Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 10

12.4 Буксирные суда

12.4.1 В дополнение 12.10.7 ч. I ПСВП для буксирных судов смешанного плавания должна быть проверена остойчивость при динамическом действии буксирного каната с учетом влияния бортовой качки, т.е. должно быть выполнено условие:
, (12.4.1)
где - кренящий момент, кНм, от динамического действия на судно натянутого буксирного каната, определяемый в соответствии с указаниями 12.10.8 ч. I ПСВП;
D - весовое водоизмещение судна при осадке по действующую ватерлинию, кН;
- плечо допустимого момента, снятое с диаграммы динамической остойчивости при допустимом угле крена, определяемом в соответствии с указаниями так же, как и при проверке остойчивости по основному критерию, м;
- плечо допустимого момента, снятое с диаграммы динамической остойчивости при расчетной амплитуде качки, принятой в соответствии с указаниями 12.6 ч. I ПСВП для буксиров классов "О-ПР" и "М-ПР" и в соответствии с 12.2.4-12.2.13 настоящих Правил для судов класса "М-СП", град.

12.5 Остойчивость судов, перевозящих зерно насыпью

12.5.1 Требования настоящей главы применяются к судам классов "М-СП" и "М-ПР", занятым перевозкой зерна насыпью.
Под термином "зерно" в настоящей главе подразумеваются плоды зерновых культур (пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, риса, сорго и др.), зернобобовых культур (гороха, фасоли, сои, вики, нута, чечевицы и др.) и обработанные плоды этих культур, способность которых к смещению в отсеках аналогична таковой для плодов зерновых злаков в натуральном виде.
12.5.2 При выполнении требований настоящей главы Правил Речной Регистр выдает каждому судну Свидетельство о пригодности для перевозки зерна.
Условием выдачи Свидетельства является также наличие на судне дополнения к информации об остойчивости, включающего:
.1 планы загрузки зерна;
.2 кривые или таблицы для определения объема, занимаемого зерном, аппликаты (возвышения) центра тяжести этого объема и условных объемных кренящих моментов. Такие данные должны быть представлены для каждого отсека и должны учитывать влияние временных устройств (щитов, шифтингсбордсов и т.п.), используемых при перевозке зерна;
.3 таблицы или кривые для определения максимально допустимых кренящих моментов при различных водоизмещениях и различных возвышениях центра тяжести для того, чтобы капитан мог доказать, что требования 12.5.3 выполнены;
.4 краткую инструкцию по загрузке судна, обобщающую требования 12.5.4;
.5 конкретный пример расчета.
Примечание. Рекомендуется, чтобы в условиях загрузки были предусмотрены три представляемых удельных погрузочных объема, например, 1,25, 1,50 и 1,75 .
12.5.3 Характеристики остойчивости судна, перевозящего зерно насыпью, должны удовлетворять следующим требованиям:
.1 угол крена от смещения зерна не должен превышать 12° или значения, при котором кромка палубы погружается в воду, в зависимости от того, какое значение меньше;
.2 на диаграмме статической остойчивости (см. рис. 12.5.3.2) остаточная площадь между кривой кренящих и кривой восстанавливающих плеч до угла крена 40° (соответствует максимальной разности между ординатами этих двух кривых) или угла заливания в зависимости от того, какой угол меньше, должна быть при всех условиях загрузки не менее 0,075 .;
.3 начальная метацентрическая высота, с поправкой на влияние свободной поверхности жидкости в танках, должна быть не менее 0,30 м.
12.5.4 При погрузке зерна насыпью должно быть предусмотрено выполнение следующих требований:
.1 для выравнивания свободных поверхностей зерна и сведения к минимуму влияния смещения зерна должны приниматься все необходимые и целесообразные меры по его штивке, под которой понимается выравнивание зерна в грузовых трюмах и/или заполнение им подпалубных пространств с целью предотвращения неконтролируемого смещения зерна в процессе перевозки;
.2 в любом заполненном отсеке со штивкой зерно насыпью должно быть расштивано таким образом, чтобы заполнить в максимально возможной степени все пространства под палубами и крышками люков;
.3 в любом заполненном отсеке без штивки зерно насыпью должно максимально заполнять пространство люка, но может находиться и под углом естественного откоса вне границ выреза люка. Заполненный отсек может отвечать этой категории, если:
Речной Регистр, выдавая Свидетельство о пригодности для перевозки зерна, освободил судно от выполнения требований по штивке на том основании, что при расчете высоты пустот учтена форма подпалубных пустот, возникающих при свободном ссыпании зерна в отсек;
отсек считается специально приспособленным и в этом случае может освобождаться от требования по штивке зерна в оконечностях такого отсека.
Под специально приспособленным отсеком понимается любое грузовое помещение, имеющее не менее двух вертикальных или наклонных зернонепроницаемых продольных переборок, находящихся в одной плоскости с продольным комингсом люка или расположенных так, чтобы ограничивать влияние любого поперечного смещения зерна. Если переборки имеют наклон, то угол наклона должен быть не менее 30° к горизонту;
.4 после погрузки следует разровнять все свободные поверхности зерна в частично заполненных отсеках;
.5 если расчет в соответствии с Приложением 2 к настоящим ПССП не учитывает влияния неблагоприятного крена, относящегося к смещению зерна, свободная поверхность зерна насыпью в любом частично заполненном отсеке должна быть закреплена с помощью специальных устройств для того, чтобы предотвратить смещение зерна;
.6 в заполненных отсеках со штивкой, заполненных отсеках без штивки и частично заполненных отсеках в необходимых случаях могут быть устроены продольные переборки как средство для снижения влияния неблагоприятного кренящего воздействия от смещения зерна, при условии, что:
переборка является непроницаемой для зерна;
прочность переборок достаточна при воздействии на них пересыпающегося зерна.

13 Непотопляемость

13.1 Определения

13.1.1 Грузовая ватерлиния деления на отсеки - ватерлиния, применяемая при делении корпуса на отсеки;
13.1.2 Самая высокая грузовая ватерлиния деления на отсеки - ватерлиния, соответствующая осадки, разрешенной применимыми правилами деления корпуса на отсеки;
13.1.3 Длина судна - расстояние между перпендикулярами, восстановленными из крайних точек корпуса на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки;
13.1.4 Ширина судна - наибольшая ширина между наружными кромками шпангоутов на уровне или ниже самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки;
13.1.5 Осадка - расстояние по вертикали от основной плоскости до данной грузовой ватерлинии деления на отсеки, измеренное на миделе;
13.1.6 Палуба переборок - самая верхняя палуба, до которой доведены поперечные водонепроницаемые переборки;
13.1.7 Предельная линия погружения - линия, проведенная, по меньшей мере, на 76 мм ниже верхней поверхности палубы переборок у борта;
13.1.8 Предельная длина затопления в заданной точке - у судна с непрерывной палубой переборок наибольшая длина условного отсека с абсциссой центра его объема в рассматриваемой точке числовой оси по длине судна, после затопления которого с коэффициентами проницаемости, указанными в 13.4.14, при осадке, соответствующей грузовой ватерлинии деления на отсеки, и при отсутствии исходного дифферента аварийная ватерлиния касается предельной линии погружения;
13.1.9 Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные элементы энергетической установки, мастерские, пункты для приема топлива и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений;
13.1.10 Пассажирские помещения - помещения, предусмотренные для размещения и обслуживания пассажиров, за исключением багажных, кладовых, провизионных и почтовых отделений. Помещения, расположенные ниже предельной линии погружения и предназначенные для размещения и обслуживания экипажа, должны рассматриваться как пассажирские помещения.

13.2 Общие требования

13.2.1 Требования настоящего раздела являются обязательными для выполнения на судах, осуществляющих каботажные и международные рейсы. Для судов, совершающих международные рейсы, обязательными для выполнения являются также требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками.

13.3 Грузовые суда класса "М-СП"