Распоряжение Минтранса РФ от 22 ноября 2002 г. N НС-140-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов смешанного (река - море) плавания" стр. 13

13.4.22 Кренящие моменты, необходимые для определения остаточного восстанавливающего плеча, следует рассчитывать с учетом следующих допущений:
.1 при определении моментов, возникающих от скопления пассажиров, принимают, что:
плотность скопления пассажиров составляет четыре человека на 1 ;
масса одного человека равна 75 кг;
пассажиры распределены на свободных пространствах палуб у одного борта в местах сбора для посадки в спасательные средства и таким образом, чтобы они создавали наибольший кренящий момент;
.2 при определении моментов, возникающих при спуске с одного борта с помощью шлюпбалок и кранбалок всех спасательных шлюпок и плотов с полным комплектом людей и снабжения принимают, что:
все спасательные и дежурные шлюпки и плоты, установленные на том борту, куда накренено судно после повреждения, вывалены за борт с полным комплектом людей и снабжения и готовыми к спуску;
лица, находящиеся вне спасательных средств, не создают ни дополнительный кренящий, ни восстанавливающий моменты;
спасательные средства на борту судна, противоположном накрененному, должны рассматриваться находящимися на местах их установки;
.3 при определении моментов, возникающих в результате ветровых нагрузок, давление ветра принимается равным 120 , расчетная площадь принимается равной площади парусности до повреждения, а плечо момента - вертикальному расстоянию от точки, находящейся на половине средней осадки, соответствующей неповрежденному состоянию, до центра парусности.

14 Надводный борт и грузовая марка

14.1 Общие требования

14.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на суда, осуществляющие каботажные рейсы.
Для судов, совершающих международные рейсы, должны применяться соответствующие требования Международной конвенции о грузовой марке (КГМ 66/88).
На грузовых судах, совершающих международные рейсы, кроме грузовой марки, наносимой в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке, допускается наносить грузовую марку в соответствии с требованиями настоящего раздела.

14.2 Надводный борт и грузовая марка судов класса "М-СП"

14.2.1 Высота наименьшего летнего надводного борта, мм, судов, имеющих стандартную седловатость, должна быть не менее указанной в табл. 14.2.1.
Таблица 14.2.1
Длина судна, м
Суда
Длина судна, м
Суда
сухогрузные, буксиры, ледоколы, суда технического флота, пассажирские
наливные
сухогрузные, буксиры, ледоколы, суда технического флота, пассажирские
наливные
285
235
90
1070
910
40
380
320
100
1250
1060
50
485
405
110
1460
1210
60
625
525
120
1640
1380
70
785
660
130
1820
1550
80
960
780
2000
1710
Для пассажирских судов длиной 100 м и более, имеющих закрытую надстройку первого яруса, табличный наименьший надводный борт может быть уменьшен на величину , определяемую по формуле, м:
, (14.2.1-1)
где - наименьшее из следующих сопоставляемых размеров по вертикали, м:
расстояний от палубы переборок до нижних кромок закрытых отверстий, расположенных в наружных стенках закрытой надстройки первого яруса;
высот комингсов, ограждающих люки в палубе надводного борта;
, - длина и ширина надстройки первого яруса, м;
- наибольшая длина части судна, расположенной ниже предельной линии погружения;
- наибольшая ширина части корпуса судна, расположенной ниже предельной линии погружения.
14.2.2 Высота надводного борта на носовом перпендикуляре должна быть не менее суммарного значения ординаты стандартной седловатости и минимального надводного борта на миделе.
14.2.3 На бортах судов должна быть нанесена грузовая марка, размеры которой указаны на рис. 14.2.3.
14.2.4 Грузовую марку судов с избыточным надводным бортом следует наносить согласно рис. 14.2.4.
Верхнюю кромку горизонтальной линии круга грузовой марки следует размещать на расстоянии, равном высоте избыточного надводного борта, измеренном по вертикали вниз от верхней кромки палубной линии.
В нос от круга грузовой марки следует наносить марку для пресной воды на расстоянии, соответствующем 1/48 осадки, вверх от центра круга.
Указанное расстояние может устанавливаться с учетом фактической плотности соленой воды в морском районе плавания судна по формуле:
, (14.2.4)
где - расстояние между марками соленой и пресной воды, м:
- фактическая плотность соленой воды в районе плавания, .
В корму от круга грузовой марки следует наносить марки для плавания во внутренних водных бассейнах разрядов "М" и "О" и в прибрежных морских районах с соленой водой, в которых допускается плавание судов классов "М-ПР" и "О-ПР".
14.2.5 Грузовую марку на судах с минимальным надводным бортом следует наносить в соответствии с рис. 14.2.5.
Верхняя кромка горизонтальной линии круга должна быть расположена на расстоянии, равном значению летнего минимального надводного борта, измеренного по вертикали вниз от кромки палубной линии.
В нос от круга следует наносить летнюю грузовую марку (на уровне центра грузовой марки), грузовую марку для пресной воды и зимнюю грузовую марку для судов длиной менее 100 м, эксплуатируемых в Балтийском, Каспийском, Черном и Азовском морях.
Зимнюю грузовую марку необходимо наносить ниже летней грузовой марки на расстоянии, равном 1/48 летней осадки. В корму от круга следует наносить грузовые марки для плавания в бассейнах разрядов "М" и "О" и в прибрежных морских районах с соленой водой, в которых допускается плавание судов классов "М-ПР" и "О-ПР".
14.2.6 Периоды, в течение которых действует летняя или зимняя грузовая марка для судов длиной до 100 м, приведены в табл. 14.2.6.
Таблица 14.2.6
Район плавания
Время действия грузовой марки
зимней
летней
Балтийское морес 1 ноября по 31 мартас 1 апреля по 31 октября
Каспийское морес 1 декабря по 15 мартас 16 марта по 31 ноября
Черное морес 1 декабря по 29 (28) февраляс 1 марта по 31 ноября
Для судов длиной более 100 м зимняя грузовая марка не наносится.
14.2.7 Ординаты S стандартной седловатости закрытых судов приведены в табл. 14.2.7. Они могут быть рассчитаны также по формулам: