.3 судно без груза с балластом и полными запасами;
.4 судно без груза с балластом и полными запасами.
12.2.5 Остойчивость контейнеровозов должна проверяться при следующих вариантах загрузки:
.1 судно с наибольшим числом контейнеров при массе каждого контейнера с грузом, равной одной и той же части максимальной массы брутто для каждого типа контейнеров, с полными запасами и, если необходимо, с жидким балластом при осадке по летнюю грузовую марку;
.2 судно, загруженное так же, как указано в п. 1, но с 10% запасов;
.3 судно с наибольшим числом контейнеров при массе каждого контейнера с грузом, равной 0,6 максимальной массы брутто для каждого типа контейнеров, с полными запасами и, если необходимо, с жидким балластом;
.4 судно, загруженное так же, как указано в п. 3, но с 10% запасов;
.5 судно с наибольшим числом порожних контейнеров, с балластом и полными запасами;
.6 судно, загруженное так же, как указано в п. 5, но с 10% запасов.
12.2.6 Остойчивость судов, перевозящих лесные грузы на палубе, должна проверяться при следующих вариантах загрузки:
.1 судно с лесным грузом с удельным погрузочным объемом , предусмотренным в техническом задании (если данных об удельном погрузочном объеме нет, то принимается ), размещенным в трюмах и на палубе, с полными запасами при осадке по летнюю (лесную) грузовую марку. Если при полной загрузке лесом в трюмах и палубе осадка меньше, чем по грузовую марку, допускается прием балласта в днищевые балластные цистерны;
.2 судно, загруженное так же, как указано в п. 1, но с 10% запасов;
.3 судно с лесным грузом, обладающим наибольшим предусмотренным техническим заданием удельным погрузочным объемом и размещенным в трюмах и на палубе, с полными запасами;
.4 судно, загруженное так же, как указано в п. 3, но с 10% запасов;
12.2.7 Остойчивость судов, предназначенных для эксплуатации в условиях отрицательных температур, должна быть проверена с учетом ледовых нагрузок, принимаемых согласно 12.1.3.3 и 12.3.2 ч. I ПСВП.
12.2.8 Начальная метацентрическая высота судна (с учетом влияния свободных поверхностей) должна быть не менее 0,15 м.
12.2.9 Диаграмма статической остойчивости судна должна удовлетворять следующим требованиям:
.1 максимальное плечо диаграммы статической остойчивости должно быть не менее 0,25 м для судов длиной 80 м и менее и не менее 0,20 м для судов длиной 105 м и более при угле крена . Для судов длиной более 80 м, но менее 105 м плечо определяется линейной интерполяцией приведенных выше данных;
.2 угол заката или угол обрыва диаграммы статической остойчивости должен быть не менее 50°;
.3 площадь под кривой восстанавливающих плеч должна быть не менее:
до угла крена 30° - 0,055 .;
до угла крена 40° или до угла заливания (в зависимости от того, какой угол меньше) - 0,09 ;
от угла 30° до угла 40° или до угла заливания (в зависимости от того, какой угол меньше) - 0,03 .
12.2.10 Остойчивость судна по основному критерию (критерию погоды) считается достаточной, если в расчетных погодных условиях (см. 3.2.1) оно выдерживает динамическое давление ветра, то есть или
(12.2.10)
Значения и в формуле (12.2.10) определяются по схеме, приведенной в 12.4 ч. I ПСВП как для судов класса "М", при этом расчетная амплитуда качки судна определяется в соответствии с 12.2.11.
12.2.11 Амплитуда качки судна с круглой скулой, град., без скуловых килей определяется по формуле
, (12.2.11-1)
где - множитель, рассчитывается по формуле
(12.2.11-2)
или принимается по табл. 12.2.11-1 в зависимости от отношения ширины судна В к осадке Т;
- множитель, рассчитывается по формуле
(12.2.11-3)
или принимается по табл. 12.2.11-2 в зависимости от коэффициента общей полноты ;
- множитель, рассчитывается по формуле
(12.2.11-4)
или принимается по табл. 12.2.11-3 в зависимости от отношения ;
- начальная метацентрическая высота, м.
12.2.12 Если судно имеет скуловые кили, то амплитуда качки определяется по формуле
, (12.2.12-1)
где коэффициент k в зависимости от рассчитывается по формуле
, (12.2.12-2)
или принимается по табл. 12.2.12 в зависимости от отношения площади скуловых килей , , к произведению .
12.2.13 По согласованию с Речным Регистром амплитуда качки может быть снижена, но не более чем до минимально допустимых значений, определяемых по схеме, приведенной в 12.4 ч. I ПСВП как для судов класса "М", при этом амплитуда качки рассчитывается по формуле, град.,
(12.2.13)
или принимается по табл. 12.2.13 в зависимости от параметра m.
12.2.14 Остойчивость судов, перевозящих навалочные грузы, должна отвечать следующим требованиям:
.1 расчетное ускорение при бортовой качке (в долях g) не должно превышать 0,3, то есть критерий ускорения