следующих сопоставляемых углов: крена °; заливания ; опрокидывания . Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч , горизонтальной прямой на уровне плеча кренящего момента и углом крена, равным .
.5 остойчивость судна по критерию погоды K = в/a считается достаточной, если площадь в равна или больше площади а, т.е. ;
.6 плечо ветрового кренящего момента принимается постоянным для всех углов и рассчитывается по формуле, м:
, (12.3.3-1)
где - статическое давление ветра: Па;
z - приведенное плечо кренящей пары при одновременных крене и боковом дрейфе судна, м;
, (12.3.3-2)
где - возвышение центра парусности над основной плоскостью судна, м;
Т - осадка (см. 12.1.1.3.);
- коэффициент, учитывающий влияние сил сопротивления воды боковому дрейфу на плечо кренящей пары z, принимается по табл. 12.3.3-1 в зависимости от отношения В/Т (В - ширина судна, м);
- коэффициент, учитывающий влияние сил инерции на плечо кренящей пары z, определяется по табл. 12.3.3-2 в зависимости от отношения ( - возвышение центра массы над основной плоскостью судна, м);
S - площадь парусности судна при его посадке с проверяемым вариантом загрузки, ;
D - водоизмещение судна с проверяемым вариантом загрузки, т;
g - ускорение свободного падения: g = 9,81 .
Кренящее плечо определяется по формуле:
(12.3.3-3)
12.3.4 Амплитуда качки судна с круглой скулой вычисляется по формуле, град.:
, (12.3.4-1)
где k - коэффициент, учитывающий влияние скуловых килей, принимаемый по табл. 12.2.12;
- безразмерный множитель, определяемый по табл. 12.3.4-1 в зависимости от отношения ширины судна В к осадке Т или в диапазоне В/Т от 2,4 до 3,5 по формуле:
; (12.3.4-2)
- безразмерный множитель, определяемый по табл. 12.2.11-2;
r - параметр:
; (12.3.4-3)
s - безразмерный множитель, определяемый по табл. 12.3.4-2 в зависимости от периода бортовой качки судна , значение которого рассчитывается по формуле, с:
Таблица 12.3.3-1
B/T
2,5 и менее
3,0
4,0
5,0
6,0
7,0
8,0
9,0
10,0 и более
0,40
0,41
0,46
0,60
0,81
1,00
1,20
1,28
1,30
Таблица 12.3.3-2
Zg/B
0,15 и менее
0,20
0,25
0,30
0,35
0,40
0,45 и более
0,66
0,58
0,46
0,34
0,22
0,10
0
Таблица 12.3.4-1
B/Т
2,4 и менее
2,5
2,6
2,7
2,8
2,9
3,0
3,1
3,2
3,3
3,4
3,5 и более
1,00
0,98
0,96
0,95
0,93
0,91
0,9
0,88
0,86
0,84
0,82
0,80
Таблица 12.3.4-2
, с
5 и менее
6
7
8
10
12
14 и более
s
0,100
0,093
0,083
0,073
0,053
0,040
0,035
. (12.3.4-4)
В диапазоне изменения периода качки от 6 до 20 с вместо табл. 12.3.4-2 может быть использована формула:
; (12.3.4-5)
с - поправочный коэффициент, зависящий от размерений судна:
; (12.3.4-6)
h - исправленная метацентрическая высота, м (с поправкой на свободные поверхности жидких грузов);
L - длина судна, м.
Амплитуду качки судна с острой скулой следует принимать равной 70% амплитуды, вычисленной по формуле 12.3.4-1.
Расчетные значения амплитуды качки следует округлить до целых градусов.
12.3.5 Проверку остойчивости пассажирских судов класса "М-СП" по дополнительным требованиям следует выполнить в соответствии с пунктами 12.8.2-12.8.5, 12.8.7-12.8.10, 12.8.12 ч. 1 ПСВП.