СП 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм стр. 6

Такое закрепление пути следует проводить на главных путях при костыльном скреплении, подъездных и соединительных путях, путях раздельных пунктов, по которым проводят безостановочный пропуск поездов (подач), а также на приемо-отправочных путях, путях в пределах головы сортировочных парков, сортировочных и вытяжных путях в пределах зоны торможения, на подходах к мостам и путепроводам, с безбалластным пролетным строением.
На подъездных и соединительных путях, расположенных на уклонах более 10 ‰, пружинные противоугоны следует устанавливать на каждой шпале.
6.7 Главные пути в пределах станций, разъездов и обгонных пунктов следует укладывать рельсами типа, принятого для главного пути прилегающих перегонов, а на приемо-отправочных путях допускается укладка рельсами на один тип легче, но не ниже Р50.
На сортировочных, вытяжных, погрузочно-разгрузочных, деповских и других станционных путях разрешается укладывать рельсы не ниже Р50; в горловинах сортировочных горок, перерабатывающих более 1500 вагонов в сутки, следует укладывать новые рельсы Р65.
На станционных путях при соответствующем обосновании допускается укладывать сварные рельсовые плети из новых рельсов, в том числе при гравийном и песчано-гравийном балласте, в прямых и кривых радиусом не менее 600 м. В подгорочных парках применение плетей в пределах тормозной зоны обязательно.
6.8 На приемо-отправочных путях при укладке стрелочных переводов, обеспечивающих безостановочный пропуск поездов со скоростью движения более 50 км/ч, верхнее строение пути должно быть такого же типа, что и на главных путях.
6.9 Род и число шпал на главных путях в пределах станций, разъездов и обгонных пунктов должны соответствовать нормам, установленным для перегонов. На приемо-отправочных путях, внутристанционных соединительных путях со скоростями движении более 20 км/ч, на сортировочных горках и в сортировочных парках – по нормам железнодорожных путей с грузонапряженностью более 10 млн т·км/км в год.
На прочих станционных путях следует укладывать деревянные шпалы типа II или старогодние железобетонные числом не менее 1600 шт./км. В пределах закрестовинных кривых число шпал следует назначать из расчета не менее 1840 шт./км.
6.10 Ширину балластной призмы поверху на прямых участках (при всех видах балласта) определяют расчетом исходя из обеспечения плеча балластной призмы за торцом шпалы или переводного бруса, см, не менее:
45 – на линиях скоростных, особогрузонапряженных и категорий I, II и III;
40 – на линиях категории IV, подъездных и станционных путях при укладке бесстыкового пути;
35 – на линиях категории IV, подъездных и станционных путях при укладке звеньевого пути. На кривых участках пути толщину балластной призмы следует принимать с учетом возвышения наружного рельса при сохранении под внутренним рельсом балластного слоя толщиной, установленной для прямых участков в соответствии с таблицей 6.1.
На кривых участках пути радиусом менее 600 м ширину балластной призмы необходимо увеличить с наружной стороны на 0,1 м.
Новый или очищенный балласт должен быть из твердых пород по ГОСТ 7392. Песчано-щебеночная смесь для балластного слоя железнодорожного пути должна соответствовать требованиям технических условий. Гравийный или гравийно-песчаный балласт должен соответствовать ГОСТ 7394. Не допускается укладка в балластную призму смешанного по прочности щебня. В кривых радиусом не более 350 м плечо и откос балластной призмы с наружной стороны кривой должны быть омоноличены полимерами.
При реконструкции железнодорожных линий с заменой песчано-щебеночной смеси на щебеночный балласт допускается оставление в нижних слоях призмы слоя песчано-щебеночной смеси толщиной не более 15 см. При этом толщина слоя щебеночного балласта под шпалой над оставшимся слоем песчано-щебеночной смеси должна быть не менее значений, указанных в таблице 6.1. Возможность частичного оставления балласта из песчано-щебеночной смеси определяется проектом.
Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, для песчаной подушки – 1:2.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал. Планировку поверхности балластной призмы следует выполнять с уклоном 10 ‰ в сторону обочин, а на многопутных участках станционных парков – в сторону междупутий, с устройством продольных и поперечных водоотводов.
6.11 Вид балласта и его толщина на главных путях станций, разъездов и обгонных пунктах должны соответствовать нормам, установленным для перегонов. На приемо-отправочных и других станционных путях допускается устраивать однослойную призму из гравийного или гравийно-песчаного балласта. Допускается применение щебеночного балласта фракций 5–25 мм, песчано-щебеночной смеси или металлургического шлака на песчаной, песчано-гравийной или ракушечной подушке.
Толщину балластного слоя под шпалой на станционных путях, кроме главных, следует принимать не менее 30 см на земляном полотне из глинистых грунтов, мелких и пылеватых песков и не менее 25 см на земляном полотне из скальных, крупнообломочных грунтов и песков, за исключением мелких и пылеватых. При использовании щебеночного балласта или песчано-щебеночной смеси, а также балласта из металлургического шлака на песчаной подушке толщина верхнего слоя должна быть не менее 20 см, а песчаной подушки – не менее 15 см.
Для предупреждения расстройств рельсовой колеи по уровню и в профиле в местах потенциально повышенного динамического воздействия [стыки, стрелочные переводы, уравнительные пролеты, конец затяжного спуска, понижение («яма») в продольном профиле] могут предусматриваться армирование балласта геосинтетическими материалами и (или) применением полиуретановой пропитки, а также создание защитных подбалластных слоев на основе расчетов по прочности.
6.12 Междупутья шириной до 6,5 м следует заполнять балластом. Поверхности балласта между торцами шпал смежных путей следует придавать поперечный уклон в соответствии с поперечным уклоном верха земляного полотна станционной площадки (но не менее 10 ‰). При этом разность отметок головок рельсов смежных путей должна быть не более 0,15 м. При усилении (реконструкции) станции, когда исключена возможность заноса пути снегом или песком, разность отметок головок рельсов главных и смежных с ним путей в обоснованных случаях допускается увеличивать до 0,25 м.
6.13 При расстоянии между осями путей на станциях более 6,5 м балластный слой смежных путей допускается устраивать раздельным, при этом должен быть обеспечен отвод воды из междупутья.
6.14 Поверхность балластного слоя на станционных путях должна быть на 3 см ниже верхней постели переводных брусьев и деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал. Планировка поверхности балласта должна обеспечивать сток воды с пути.
6.15 Стрелочные переводы должны иметь марки крестовин не круче указанных в таблице 6.3 и соответствовать типу укладываемых рельсов. Стрелочные переводы, укладываемые на главных путях станций, разъездов и обгонных пунктов, должны обеспечивать пропуск поездов по прямому направлению со скоростью, не меньшей, чем реализуемая на прилегающих перегонах.
Т а б л и ц а 6.3
Назначение стрелочных переводов
Марки крестовин стрелочных переводов, не круче
Для безостановочного пропуска поездов, при
разветвлении главного пути и в
путепроводных развязках
1/18; 1/22 и в обоснованных случаях 1/11
Для приема и отправления пассажирских
поездов по боковому пути
1/11; перекрестные переводы и одиночные,
являющиеся продолжением перекрестных, –
1/9
Для приема и отправления грузовых поездов
по боковому пути
1/9; симметричные 1/6
На соединительных и прочих станционных
путях
1/9; симметричные 1/6
Станционные, погрузо-разгрузочные пути на
подъездных и соединительных путях (кроме,
приемо-отправочных путей, подгорочных
путей и путей следования длинномерных
грузов и сцепов)
1/7; симметричные 1/4,5
П р и м е ч а н и е – Стрелочные переводы на скоростных линиях и пассажирских линиях со скоростями
свыше 140 км/ч должны быть с гибкими остряками и крестовиной с непрерывной поверхностью катания.
Остряки, рамные рельсы, уголки и подвижные сердечники должны быть термоупрочненными.
6.16 Стрелочные переводы и стрелочные улицы, включая закрестованные кривые, на главных и приемо-отправочных путях, в предгорочных и подгорочных горловинах, совместно с путями на горках и на тормозных позициях, а также стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, следует укладывать на щебеночный балласт или балласт из песчано-щебеночной смеси с обеспечением водоотвода. При этом толщину балластного слоя под переводными брусьями и шпалами на стрелочных переводах на главных путях следует принимать по таблице 6.1 для соответствующих категорий, а на остальных указанных в настоящем пункте стрелочных переводах и горочных путях – по нормам железнодорожных путей с грузонапряженностью более 10 млн т·км/км в год.
Под переводными брусьями на стрелочных переводах, которые не перечислены в настоящем пункте, следует укладывать балластный слой по 6.11.
Стрелочные переводы следует укладывать на железобетонных, композитных или деревянных антисептированных брусьях. Допускается устройство безбалластной конструкции.
6.17 Между стрелочными переводами на главных путях на новых линиях при скоростях до 140 км/ч необходимо предусматривать вставки длиной не менее 12,5 м, при скоростях свыше 140 до 200 км/ч – длиной не менее 25,0 м. На реконструируемых линиях в трудных условиях допускается длину вставки принимать 6,25 м при скоростях до 140 км/ч и 12,5 м – при скоростях до 200 км/ч.
В особо трудных условиях при реконструкции существующих станций длины прямых вставок определяются проектом.
На сортировочных, вытяжных, погрузочно-разгрузочных, деповских и других станционных путях следует укладывать новые рельсы типа не ниже Р50; в горловинах сортировочных горок следует укладывать новые рельсы Р65.
На станционных путях следует укладывать сварные рельсовые плети из новых рельсов, в том числе при гравийном и песчано-гравийном балласте, в прямых и кривых радиусом не менее 600 м. В подгорочных парках применение плетей в пределах тормозной зоны обязательно.
6.18 Конструкцию верхнего строения пути на мостах (путепроводах, эстакадах, виадуках) следует принимать по СП 35.13330, а в тоннелях (галереях) – по СП 122.13330 с учетом обеспечения требований [2].
6.19 На мостах и в тоннелях должна быть обеспечена возможность механизированного ремонта, осмотра рельсов, скреплений, шпал, плит и других элементов конструкции пути, а в тоннелях – дополнительно содержание и ремонт водоотводных устройств и механизированная уборка засорителей с пути.
6.20 Не допускается применение старогодних рельсов.
6.21 Для пути на мостах следует применять железобетонные, композитные или деревянные шпалы на щебеночном балласте или безбалластные конструкции пути. Толщина балласта под шпалами должна быть не менее 0,25 м, на реконструируемых мостах – не менее 0,2 м, при укладке щебня на дренирующую прослойку из нетканого геотекстиля на слое щебня фракций 5–25 мм. Ширина балластных корыт пролетных строений и устоев мостов должна обеспечивать ремонт пути с помощью щебнеочистительных машин и предусматривать возможность повышения отметок пути при ремонтах до 0,1 м с обеспечением необходимого плеча балластной призмы.
Путь на подходах к мостам следует укладывать на щебеночном балласте на протяжении в каждую сторону 200 м у малых и средних мостов и 500 м у больших.
6.22 В местах сопряжения безбалластных конструкций пути на мостах и в тоннелях с конструкцией пути на земляном полотне рекомендуется устраивать участки специального переходного пути с переменной жесткостью.
6.23 На путях, проходящих под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа, если расстояние от оси пути до опор менее 3 м и в выемках (полувыемках) «обжатого» профиля с подпорными стенками, при соблюдении ГОСТ 9238 следует укладывать контруголки (контррельсы).
6.24 На кривых участках железнодорожного пути радиусом 300 м и менее на деревянных шпалах на новых и реконструируемых линиях при подтверждении расчетом могут быть установлены металлические стяжки, число которых принимают по таблице 6.4.
Т а б л и ц а 6.4
Радиус
кривой, м
Тип рельсов
Расстояние между стяжками
при числе шпал на 1 км, шт.
Примечание
1600
1840
2000
200 и менее
Р50; Р65; Р75;
(с) Р50;
(с) Р65;
(с) Р75
1,25
1,25
1,25
На железных дорогах категорий IV, V
и внутристанционных подъездных
путях
200–300
Р50; Р65;
(с) Р65;
(с) Р75
1,5
1,5
На железных дорогах категорий III–V
На мостах с бесстыковым путем при пролетах более 66 м, где необходима укладка уравнительных приборов, рельсы должны быть типа Р65, с вертикальным износом рамных рельсов и остряков не более 4 мм.
Бесстыковой путь на мостах, на скоростных, пассажирских, особогрузонапряженных магистралях следует укладывать с термоупрочненными рельсами с числом шпал на 1 км не менее чем на прилегающих участках с балластной призмой, толщиной балласта под шпалой не менее 20 см, допуском +5 см и шириной плеча не менее 40 см. Стрела подъема рельсового пути на металлических пролетах неразрезных пролетных строений должна быть в пределах 1/2500–1/3000 в крайних пролетах и 1/5000–1/6000 – в средних. Концы рельсовых плетей, перекрывающих мосты, должны находиться за их пределами на расстоянии не менее 50 м от шкафной стенки устоя при длине моста свыше 33 м и 25 м – при длине моста до 33 м.
6.25 До укладки рельсошпальной решетки на железобетонных мостах и путепроводах, а также на подходах к ним на расстоянии не менее 30 м в обе стороны должен быть уложен балластный слой толщиной не менее 20 см с устройством временных отводов с уклонами в профиле не круче 5 ‰. При укладке бесстыкового пути на железнодорожных линиях при реконструкции действующих железных дорог после сплошной замены рельсов допускается проводить их профилактическую шлифовку. Неровности на поверхности катания головки рельса на базе измерения 1,5 м не должны превышать 0,3 мм. Нормы износа головки рельсов типа Р65 и неровности на поверхности катания к моменту сдачи линии в постоянную эксплуатацию не должны превышать значений, приведенных в таблице 6.5.
Т а б л и ц а 6.5
Размеры в миллиметрах
Характеристика неровности
Значение
1 Вертикальная ступенька на стыке
1,0
2 Глубина волнообразной неровности при длине 1 м
1,0
3 Глубина выбоины
1,0
4 Провисание концов, включая смятие и седловины
1,5
5 Боковой износ
6,0
Нормы износа металлических частей стрелочных переводов при сдаче линии в постоянную эксплуатацию не должны превышать значений, приведенных в таблице 6.6.