Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 11

13.3.1 Расчетную проверку непотопляемости следует выполнять для случаев затопления каждого отсека в соответствии с 13.1 и 13.2 ч. I ПСВП.
13.3.2 Требования к непотопляемости судов должны быть выполнены:
.1 при затоплении одного любого отсека - на нефтеналивных судах, и самоходных судах-площадках;
.2 при затоплении форпика, ахтерпика, междудонного и/или межбортового отсеков - на сухогрузных судах.
13.3.3 В расчетах, подтверждающих выполнение требований к непотопляемости на нефтеналивных судах, должно быть учтено следующее:
.1 размеры предполагаемого повреждения по борту следует принимать такими:
длина повреждения - ;
глубина повреждения, измеренная от внутренней поверхности наружной обшивки под прямым углом к диаметральной плоскости на уровне, соответствующем летнему надводному борту, - В/5;
размер по вертикали - от основной плоскости вверх без ограничения;
.2 размеры предполагаемого повреждения по днищу следует принимать такими:
длина повреждения - на длине, равной 0,3L от носового перпендикуляра, и 5 м на остальной части днища;
ширина повреждения - не менее 5 м;
размер по вертикали - от основной плоскости В/15;
.3 коэффициенты проницаемости емкостей, предназначенных для перевозки жидких грузов, принимают равными:
0 или 0,98 для емкостей, предназначенных для расходуемых жидких грузов, в зависимости от того, что соответствует более жестким требованиям;
от 0 до 0,98 для емкостей, предназначенных для прочих жидких грузов, с учетом любого количества жидкости, вылившейся из поврежденных емкостей, а также возможности их частичного заполнения. Коэффициент проницаемости частично заполненных емкостей следует определять в зависимости от количества перевозимого в них груза;
.4 если расстояние между двумя соседними поперечными непроницаемыми переборками меньше, чем размеры пробоины, указанные в 13.3.3.1 и 13.3.3.2, или если поперечная переборка имеет уступ длиной более 3,5 м, расположенный в пределах предполагаемого повреждения, то соответствующий отсек должен быть присоединен по усмотрению проектанта к одному из смежных отсеков;
.5 если в пределах предполагаемого повреждения расположены трубопроводы, каналы и тоннели, то их конструкция должна исключать проникновение воды в отсеки, которые считаются незатопленными.
13.3.4 При расчетах непотопляемости нефтеналивных судов длиной 100 м и менее по согласованию с Речным Регистром требования 13.3.2.1 и 13.3.3 могут не выполняться, если их соблюдение ведет к существенному ухудшению эксплуатационных качеств судна.
13.3.5 Дополнительную проверку из условия затопления нескольких отсеков необходимо производить в случае, когда это предусмотрено техническим заданием на проектирование.
13.3.6 В районе грузовых трюмов суда должны иметь двойное дно и двойные борта.

13.4 Пассажирские суда класса "М-СП"

Допустимая длина отсека пассажирских судов

13.4.1 В расчетах, подтверждающих выполнение требований к непотопляемости на пассажирских судах, длину предполагаемого повреждения независимо от места его расположения следует принимать равной
3,0 + 0,03L,
где L - длина судна, м.
Остальные размеры, необходимые для расчета, следует принимать согласно 13.3.3.
13.4.2 Наибольшая допустимая длина отсека, абсцисса центра объема которого расположена в какой-либо точке числовой оси по длине судна, определяется умножением предельной длины затопления в рассматриваемой точке на параметр, зависящий от длины судна и называемый фактором деления.
При определении предельной длины затопления допускается вход в воду предельной линии погружения в районе затопления.
13.4.3 Для судна данной длины фактор деления должен определяться с помощью числового критерия , называемого критерием службы и зависящего от величин Р и , где Р - полный объем пассажирских помещений ниже предельной линии погружения, ; - параметр пассажировместимости:
;
K - коэффициент:
; (13.4.3-1)
L - см. 13.4.1;
N - количество пассажиров, допускаемое к перевозке на данном судне. Если произведение больше суммы Р и полного объема фактически имеющихся пассажирских помещений, расположенных выше предельной линии погружения, то параметр принимается равным или этой сумме, или в зависимости от того, какая из сопоставляемых величин больше. В противном случае . Если больше Р, то:
. (13.4.3-2)
и в других случаях:
(13.4.3-3)
В формулах (13.4.3-2) и (13.4.3-3):
М - объем машинного помещения с добавлением объема постоянных топливных цистерн, расположенных вне двойного дна в нос или в корму от машинного помещения, ;
V - полный объем судна ниже предельной линии погружения, .
Для судов, не имеющих непрерывной палубы переборок, объемы помещений должны приниматься до фактической предельной линии погружения, принимаемой при определении предельных длин затопления.
13.4.4 Форпиковая или таранная переборка должна быть непроницаемой до палубы переборок; эта переборка должна располагаться на расстоянии от носового перпендикуляра не менее 5% длины судна и не более 3 м плюс 5% длины судна.
13.4.5 На судах длиной 100 м и более одна из главных поперечных переборок в корму от таранной переборки должна устанавливаться на расстоянии от носового перпендикуляра, не превышающем допустимой длины отсека.
13.4.6 Деление на отсеки в корму от таранной переборки судов длиной менее 131 м, но не менее 79 м, имеющих значение критерия службы, равное S:
, (13.4.6-1)
должно осуществляться при значении фактора деления, равном единице;
имеющих критерий службы и более - при значении фактора деления, равном В:
, (13.4.6-2)
имеющих промежуточное значение критерия службы и - при значении фактора деления, равном F: