Дата введения 1 января 1999 г.
Введен впервые
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет (далее - детей) по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации (далее - автобусы), и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности
ГОСТ Р 41.16-2005 (Правила ЕЭК ООН N 16) Единообразные предписания, касающиеся:
I. Ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств;
II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности
ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН N 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства
ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН N 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции
ГОСТ Р 41.80-99 (Правила ЕЭК ООН N 80) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений
ГОСТ Р 41.89-99 (Правила ЕЭК ООН N 89) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:
I. Транспортных средств в отношении ограничения их максимальной скорости;
II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения скорости (УОС) официально утвержденного типа;
III. Устройств ограничения скорости (УОС)
ГОСТ Р 50844-95 Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Исключен
4. Технические требования
4.1а Автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категории М2 и М3 по ГОСТ Р 52051 с учетом требований настоящего стандарта.
4.1 Показатели массы
4.1.1 Определение массы снаряженного автобуса осуществляют по ГОСТ Р 41.36 и ГОСТ Р 41.52.
4.1.2 Полную конструктивную массу автобуса определяют при принятии следующих ограничений:
- масса ребенка - 40 кг;
- масса взрослого пассажира, сопровождающего детей, - 75 кг;
- масса ручной клади - 5 кг на одного ребенка;
- масса перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка;
- масса КК - 20 кг
4.2 Планировка пассажирского помещения
4.2.1 Рекомендуемые варианты размещения сидений для перевозки детей (далее - сиденья) в автобусе приведены в приложении А.
4.2.2 В автобусе должны быть предусмотрены только места для сиденья.
4.2.3 Сиденья должны быть обращены вперед по ходу автобуса.
4.2.4 Исключен с 1 января 2008 г.
4.2.5 В автобусе должны быть предусмотрены отсек в задней части и (или) полки над окнами или другие места для размещения ручной клади и (или) багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м2 и не менее 20 дм3 на каждое место пассажира.
Для варианта конструкции автобуса, предназначенного, в том числе, для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, в автобусе должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.
4.2.6 Исключен с 1 января 2008 г.
4.2.7 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 30 см, а высота свободного пространства над ними - не менее 20 см. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Величина наклона, измеренная от горизонтальной поверхности, должна быть не менее 10°".
Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.
4.3 Сиденья (приложение Б)
4.3.1 Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной от поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 55 см над участком пола для ног сидящего ребенка (Н), должно быть не менее 60 см.
4.3.2 Ширина подушки одноместного сиденья (2F) должна быть не менее 32 см.
4.3.3 Ширина свободного пространства (G) одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сидения по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 20 до 60 см над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 17 см.
4.3.4 Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом величин F и G, указанных в 4.3.2 и 4.3.3.