. (13.4.6-3)
13.4.7 Деление на отсеки в корму от таранной переборки судов длиной менее 131 м, но не менее 79 м, имеющих значение критерия службы меньше S, а также судов длиной менее 79 м должно осуществляться при значении фактора деления, равном единице. Отступление от этого положения является предметом специального согласования с Речным Регистром.
13.4.8 Положения 13.4.7 применимы также к судам любой длины, на которых допускается перевозка более 12 пассажиров, но не более или , или 50 в зависимости от того, какое из сопоставляемых значений меньше.
13.4.9 Поперечная переборка может иметь уступ, если выполнено одно из следующих условий:
.1 суммарная длина двух отсеков, разделенных такой переборкой, не превышает 90% предельной длины затопления или удвоенной допустимой длины, за исключением случая, когда на судах, имеющих значение фактора деления более 0,9, суммарная длина двух таких отсеков не должна превышать допустимой длины отсека;
.2 в районе уступа предусмотрены дополнительные меры в отношении деления на отсеки для сохранения той же степени безопасности, которая обеспечивается плоской переборкой;
.3 длина отсека, поверх которого простирается уступ, не превышает допустимой длины, соответствующей предельной линии погружения, принятой на 76 мм ниже уступа.
Предельная длина затопления
13.4.10 Расчет предельной длины затопления должен производиться с учетом формы, осадки и других характеристик данного судна.
13.4.11 При определении предельной длины затопления применяется единый средний коэффициент проницаемости по всей длине каждой из следующих частей судна, расположенных ниже предельной линии погружения:
машинного отделения,
части, расположенной в нос от машинного помещения,
части, расположенной в корму от машинного помещения.
13.4.12 Средний коэффициент проницаемости всех машинных помещений следует рассчитывать с помощью формулы:
, (13.4.12-1)
где a - объем пассажирских помещений, расположенных ниже предельной линии погружения в пределах машинного отделения;
c - объем междупалубных помещений для груза или запасов ниже предельной линии погружения в пределах машинного отделения;
V - полный объем машинного отделения ниже предельной линии погружения.
Остойчивость поврежденного судна
13.4.13 Расчеты, подтверждающие выполнение требований к остойчивости поврежденного судна, должны быть произведены для наихудших в отношении посадки и остойчивости эксплуатационных случаев загрузки, и этими расчетами должно быть показано, что во всех остальных случаях посадка и аварийная остойчивость судна будут лучше.
13.4.14 При расчетах аварийной остойчивости коэффициенты проницаемости принимаются следующими:
0,85 - для помещений, занятых судовыми техническими средствами и электрическим оборудованием;
0,6 - для помещений, занятых запасами и грузом;
0,95 - для жилых помещений и помещений для обслуживания пассажиров, пиковых отсеков и пустых грузовых отсеков;
0,98 - для балластных цистерн и других пустых цистерн.
Коэффициент проницаемости цистерн с жидким грузом определяется с учетом замещения груза забортной водой.
13.4.15 Требования к остойчивости судна считаются выполненными, если
при затоплении каждого отдельного отсека судна с числом пассажиров 600 чел. и менее,
или двух смежных отсеков с учетом размеров повреждения, указанных в 13.4.1,
или судна с числом пассажиров более 600 чел. и коэффициентами проницаемости, определяемыми согласно 13.4.14,
расчеты покажут, что требования, указанные в 13.4.16-13.4.22, выполнены.
Независимо от требований настоящего пункта, пассажирские суда с числом людей на борту 400 чел. и более, кили которых заложены 1 июля 2002 г. и позже, должны отвечать требованиям 13.4.16-13.4.22 при расположении повреждения в любом месте по длине судна.
Требования к посадке и элементам остойчивости поврежденного судна
13.4.16 Метацентрическая высота судна в конечной стадии затопления, определенная методом постоянного водоизмещения, должна быть не менее 0,05 м.
13.4.17 Угол крена при несимметричном затоплении не должен превышать: до принятия мер по спрямлению - 15°; после спрямления - 7° при затоплении одного отсека и 12° при затоплении двух смежных отсеков; время спрямления судна не должно превышать 15 мин.
13.4.18 Предельная линия погружения не должна входить в воду; если имеются открытые отверстия, через которые вода может заливать неповрежденные отсеки, аварийная ватерлиния не должна проходить ближе, чем на 0,3 м от нижних кромок таких отверстий.
13.4.19 Протяженность диаграммы аварийной остойчивости с положительными плечами должна быть не менее 15° за пределом угла устойчивого равновесия. Эта протяженность может быть снижена до 10° в случае, если площадь под диаграммой восстанавливающих плеч увеличена в отношении .
13.4.20 Площадь под кривой диаграммы, измеренная от угла равновесия до меньшего из сопоставляемых значений:
угла, при котором происходит прогрессирующее затопление;
22° (от начала координат диаграммы) в случае затопления одного отсека или 27° в случае одновременного затопления двух соседних отсеков,
- должна быть не менее 0,015 .
13.4.21 Остаточное положительное восстанавливающее плечо в пределах протяженности диаграммы, указанной в 13.4.19, должно определяться с учетом наибольшего из следующих кренящих моментов:
от скопления пассажиров на одном борту;
от спуска с одного борта с помощью шлюпбалок и кранбалок всех спасательных шлюпок и плотов с полным комплектом людей и снабжения;
от действия ветровых нагрузок.
Тогда максимальное восстанавливающее плечо будет равно
, (13.4.21-1)
где - максимальный кренящий момент, ;
D - водоизмещение, кН.
Во всех случаях это восстанавливающее плечо должно быть не менее 0,1 м.